Проектная культура как часть профессионализма педагогов

Разделы: Общепедагогические технологии


«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь».
(Китайская мудрость)

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм. Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, позволило нашему коллективу выбрать программу нового поколения под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга». Работа по программе достаточно трудоемкая, требует высокой культуры организации труда педагогов доброжелательности и творчества; поиска инновационных средств, методов и приемов. Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения. Ведь уже у детей 2–3 лет появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что хочет получить по их окончании, иными словами, у него есть представление, какой-то образ будущего результата. Дальнейшее развитие целеполагания идет по линии появления цепочек, связанных между собой целей – построить гараж для машины соответствующего размера, домик из песка и т.д. Следующий шаг в становлении целеполагания – способность на основе достигнутых целей ставить вытекающие новые. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени. А научить детей этому должны воспитатели. Для работы с детьми в этом направлении наиболее соответствует проектная деятельность. Проектная деятельность – одна из современных образовательных технологий. Ведь проект – это план, замысел. Проектировать – это значит определять цели (а это главное в программе «Радуга»), делать предположения, намечать план действий. Если обратиться к учению Джона Дьюи (1859–1952г.) американского педагога, то уже в те годы он считал, что прямые личные указания взрослых, нравоучения, команды, запреты – все эти методы неэффективны для развития ума и нравственности детей. Исходным принципом, на основе которого строится педагогика Дьюи в целом, является принцип свободы учения – способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения. Джон Дьюи научно обосновал и разработал метод проектов, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, выделил три этапа.

1 этап – педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
2 этап – педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми.
3 этап – реализация проекта.

Идеи Джона Дьюи нашли отражение в работах современных педагогов. Мы полностью поддерживаем важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности ребенка. Организация такой деятельности апробирована в нашем ДОУ посредством современных технологий: игровых, приемов развивающего обучения и метода проектов. В ходе реализации проектов дети оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, преодолевают их (интуитивно, с помощью сложившихся привычек и умений, посредством применения новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы достигнуть поставленной практической цели). В проектной деятельности мы используем разнообразные методы и приемы обучения, а так же интеграцию различного рода знаний и умений. То есть, под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества детей.

Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются: серьезная подготовка педагогов к организации проектирования; дидактическое, методическое и материально – техническое обеспечение. Поэтому я проводила в течение 2-х лет семинар – практикум по проектной деятельности. При планировании работы семинара я поставила задачи подготовки педагогов к проектной деятельности:

1. Развивать навыки планирования (четкое формулирование цели, определение основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств)

2. Совершенствовать навыки сбора и обработки информации.

3. Развивать прогностические умения (предполагаемый результат деятельности) и экспертно – аналитические умения (креативность и критическое мышление)

4. Формировать позитивное отношение к проектной деятельности.

На семинарах мы учились решать поставленные задачи, разработали методические рекомендации в рамках проектной деятельности. Цель рекомендаций – развитие

проектной культуры в образовательном процессе. Применение данных рекомендаций способствовало созданию разнообразных проектов ДОУ: «Моя малая родина – Чуна»; «Наследие»; «Семья»; «Маленькие интеллектуалы»; «Развитие речи детей через использование песочной терапии», «С чего начинается Родина» (Приложение 1) и многие другие.

Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проекта. Поэтому мы разработали диагностический инструментарий для отслеживания уровней коммуникативности и эмоционально-волевого состояния детей, научились сбору данных по результатам эксперимента.

Я научила педагогов поэтапному составлению проекта, определенной последовательности:

  • определять актуальность проблемы и задач проектной деятельности;
  • выдвигать проектную гипотезу;
  • отбирать методы исследования;
  • оформлять конечные результаты проектной деятельности;
  • собирать, систематизировать и анализировать полученные данные;
  • подводить итоги практической деятельности;
  • формулировать выводы и выдвигать новые проблемы для исследования;
  • распространять опыт (дни открытых дверей, творческие отчеты)

Подобрала и систематизировала материал по оформлению проектной папки (портфолио проекта). Составление проектной папки – творческая работа, главная цель которой – в минимальном объеме дать максимум информации об организации детско-взрослого образовательного проектирования в группе. Важно представить не только конечный результат, но и способ, с помощью которого он получен. В проектной папке описывается конкретная работа над проектом, указываются вид и форма презентации.

В состав проектной папки входят:

  • планы;
  • конспекты занятий, сценарии и т.д.;
  • вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из каких – либо источников;
  • записи всех идей и гипотез детей;
  • эскизы, наброски, чертежи детской деятельности;
  • фотографии;
  • материалы к презентации.

Большое место в работе уделяем презентации и защите проекта, так как презентация имеет большое значение:

  • предоставляет педагогам возможность для публичного выступления, самовыражения;
  • повышает мотивацию, интерес к профессиональной деятельности;
  • обучает педагогов умению презентовать свою работу;
  • обучает педагогов технологии проектной деятельности.

Вся эта работа в системе позволила наиболее эффективно работать с детьми, творчески решать задачи воспитания и обучения детей, повысить интерес детей и родителей.

После выхода Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», где основное требование: принцип интеграции образовательных областей, нашему коллективу педагогов было проще перестроиться в работе по планированию воспитательно-образовательного процесса. Мы в своей работе используем комплексно-тематическое планирование и проекты.

Используемая литература:

  1. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в ДОУ».
  2. Пенькова Л.А. «Под парусом лето плывет по земле».
  3. Журналы: «Ребенок в детском саду» (№ 4 – 2003, № 1, 2 – 2005); «Обруч» (№ 3 – 2006).
  4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» / Сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др.