Уроки доброты

Разделы: Литература


УРОК 1

Тема: “Урок Доброты” (по рассказу Ю. Яковлева “Баваклава”)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Ю. Яковлева;
  2. Развивать речевые навыки при анализе художественного произведения;
  3. Помочь учащимся понять, что такое доброта и отзывчивость.

Оборудование:

  1. Портрет писателя
  2. Выставка книг
  3. Рисунки к рассказу
  4. Сувениры-сердечки
  5. Грамзапись

Ход уока:

I. Оргмомент

II.

а) Звучит песня (2 куплета песни “Из чего наш мир состоит”)

б) Слово учителя

Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения, на котором мы поделимся впечатлениями о прочитанном рассказе, постараемся понять, что такое доброта, отзывчивость, дружба? Как стать необходимым людям? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем?

Ответить на эти вопросы помогают книги, мимо которых нельзя пройти. Они должны стать вашими друзьями. Это книги Юрия Яковлева.

Перед нами небольшая выставка его книг: “Багульник”, “Мальчик с коньками”, “Рыцарь Вася”, “У человека должна быть собака” и другие рассказы.

Обратите внимание на удивительно доброе лицо писателя, который с гордостью заявляет, что он детский писатель.

  1. Биография писателя.

  2. (Доклад ученицы)

  3. Беседа по рассказу “Баваклава”

    1. Почему так называется рассказ?
    2. Что вы скажете о Лёне Шарове? Как он жил?
    3. Когда Лёня вспоминал о бабушке?
    4. Когда и чему радовался Лёня?
    5. Как мальчик относился к бабушке?
    6. Какая бабушка была у него?
    7. Умела ли она ценить дружбу?
    8. Что означает это – человек счастлив, когда отдаёт?
    9. Почему Лёня не ценил свою бабушку?

Учитель: Лёня был неблагодарным. Это очень плохо. Запишите значение слова благодарность.

Благодарность - чувство признательности за оказанное добро, внимание.

Благодарить- дарить благо, выражать благодарность.

  • В дом пришло горе. Умерла бабушка. Как повёл себя Лёня когда узнал об этом?
  • Что постепенно начинает понимать Лёня?
  • Как вы понимаете слова писателя: “Он запоздало выполнял свой маленький долг”?
  • Вот бабушка лежит, а Лёня сидит рядом. Какое слово его испугало?
  • К какому выводу приходит Лёня?

Учитель: Жить для людей, как вы это понимаете? (делать добро другим, совершать добрые дела, любить людей).

Учитель: Запишите в тетрадь значение слова доброта.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель: Бесценное это человеческое качество – доброта, без него невозможно жить и невозможно сама жизнь.

Вывод: писатель хочет, чтобы его рассказ научил вас, ребята, думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто живёт рядом с вами.

V. Защита рисунков(учащиеся рассказывают, что они нарисовали и почему и т.д.).

VI.Отзыв о рассказе (учащиеся читают свои отзывы, написанные дома).

VII.Слово учителя: Помните, что жизнь дана на добрые дела.

Назовите пословицы о доброте (все ученики называют по одной пословице, которые они нашли при выполнении домашнего задания к уроку).

VIII.Домашнее задание.

Прочитать рассказ Юрия Яковлева “Багульник” и в тетради написать отзыв.

IX.Стихотворение “Берегите друг друга” (читает ученик, который выучил его заранее).

X. Заключение.

Дети раздают сердечки , которые они нарисовали друг для друга (звучит песня “Большой хоровод”).

Учитель: Помните, что жизнь дана на добрые дела. Вы получили маленькие сердечки- сувениры, как символ Доброты, на память о нашем уроке.

УРОК 2

Тема: “Урок Доброты” (по рассказам Ю. Яковлева)

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о творчестве Ю. Яковлева;
  2. Развивать речевые навыки при анализе художественного произведения;
  3. На примере героев книг воспитывать у учащихся такие качества, как доброта, чуткость отзывчивость.

Оборудование:

  1. Грамзапись
  2. Карточки-сердечки
  3. Плакаты с высказываниями Ю. Яковлева
  4. Рисунки к рассказам Ю. Яковлева
  5. Портрет писателя
  6. Выставка книг

Ход урока

Класс был разделён на четыре группы, каждая из которых работала со своим рассказом, учащиеся должны были прочитать все названные рассказы:

  1. “Цветок хлеба”.
  2. “Рыцарь Вася”.
  3. “Багульник”.
  4. “Мальчик с коньками”.
  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Сегодня у нас с вами урок раздумья, раздумье над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек. Что такое дружба? Что такое доброта? Ответить на эти вопросы нам помогут рассказы: : “Багульник”, “Мальчик с коньками”, “Рыцарь Вася”, “У человека должна быть собака”, “Цветок хлеба” и другие рассказы.

  4. Литературная викторина. Учитель: вы читали рассказы Ю.Яковлева, а хорошо ли вы запомнили героев?

Чей это портрет, из какого он произведения:

  1. “У него был нос бугорком, подбородок со впадинкой, волосы рыжеватые, как у бабушки…” (Лёня Шаров. “Баваклава”)
  2. “Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос…” (Коста. “Багульник”).
  3. “На толстом лице выделялись три бугорка, два над глазами у начала бровей, а третий между носом и верхней губой…” (Вася Рыбаков “Рыцарь Вася”).

Кто из героев произведения Ю.Яковлева:

  1. Спас мальчика, который чуть не утонул.(Вася. “Рыцарь Вася”).
  2. Помогал собакам: кормил их, гулял с ними.(Коста. “Багульниу”).
  3. Понял, что бабушка была для него самым близким другом. (Лёня Шаров. “Баваклава”).
  4. Помог человеку, которому стало плохо на улице. (Мальчик. “Мальчик с коньками”),
  5. Не стал есть хлеб, а положил в его в сундук к дедушке. (Коля. “Цветок хлеба”).
  1. Отзывы о рассказах.

Учитель читает слова Ю.Яковлева: “Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам интересные истории, знакомлю их с разными людьми? Чтобы развлечь их? Чтобы помочь им интересно провести время? Нет!

У моих книг другая задача – помочь ребятам жить!!!

Послушает ваши отзывы о прочитанных рассказах.

  1. “Цветок хлеба”.
  2. “Рыцарь Вася”.
  3. “Багульник”.
  4. “Мальчик с коньками”.
  1. Беседа

  1. Что общего между этими рассказами? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
  2. Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).
  3. В прошлом учебном году мы с вами анализировали рассказ “Баваклава”, говорили о доброте, отзывчивости и даже записали, что такое доброта. Что же такое доброта? (следуют ответы учащихся).
  1. Мой читательский дневник.

  2. Учитель: Читая рассказы “Цветок хлеба”, “Рыцарь Вася”, “Багульник”, “Мальчик с коньками”, вы выписывали в читательский дневник наиболее важные мысли, мудрые замечания писателя, которые вам могут пригодиться в жизни:

    (учащиеся каждой группы выходят к доске и зачитывают мысли из читательского дневника).

  3. Подведение итогов урока.

  4. Учитель анализирует работу групп, отмечает лучшие работы и подводит учащихся к выводу:

    В произведениях Ю.Яковлева затронуто так много вопросов об отношении людей друг к другу, об умении сострадать, сопереживать, об умении дарить людям тепло своей души.

    Бесценное это человеческое качество – доброта.

  5. Домашнее задание.

Творить добро. Проведём эксперимент – побудете в роли альтруистов. К следующему уроку подготовьте рассказ о ваших добрых делах.

IX. Звучит песня Мигули “Улыбка”, дети раздают сердечки, на которых написаны добрые пожелания.