Спецификация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (662 кБ)


Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто готов изменяться… (Ч.Дарвин) (слайд 2)

В настоящее время перед преподавателями и студентами ставятся трудные задачи…

Этимология слов: (слайд 3)

Спецификация – определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.

Модуль – исходная единица измерения.

История развития

Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период былт детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому применению. Это было разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению.

В настоящее время наиболее быстро развивается теория модульного обучения на основе компетентностного подхода. Переход к обучению на основе компетенций в развитых странах начался в середине 1970-х годов и является ответом на критику, утверждающую, что образование и программы обучения не соответствуют практическим требованиям работодателей (слайд 4,5)

Схема образовательного модуля (слайд 6).

В настоящее время наиболее быстро развивается теория модульного обучения на основе компетентностного подхода (слайд 7).

Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (

Компетентность – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетентный в определенной области человек имеет соответствующие знания и способности, позволяющие ему давать обоснованные суждения.

Стандарт разрабатывает уровни компетенции, необходимые для успешной работы по данной профессии (слайд 8). В свою очередь, описание этого стандарта используется для разработки модульной учебной программы, наиболее приближенного этим реальным потребностям.

Одной из составляющих профессиональной компетенции современного квалифицированного рабочего является такое качество личности, как творческий потенциал (слайд 9).

Под творческим потенциалом мы будем понимать готовность к созданию субъективно и объективно новых, оригинальных идей, готовность отклоняться от традиционных схем мышления. Работник, имеющий высокий уровень сформированности творческого потенциала, может самостоятельно отыскивать поле для творчества, ставить творческие задачи, создавать объективно и субъективно новые способы деятельности и положительно реализовывать их, создавать объекты, не имеющие аналогов.

Во всех модульных учебных программах обнаруживается три спецификации: (слайд 10).

Спецификация занятости – что должен уметь делать обучающийся на работе?

Спецификация обучения (учебный план) – что нужно изучать обучающемуся для того, чтобы эффективно работать?

Спецификация оценки – как узнать, чему обучающийся научился, и может выполнять на рабочем месте?

Структурные особенности модульного обучения (слайд 11)

Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения каких – либо процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение какого – либо объекта.

Модульная технология - технология индивидуализации обучения по содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся, умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала (слайд 12).

Учебный модуль – законченный блок информации с целевой программой действий ученика и рекомендациями учителя по ее успешной реализации.

Структура модульной технологии (слайд 13)

Можно попробовать изобразить простую форму модуля (слайд 14).

Модульное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины (слайд 15).

Модули содержат в себе еще и учебные единицы. Как формируются УЕ?

Все основные профессиональные операции разделяются на «шаги», которые компонуются в модульные элементы, а те - в модульные блоки.

Посмотрим схему модульной программы с УЭ (слайд 16).

Состав и количество учебных элементов подлежат изучению. Определяются входным тестированием и зависят от предварительной подготовки и разряда будущей профессии каждого конкретного обучаемого (слайд 17).

Брошюры модульных элементов представляют собой иллюстрированные конспекты с подробным описанием всех технологических операций, выполняя которые учащийся осваивает навык. Брошюра учебного элемента должна полностью заменять учебник и тетрадь. Учебные элементы доступны на занятиях в мастерских каждому учащемуся.

Формы УЭ (слайд 18).

Самостоятельно, в индивидуальном темпе изучая брошюры. Учащийся сдает преподавателю-инструктору каждый учебный элемент. В какой форме прослеживается работа УЭ? (слайд 19, 20, 21)

Модульный блок и в целом МТН-программа завершаются соответственно текущими, промежуточными и квалификационными испытаниями, содержащими как закрытую тестовую контрольную часть, так и творческое нормированное задание, предусматривающее тренировку практического навыка на учебных станциях. Только выполнив практические и теоретические задания текущего учебного элемента на 100% верно, учащийся может перейти к следующим элементам. Текущий тематический модульный блок завершает испытание на присвоение разряда. Взаимодействия обучаемого и учителя при этом осуществляется по регламенту, определяемому модульной программой, что в значительной мере позволяет снизить психические затраты обоих субъектов педагогического управления.

Распространению модульных технологий способствует ее мобильность – материалы учебных элементов достаточно легко могут быть размножены, исправлены. Дополнены. В идеале, процесс правки должен поспевать за требованиями, предъявляемыми работодателями.

Принципы модульного обучения (слайд 22)

  • модульность (слайд 23);
  • структуризация содержания обучения на обособленные элементы (слайд24);
  • динамичность (слайд25);
  • метод деятельности (слайд 26);
  • гибкость (слайд 27);
  • осознанная перспектива (слайд 28);
  • разносторонность методического консультирования (29);
  • паритетность (30);

Документы, сопровождающие модуль (слайд 31)

Порфолио (слайд32).

Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. При комплексном рассмотрении содержания обучающих модулей исключается дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.

Таким образом, модульная система образования и связанные с ее введением интенсификация информационно-деятельного процесса обучения. Система контроля знаний и профессиональной пригодности может в значительной мере повысить эффективность и качество подготовки специалистов, обеспечить целенаправленность творческой деятельности личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Под редакцией Кукушина В.С. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – М.-Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ», 2006. – 336 с.
  2. Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Технологии профессионального обучения, ориентированные на действие: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – Омск: Омскбланкиздат, 2004. – 128с.
  3. Шмачилина С.В. Технологии… Технологии? Технологии! Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Омск, ОмГПУ, - 1999. – 218 с. Часть 1.