Роспись "Хохломские узоры"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель занятия:

Знакомить с красивым искусством хохломской росписи, воспитывать уважение к труду народных мастеров, воспевающих красоту русской природы в изделиях, созданных руками человека.

Учить хохломской росписи, используя основные элементы узора “травки”, узора “ягодки”. Расписать разделочную доску по своему эскизу, ритмично располагая элементы узоров “травки” и “ягодки”.

Материалы:

  • краски гуашевые желтого, красного, черного и зеленого цветов;
  • клей ПВА;
  • кисти беличьи №2 и №3;
  • банка с водой;
  • бумага белая, желтая, черная;
  • палитра, тряпочка осушить кисть.

Предварительная работа:

Беседуем о красоте природы, читаем стихи. Наблюдаем, рассматриваем красоту природы и изображаем пейзажи в разное время года, натюрморты разными художественными материалами: гуашью, акварелью, пастелью, аппликацию, пластилином лепка барельефа.

Рассматриваем сложные листья рябины, расположение ягодок и лепка барельефа веточки рябины, в младших группах лепка из цветного пластилина (самостоятельно выбирают фон пластины, соответственно цвета ягодок и листьев).

 

Осень прекрасная пора. Золотом горят листья берез, краснеют спелые ягоды рябины, калины. Изображаем натюрморт из двух предметов: веточка рябины и яблоко (акварель). Далее изображаем натюрморт: веточка рябины гуашью тонкой кистью, а ягодки рисуем пальцем, самостоятельно выбирая теплый или холодный фон.

Рисуем осенние и зимние пейзажи пастелью.

В старшей группе рисуем натюрморт акварелью, веточка рябины в стеклянной вазе, ассиметрично располагая на бумаге.

Педагог:

– Ребята, я составила натюрморт из предметов декоративно − прикладного искусства. Посмотрите внимательно, какие изделия вы видите?

  • Гжельская керамика − ваза,
  • Полхов − Майдан – матрешка,
  • Дымковская игрушка − петух – свистулька,
  • Павлов-Посад – платок.
  • Хохлома − ложки, миска,

Рассматривание репродукции картины И.А. Широковой “Семеновская сказка”.

Педагог:

– Современные хохломские изделия посуду, мебель, сувениры – создают мастера фабрики “Хохломской художник” в селе Семине. И объединение “Хохломская роспись” находится в г. Семенове в Нижегородской области.

Предложить внимательно рассмотреть картину. Педагог задает вопросы детям: Какой росписью украшены в картине изделия? Отчего возникает ощущение радости, праздника, когда смотришь на картину? Уточнить об особенностях росписи: сравнить особенности рисунка, цвета, формы в декоративно – прикладном искусстве.

Педагог:

Эти все изделия созданы руками человека, как богата наша Россия умелыми мастерами, ведь такие изделия делают только в нашей стране, туристы со всего света покупают эти вещи.

Нужно детям дать посмотреть, потрогать руками изделия.

Педагог:

Только человек любящий природу, ежедневно наблюдающий, ее изменения, смог бы создать такую красоту! Люди всегда стремились к красоте, украшали дома резьбой, вышивали полотенца, вырезали игрушки из дерева. Люди, всем сердцем любили родную землю, низко кланялись земле, русская поговорка гласит: “Родная земля – мать, чужая – мачеха”. Издавна уезжая в дальние края, уходя на войну, брали горсть родной земли – он был оберегом. Нельзя плевать на землю, бросать мусор, потому что земля хлеб растит. Человек не может прожить без земли, без солнца, без воды – поэтому мы должны оберегать красоту природы. Люди любовались красотой родной природы, ощущая все прелести зимой, весной, летом, осенью воспевали в сказках и песнях.

Вспомните в “Крошечке – Хаврошечке”: “Поливай косточки почитай своих предков и будешь невестой”. И выросла яблоня: “ ветки серебристые, листья золотые, яблоки наливные”. Можно послушать в исполнении Рязанского народного хора: “Ты, рябина ли − рябинушка”. – А какая мелодия?

Дети отвечают: мелодия лирическая. Дерево Рябина − была образом сильной женщины.

Педагог:

– Жизнь была трудная, люди все делали своими руками; пахали землю, сажали, сеяли, убирали урожай. В селе Семине, Новопокровское из дерева точили и расписывали посуду, а село Хохлома – центр торговли в 7км. от − Семина. Показ детям хохломских ложек.

Педагог:

– А зачем надо было расписывать эти ложки? Обратите внимание на цвета. − красный, золотой, черный. − Какими узорами расписаны ложки? Одна растительным узором, тип “верховой” росписи – особенность состоит в нанесении рисунка мазками, листья зеленой и мелкие красные ягоды поверх золотого фона. Фон, просвечивающий сквозь ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое. А другая узором “Кудрина”. “Кудрины” − золотистые кудреватые завитки, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Тип росписи “под фон” золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне. Мастер сначала “наводит” кистью контуры мотивов, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали и добавляет поверх фона узор из травки. Изображение цветущих кустов, плодов, ягод – в древности было пожеланием добра, счастья и плодородия, принесут достаток и радость в дом. Сейчас мы будем расписывать эскиз. Вместо золотого цвета условно возьмем – желтый цвет. Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента сразу кистью:

“Осочки” − он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
“Травинки” − это мазки с небольшим плавным утолщением;
“Капельки” − мазок прикладыванием кисти;
“Усики” − рисуется в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. “Завитки” − выполняются с легким нажимом в середине элемента;
 “Кустик” − это наиболее сложный элемент, состоит из более простых симметрично расположенных элементов – “осочек”, “травинок”, “капелек”, “усиков”, и “завитков”.

 Узор “Ягодки”: ягодки смородины и рябины рисуем пальцем. Крыжовник, клубнику, малину рисуем кистью, по высохшей краске ягоды “разживляются” желтым цветом.

Дети рисовали на тему: “Чего я боюсь?”, оказалось, что очень многие боятся темноты. Поэтому на тонированной бумаге черного цвета проводим тоненькую плавную линию – “криуля” − завиток, он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем пальчиком наносим ягодки рябины, дополняем элементом “травки”, тоненькие кустики по 4-5шт., как-бы подул ветерок и наклонил травку, держим кисть прямо и работаем кончиком кисти, затем слегка наклоняем и снова выпрямляем кисть и выводим травку.

Только после изучения красоты природы и узоров “травка” и “ягодки” приступаем к эскизу, а потом росписи деревянной доски (при росписи на доске в гуашь добавляем клей ПВА, чтобы при лакировании сохранить рисунок).

Находим слева середину и проводим “криулю”, соблюдая ритм, чередуем ягодки и листья, а затем “травку”. Нужно обратить внимание на композицию сильно к краю не подходим, не спеша аккуратно расписываем. Во время работы, смотрю, как дети работают, уточняю детали, на другом листе рука в руке показываю элементы “травка”. Если не получается нужно много раз попробовать, добиваться красоты узоров, замечаю, что надо очень стараться, расписываем разделочную доску в подарок маме.

Расписываем с детьми маленькие тарелочки, брошки, шкатулки, самый лучший подарок, тот, что сделан своими руками, с пожеланиями добра и радости.

 

 

В старших группах нужно объяснить особенность техники золотой окраски хохломских художников – получение золотистого цвета без применения золота. Технология производства состоит в следующем: выточенные из дерева предметы подвергают грунтовке – натирают раствором глины, маслом и порошком алюминия. В роспись они поступают гладкими, блестящими, похожими на металлические. После росписи на изделие наносят лак. Затем изделие закаливают в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака, приобретает янтарный оттенок, а поверхность дерева, закрашенная алюминиевым порошком, становится похожей на золотую.

Золотом горят листья берез, краснеют спелые ягоды рябины, такая же нарядная и веселая, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на ярмарках в старинном селе Хохлома. Расписаны на ней травы, листья, цветы, ягоды, сказочные жар – птицы. Будто это не обыкновенные деревянные ложки, миски, ковши – братины, а золотые!