Знакомство с понятием "выражение". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Дать представление о выражении, учить отличать выражения от других математических записей.

Задачи:

  1. Учить записывать и читать выражения, равенства и неравенства.
  2. Учить производить действия сложения и вычитания при помощи таблицы сложения и натурального ряда чисел.
  3. Развивать творческое, логическое мышление, внимание, память, речь.
  4. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Методы: проблемные; словесные.

Формы: коллективные, индивидуальные.

Ход урока 

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

II. Математическая разминка.

1) У бабушки Даши был внучок Паша, котик Пушок, собака Дружок,

Сколько внучат у бабушки Даши?

Д: 2, 3, 1

У: Почему три?

Д: Потому что были Паша, Дружок и Пушок.

Д: А разве Пушок и Дружок это внуки?

Д: Один внук у бабушки Даши – Паша.

2) Сколько орехов в пустом стакане?

Д: ни одного, стакан пустой.

3) Сколько ложек соли нужно положить в стакан с чаем, чтобы чай был сладким?

Д: Кто как любит.

Д: А разве соль кладут в чай?

Д: Это задача-ловушка.

У: Молодцы. Вы все готовы узнавать новое, становиться образованнее.

III. Знакомство с новым материалом:

На доске записаны математические записи:

7 + 2 = 9
3 < 7
6 – 3 < 4
6 + 3
5 < 8

У: Посмотрите на эти записи. Что вы можете о них сказать? Чем они похожи?

Д: Есть суммы и разности.

– Здесь записаны равенства и неравенства.

– Не все записи можно назвать равенствами и неравенства. Есть лишняя запись: 6+3. В ней нет знака сравнения.

У: Верно. Эту запись нельзя назвать равенством или неравенством. В ней нет знака сравнения. Математики назвали такие записи ВЫРАЖЕНИЯМИ.

IV. Работа по учебнику.

У: Откройте учебник на странице 46, найдите номер 104. Прочитайте задание. На какие группы можно разделить все записи в синей рамке?

Д: Равенства и неравенства.

У: А как называются записи в красной рамке?

Д: Разности и суммы.

У: Чем отличаются записи в красной рамке от записей в синей рамке?

Д: Нет знаков сравнения.

У: Как называются такие записи?

Д: Это выражения.

Дети читают правило в учебнике. Самостоятельно записывают в тетрадях по три выражения, затем несколько учащихся читают свои записи.

V. Физминутка.

На доске записаны ряды чисел:

1 3 5 6 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
3 5 8 9 …
3 4 5 6

У: Можно ли эти ряды чисел назвать натуральными?

Д: Не все ряды чисел натуральные.

– Первый ряд чисел нельзя назвать натуральным, т.к. числа записаны не по порядку.

– Натуральный ряд чисел только второй.

– Последний ряд чисел – это отрезок натурального ряда чисел.

У: В задании 105 нужно из таблицы сложения выписать такие три суммы, чтобы из их значений можно было составить отрезок натурального ряда чисел.

Дети предлагают свои варианты. Например: 1+2, 3+1, 3+2. Затем дети составляют разности, в которых уменьшаемые – значения данных сумм (3-2, 4-2, 5-1).

У: Сколько всего выражений вы записали?

Д: 6.

У: Молодцы, ребята, правильно.

VI. Физминутка.

VII. Работа в печатной тетради.

У: Откройте тетради на странице 28. Прочитайте задание номера 57.

№57. Дети подчёркивают суммы, разности, выражения, обосновывая свой выбор. Делают вывод, что суммы и разности – это и есть выражения.

№59. Пользуясь таблицей сложения, дети вычисляют суммы, а затем по натуральному ряду чисел вычисляют разности. Красным карандашом подчёркивают выражения.

№60. Самостоятельно выполняется задание: продолжить узор.

№61. У: Прочитайте. Что можете сказать об этом тексте? Ответ обоснуйте.

Д: Это математический рассказ.

– Есть вопрос. Есть числа.

У: О ком говорится в математическом рассказе?

Д: О Пете и его друге.

У: Что было у Пети? Что он сделал?

Д: У Пети 4 мяча.

– Он подарил свои мячи другу.

У: На какой вопрос нужно ответить?

Д: Сколько мячей осталось у Пети?

У: Прочитайте выражения и выберите то выражение, с помощью которого можно ответить на этот вопрос. Подчеркните его. Найдите значение выражения.

VIII. Итог урока.

У: Возьмите в руки зеленый карандаш. Сейчас вы будете рисовать листочки. Если что-то на уроке у вас получалось лучше, вы рисуете лист сплошной линией, если что-то хуже – прерывистой линией.

– Сегодня мы узнали о том, что называют выражением.

– Повторили таблицу сложения.

– Повторили понятие натурального ряда чисел и отрезка натурального ряда чисел.

– Вспомнили, что называют математическим рассказом.

– Старались мыслить, развивали логику, отдыхали.

– Какие прекрасные листочки у вас получились, поднимите их. А в целом выросло целое дерево. А в нем большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята!

Спасибо за работу на уроке.