Роль эвристического обучения в формировании когнитивных способностей обучающихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Особенностью когнитивных методов обучения является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции через познание объекта. С когнитивными методами тесно связаны креативные методы обучения, которые ориентированы на создание учениками субъективно нового для них результата – образовательного продукта. Обучение происходит в ходе творческой деятельности ученика. Есть методы, которые помогают развитию когнитивных и креативных качеств личности. Это методы эвристического обучения.

Ключевой технологический элемент обучения – эвристическая образовательная ситуация – ситуация активизирующего незнания, целью которой является рождение учениками личного образовательного продукта (идеи, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста).

Методика эвристического обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных “правильных” ответов. Практически любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания, например: предложите версию происхождения алфавита, сочините пословицу, лингвистическую сказку, сформулируйте грамматическое правило и т.п. Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения.

Так, на уроках литературы в 5-м классе, создавая иллюстрации к стихотворениям русских поэтов о природе, учащиеся решили издать сборник иллюстраций “Есть в осени первоначальной…”, куда поместили и собственные стихотворения. А в 6-м классе при изучении имен собственных на уроках русского языка родилась идея создать “ Словарь собственных имен учащихся 6Б класса”. При знакомстве с особенностями публицистического стиля учащиеся 7-го класса, разделившись на группы, придумали собственные газеты и журналы, разработали рубрики, обозначили целевую аудиторию и защитили свой образовательный продукт на уроке. Старшие классы предпочитают делать презентации к урокам в рамках самого урока. Все это повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, его результативность.

Литература.

  1. Кропотова Л. А. Современные подходы к проектированию урока. Методическое пособие. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. – 78 с.
  2. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя/ А.В . Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с. – (Педагогическая мастерская).