Урок-гостиная по творчеству В.Высоцкого "Голос, который продолжает жить". 10–11-й классы

Разделы: Литература

Классы: 10, 11


Цель:

  • Познакомить учащихся с песенным творчеством Владимира Высоцкого, с его работой в кино.
  • Донести до учащихся, что настоящий талант не подвластен времени, его веяниям.

Оборудование: пластинки, портрет, газеты, выставка книг.

Ход мероприятия

У Высоцкого и его песен и в самом деле великое множество истинных, серьезных друзей. Тех самых друзей, ради которых он работал и для которых жил.
Р. Рождественский

(Звучит песня В. Высоцкого «На братских могилах».)

Слово учителя.

Ребята, вы все, все вероятно узнали голос Владимира Семеновича Высоцкого. Голос, который долгие годы был под запретом, голос громом средь бела дня, голос, который вопреки всем запретам продолжает жить, звучать, радовать.

Судьба гениев складывается не по законам логики, а по законам сопротивления. Гений всегда неудобен, он опровергает привычные вкусы и создает эстетический дискомфорт. На Высоцкого судьба возложила гигантские сложности– стать поэтом, певцом, актером, просто Человеком с большой буквы, для которого были неприемлемы цинизм, ложь, насилие, сытость. Эту ношу он нес с честью и достоинством.

«Голос, который продолжает жить», такое название мероприятия, который мы сегодня посвящаем Владимиру Высоцкому, на мой взгляд, наиболее точно выражает его замысел.

Ведущая: Давно уже замечено, что когда умирает известный человек, то число его “посмертных друзей” сразу же начинает бешено расти, в несколько раз превышая количество друзей реальных, тех, которые были при жизни.

И объяснить это явление, в общем-то, можно: ведь всегда находятся люди, жаждущие погреться в лучах чьей-нибудь славы. Хотя бы и на посмертной. Тем более, что обладатель этой славы уже не в силах никому возразить, не в силах что-либо опровергнуть.

Поэтому и витийствуют в табачном дыму застолий новоявленные «близкие друзья» и «закадычные приятели», поэтому они и вспоминают: «Шли мы как-то с Высоцким по Басманной», или «А с Володькой мы были, водой не разольешь...»

Мы знаем, как много таких «воспоминателей» объявилось у Высоцкого. Ну да Бог с ними, пусть потешатся. Мы сегодня не о них.

Мы сегодня, говоря словами Р. Рождественского, о том, что «у Высоцкого и у его песен и в самом деле великое множество, истинных, серьезных друзей! Тех самых друзей, ради которых он работал и для которых жил».

Наверно, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством, есть, так сказать, «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

Был такой, вроде бы неплохой фильм – «Вертикаль». Был и прошел.

А песни, написанные Высоцким, к этому фильму остались.

(О работе Высоцкого в кино рассказывает ученица).

– Мне кажется уместным, коль мы заговорили о песнях, написанных для кино, рассказать о работе Высоцкого в кино, т.к. актерская работа была для него не менее важной, чем исполнение песен или стихотворчество.

В кино он работал с окончания студии. Сначала ему не везло: режиссеры почему-то думали, что Высоцкий артист комедийный, и давали ему странные роли.

Впервые ему предложили сниматься в фильме «Карьера Димы Горина», где он играл роль монтажника-высотника Сафронова.

Следующий фильм – «713-й просит посадку». Играл он там американского солдата морской пехоты.

Потом Высоцкий сыграл еще несколько ролей в фильмах, которые ему не нравились, он их не любил: «Штрафной удар», «Стряпуха», «Увольнение на берег».

Но потом киношная судьба улыбнулась Высоцкому: он стал играть людей «взрослых, серьезных, за спиной которых есть биография, интересная жизнь». Его пригласили сниматься в кино «Я родом из детства».

С Виктором Туровым Высоцкий много работал: писал песни в его фильмы «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой».

А потом начался «одесский период» в актерской биографии Владимира Высоцкого. Началось с двух картин Одесской студии: «Вертикаль» и «Короткие встречи». В картине Киры Муратовой «Короткие встречи» он играл роль геолога Максима – свободного, вольного человека. Это одна из любимых ролей Высоцкого.

А фильм «Вертикаль», по словам Высоцкого он «запомнил на всю жизнь, потому что с этого момента многие зрители узнали мои песни». Это фильм об альпинистах, «альпинизм – это трудное и опасное дело. Это жестокая профессия. Для сильных людей», – говорил Высоцкий.

Потом были другие фильмы:

«Два товарища», «Хозяин тайги», «Единственная», «Опасные гастроли», «Арап Петра Великого» и многие другие. Говоря о Владимире Высоцком как об актере, нельзя не вспомнить фильм «Место встречи изменить нельзя», роль Жеглова, прекрасно сыгранную Высоцким. В кино Высоцкий работал, что называется, на износ. Только песен к кинофильмам он написал 130. Я считаю Высоцкого большим мастером кино.

Ведущая: Были еще фильмы, были спектакли, которые «озвучивал» Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля.

Каждый раз у этих песен начиналась своя отдельная жизнь. Они сразу же шли к людям.

И особенно ясно понимаешь это, когда вслушиваешься в его песни о войне.

(Звучит песня «Он не вернулся из боя».)

Ведущий: На мой взгляд, песня «Он не вернулся из боя»– одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о войне?

А все дело в судьбе. В твоей личной судьбе, которая начинается вовсе не в момент рождения человека, а гораздо раньше. В личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то отдельным, обособленным от других людских судеб. Она, твоя судьба,– часть общей огромной судьбы твоего народа. И живешь ты на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей. Тех, которые жили до тебя. Тех, которые защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг по земле.

Песни Высоцкого о войне – это прежде всего песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

(Звучит песня «А сыновья уходят в бой»)

Ведущий: Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей.

У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и, более того, никем еще не написанных пьес.

(Чтец: «Песня о двух погибших лебедях».)

Ведущий: Пьесы с такими ролями, конечно, могли быть написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и – восторгались, путали и недоумевали.

А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои, всегда неожиданные, разноплановые, злободневные– «песни-роли». И в общем– то, это были не роли, а скорее, целые пьесы со своими неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.

Исполняя их, Высоцкий был таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: еще секунда и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене. Казалось: на таком нервном напряжении невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.

Ведущая: Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого он еще больше западала в душу.

Высоцкий, который только казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особенному трепетно.

Ведущая: Высоцкий пробовал себя в разных интонациях, он искал для своих «пьес» все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько авторских вариантов, изменений, сокращений. И в этом– тоже он Высоцкий,– его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества.

Высоцкий любил жизнь, он отождествляет жизнь с Землей, которой посвятил много песен и стихов.

Чтец первый: «Мы вращаем Землю».

Чтец второй: «Песня о Земле»

Ведущий: Можно сказать, что дверь в его «творческую лабораторию» была постоянно распахнута. Он был весь на виду. Со всеми своими удачами и неудачами, находкам проколами, сомнениями и убежденностью.

Но это всегда – неровность дороги, ведущей к постижению истины, к открытию людей и значит, – к открытию самого себя....

Ведущий: Он никогда не пел свои песни свысока, никогда не стоял над зрителями, над слушателями. И эстрада была для него не пьедесталом, а местом, откуда его просто– напросто лучше видно, лучше слышно. А еще она была местом его работы. Работы с полной отдачей. На износ. Всегда и во всем.

Ведущая: Много раз я слышала, как его песни исполняли другие, порою очень хорошие певцы. Они вкладывали в каждую песню все свое умение, весь свой темперамент и опыт!

А песня, все– равно, получалась какой-то другой, взятой на прокат. Она, будто одежда с другого плеча : то морщила на спине, то жала в груди, а то вообще расползалась по швам.

И дело тут даже не своеобразной исполнительской манере Высоцкого. Ведь, в конце концов, любую манеру можно скопировать.

Манеру – можно, а душу нельзя. Он был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было намного труднее, чем «пробиться» летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу.

Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким, необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде всего, был «модным».

Когда некоторые, «весьма специфические зарубежные доброхоты пробовали его «на излом», то Высоцкий, оставаясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою он не давал в обиду никому. В октябре 1977 года группа советских поэтов приехала в Париж для участия в большом вечере поэзии. Компания подобралась солидная: К. Симонов, Е. Евтушенко, Б.Окуджава, В. Коротич. Был в этой группе и Владимир Высоцкий.

Устроители вечера явно сэкономили на рекламе. И, конечно же, говорили: «Стихи?! В Париже?! Абсурд! Вот увидите – никто не придет!..»

Пришли две с половиной тысячи человек. Высоцкий выступал последним. Но это его выступление нельзя назвать точкой в конце долгого и явно удавшегося вечера, потому что это была никакая не точка, а яростный и мощный восклицательный знак.

Чтец: «Я не люблю»

Просмотр кинофильма «Чтобы помнили». Филатова.

Ведущий: Так кем же он все– таки был – Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом?

Я не знаю.

Знаю только, что он был личностью, явлением.

Высоцкий ненавидел публику, так называемых «престижных» премьер.

Но, не всю, конечно, публику, а ее самодовольную – снобистскую часть, типов, которые появляются на премьерах вовсе не потому, что в каждом первом спектакле есть что-то щемящее, соединение боли и радости, достигнутого и недостижимого.

Нет, быть на премьере для снобов– не самое главное, для них главное– попасть туда. Попасть туда, чего бы это ни стоило.

Именно такие снобы распускали о Высоцком нелепые сплетни и слухи, и в то же самое время заискивали и лебезили перед ним. О, как им хотелось, чтобы он, Высоцкий стал бы и для них «своим в доску». А он ненавидел мещан. И снобов презирал. Любых. Есть у него горькое стихотворение «Случай».

(Чтец первый: «Случай»)

Однако, когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди, просто люди, он поворачивался к ним охотно, поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем.

(Чтец второй)

О работе Владимира Высоцкого в кинофильмах для детей, его «сказочных» песнях.

(Чтец первый)

Но он умел быть не только добрым. И не только покладистым.

И факт этот в доказательствах не нуждается. Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажках и сельских клубах.

Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

«Если друг оказался вдруг...»

(Звучит «Песня о друге».)

Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленка и А.Иванченкова.

Лучшие песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.

А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память.

Когда-то он написал:

Но кажется мне – не уйдем мы с гитарой.
В заслуженный и нежеланный покой...

Ведущая: Стихотворение Никиты Высоцкого, сына Владимира Высоцкого.

Заключительное слово учителя.