Строение клетки

Разделы: Биология


Цели:

  1. Повторить основные понятия темы “Строение клетки”, выявить умения использовать научную терминологию.
  2. Систематизировать умение характеризовать особенности прокариот и эукариот.
  3. Развивать познавательную активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации.
  4. Развивать способности сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задачи урока.

Обучающие:

  1. Обобщить, систематизировать и корректировать знания учащихся о клеточной теории и истории изучения клетки, строении прокариот и эукариот, мембранных и немембранных органоидов и выполняемых ими функциях.
  2. Совершенствовать умения в использовании цифрового микроскопа.
  3. Умение работать с микропрепаратами.

Развивающие:

  1. Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий.
  2. Способствовать развитию мышления.
  3. Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию умений учащихся предъявлять результаты своей работы, и степень сформированности ряда интеллектуальных умений.
  2. Способствовать развитию умений работать в заданном темпе, четко и кратко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении проверочных работ.
  3. Развивать навыки и умения работать командой.

Планируемые результаты обучения: учащиеся должны показать уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений по теме “Строение клетки”.

Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.

Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения через работу с компьютером и мультимедийной техникой.

Средства обучения: презентация, микропрепараты растительной, животной и бактериальной клетки, цифровой микроскоп, таблица “Строение клетки”.

Ход урока

  1. Организация класса – сообщение целей и задач урока.
  2. Объяснение работы с оценочным листом.
  3. Тест “Ответь на вопросы” – проверка-оценивание
  4. Тест “Допиши предложения” – проверка-оценивание
  5. Игра “Проверь себя”
  6. Игра “Собери клетку” (по вариантам 1 - растительная клетка, 2 - животная клетка).
  7. Лабораторная работа “Сравнить строение растительной и животной клетки. Прокариот и эукариот” Вывод.
  8. Презентация детей на тему “Генная инженерия”.
  9. Выставление оценок. Домашнее задание.
  10. Окончание урока.

Инструктивная карта к уроку по теме “Размножение

1. Занесите в тетрадь оценочный лист.

УЭ Баллы Оценка

УЭ-1

УЭ-2

УЧ-3

УЧ-4

УЧ-5

УЭ-6 (выходной контроль)

2. Работайте по инструктивной карте.

Учебный элемент Учебный элемент с указанием заданий Руководство по усвоению материала
УЧ-1. Разминка Цель: повторить основные понятия темы “Размножение”, выявить умения использовать научную терминологию.

ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение понятиям:

- Половые клетки

- Оплодотворение

- Зигота

- Бесполое размножение

- Половое размножение

- Обоеполый организм

- Однополый организм

- Пестик

- Тычинка

- Опыление

- Самоопыление

- Перекрестное опыление

Поставьте один балл в УЭ-1, если вы дали ответ классу. Если вы не приняли участие в этом задании, то поставьте 0 баллов в этой графе.
УЭ-2. Размножение животных.

Цель: систематизировать умение характеризовать особенности размножения животных; определить уровень умения обобщать.

ЗАДАНИЕ 2. Обобщите по признаку.

1. Округлая, неподвижная половая клетка с запасом питательных веществ……..

2. Подвижная половая клетка, не содержит питательные вещества……….

3. Знак Венеры, яйцеклетка………

4. Знак Марса, сперматозоид……..

5. Гидра, почкование, клетки тела………

6. Гидра, гермафродит, половые клетки……

Проведите самоконтроль по ключу и поставьте оценку в графе УЧ-2 по критериям:

0 – “5”

1 - “4”

2-3 - “3”

более 3 - “2”

УЭ-3. Размножение растений Цель: систематизировать умения характеризовать особенности полового и бесполого размножения растений, определить уровень развития познавательной активности, умение применять фактические знания в игровой ситуации.

ЗАДАНИЕ 3. Поиграйте в биологические карты, которые содержат вопросы о размножении растений.

(Правила игры в биологические карты смотрите в приложении 1)

Поставьте баллы в УЭ-3 по критериям:

“5”- вышел первым;

“4”- вышел вторым;

“3” - вышел третьим;

“2” - вышел последним.

Если вы вышли одним из первых ответьте на вопросы:

1. Почему в природе цветки огурца называют “пустоцвет”?

2. Зачем природа сделала “самцов” и “ самок” у растений?

3. Какие есть приспособления у растений, препятствующие самоопылению?

Поставьте в этой же графе один балл, если вы приняли участие в обсуждении вопросов.

УЭ-4. Распространение растений.

Цель: Выявить умение характеризовать приспособленность семян и плодов растений для распространения различными способами, определить уровень логического мышления на основе установления причинно- следственных связей.

ЗАДАНИЕ 4. Найдите соответствие между приспособлением семян и плодов к распространению и способами распространения:

1. Семена с крылышками

2. Семена, спрятанные в сочные плоды

3. Семена с крючочками

4. Семена с воздушными полостями

5. Семена с парашютиками

6. Семена кокосовой пальмы

7. Семена бешеного огурца

ОТВЕТЫ:

А. Ветром

Б. Водой

В. Животными

Г. Самораспространение

Проведите самоконтроль и поставьте балл УЭ-4 по критериям:

0-“5”

1-“4”

2-“3”

Более 2-“2”

УЭ-5. Подведение итогов

Цель: выявить уровень способности сравнивать, обобщать, делать выводы.

ЗАДАНИЕ 5. Сравните размножение растений и животных и определите, что общего в размножении растений и животных, заполнив схему:

Половые клетки – новый организм.

1. Проведите взаимоконтроль и поставьте баллы в УЭ-5 по критериям УЭ-4.

2. Подсчитайте общее количество баллов всех УЭ и поставьте себе оценку в графе оценка по количеству баллов:

“5”- набрали 20 и более баллов;

“4”- набрали 16-19 баллов;

“3”- набрали 10-15 баллов;

“2”- набрали менее 10 баллов

УЭ-6. Выходной контроль.

Цель: выявить уровень усвоения информации по теме “Размножение”

ЗАДАНИЕ 6. Выпишите цифры, характеризующие размножение

1 вариант – растений

2 вариант – животных

1. Яйцеклетка

2. Спермии

3. Сперматозоид

4. Тычинка

5. Гермафродит

6. Пестик

7. Семя

8. Почкование

9. Опыление

10. Оплодотворение

Данное задание оценит учитель и выставит общую оценку с учетом вашей работы по инструктивной карте.

4. Резюме.

Понравилась или не понравилась вам форма работы на уроке? Заштрихуйте в квадратике, на сколько вам понравился урок.

25%  50%

75%  100%

5. Подведение итогов урока.

1. Выскажите ваши пожелания: какие проблемы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить.

6. Домашнее задание: повторить параграфы 6-9.

Приложение 2, 3