Открытый урок математики по программе Л.Г. Петерсон "Умножение круглых чисел". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока Открытия нового знания.

Цель урока: создать условия по усвоению нового способа умножения круглых чисел посредством организации деятельности учащихся.

Задачи урока по формированию УУД:

Предметных:

– совершенствовать навык табличного умножения;
– сформировать умение умножать круглые числа новым способом; развивать умение анализировать и рассуждать.

Метапредметных:

Личностных:

– формировать интерес к приобретению новых знаний, умений, для совершенствования имеющихся;
– развивать положительное отношение к изучению математики и способность к осознанию преодолению своих трудностей.

Регулятивных:

– развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;
– учить планировать учебную деятельность на уроке, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
– развивать умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательных:

– учить ориентироваться в своей системе знаний;
– осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативных:

– вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
– задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер.

Основные термины и понятия: круглые числа, умножение.

Способы мотивации: краеведческий материал, разнообразие форм, наглядный материал.

Средства обучения: карточки с заданиями и учебная презентация.

Источники информации: письменные – материал, подготовленный на карточках; устные: рассказ учителя; электронные: презентация.

Формы работы: в сочетании фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять и составлять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу.

1. Мотивация деятельности. (Подготовка и настрой класса к работе.)

– Здравствуйте, ребята. Зовут меня Елена Владимировна. Приехала из города Емвы. (Презентация. Слайд 2)
– Бывал ли кто-нибудь из вас в этом городе?
– А это мои ученики. (Слайд 3)
– Математик Дьёрдь Пойа говорил “Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому”. (Слайд 4)
– Ребята, каждый урок вы – это открываете чего-то новое для себя. Расскажите, как вы планируете деятельность на уроке.
– Правильно ли я поняла, что сначала вспоминаете, повторяете то, что знаете, потом встречаетесь с трудностью (затруднением), пытаетесь справиться с проблемной ситуацией (открываете новые знания), сверяетесь с эталоном, применяете новые знания?
– Сегодня урок виртуального общения с моими учениками. Что такое виртуальный? (Воображаемый.)

2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

– Вы готовы к нашему путешествию? Тогда в путь.

1. Карточка “Учитель – ученик”

Учитель______________________

Ученик ______________________

____ х ____ = _____
____ х ____ = _____
____ х ____ = _____
____ х ____ = _____
____ х ____ = _____

Оценка ________________________

– Повторяем таблицу умножения.

Все получили карточки. Вы теперь учителя, подпишите карточку. Придумайте своему соседу по парте примеры на табличные случаи умножения (результат действия не указывайте). Поменяйтесь карточками. Теперь вы ученики, подпишите. Решите. Верните карточку. Оцените работу своего ученика.

2. Карточка № 2 “Затруднение”.

10 · 7=

100 · 4=

9 · 10=

8 · 100=

6 · 900=

80 · 70 =

– Чем похожи эти выражения? (Произведения, круглые числа перемножают.)
– Попробуйте определить тему урока. (Умножение круглых чисел) (Слайд 5)
– Чем различаются эти выражения? (В третьем столбике выделены более жирным шрифтом или др.)

3. Постановка учебной задачи.

– Выполните действия.
– Есть желающие объяснить, как выполняли задание в 3 столбике? (Заменить сложением или др. способом.)
– Предлагаю вам понаблюдать за записями и вывести правило умножения круглых чисел. (Слайд 6) (Парная работа.)
– Когда вы вместе сможете сформулировать правило. Поднимите руки. Пара, которая наиболее точно выведет правило, получит звание “Первооткрыватель”.

4. Открытие нового знания.

6 х 9 = 54
6 х 90 = 540
6 х 900 = 5400
60 х 900 = 54000

Сравним с эталоном. (Слайд 7.)

– Что было важным на данном этапе урока? (Вывести правило.)
– Достигли ли мы цели урока?(Нет – мы только вывели правило.)
– Уточните, что мы будем делать дальше. (Решать, применять, закреплять, умножать круглые числа.)

Физкультминутка. Игра “Кто самый внимательный?”

– Встаньте около своих парт. Я буду показывать вам действия руками и давать команды (например, руки вверх, руки в стороны, и т.д.), выполнять команду нужно, если при этом услышите слово ребята (например, ребята руки вверх, ребята руки в стороны, и т.д.), (можно другие варианты: капитаны, пожалуйста …). Кто ошибётся, тот садится. (Можно усложнить игру, показывая детям движения отличные от команды.)

5. Первичное закрепление.

Выполнение у закрытой доски, проверка проговариванием алгоритма вычисления. Или устно с проверкой на слайде.

1. Задание от Насти: (Слайд 8)

Наш город небольшой – всего 6 микрорайонов. В каждом из них примерно по 10 улиц. Сколько улиц в нашем городке? (10 х 6 = 60 улиц в нашем городе.)

2. Задание от Саши: (Слайд 9)

Чтобы узнать расстояние от Емвы до Сыктывкара надо найти произведение 20 и 6. (20 х 6 = 120 км от Емвы до Сыктывкара.)

3. Задание от Снежаны: (Слайд 10)

Мы строим свой домик в “Читай-городе” нашей библиотеки. Каждый кирпичик в доме обозначает 20 прочитанных нами книг. Сколько книг прочитал наш класс, если в стене уже 40 кирпичиков? (20 х 40 = 800 книг прочитано.)

4. Задание от Софьи: (Слайд 11)

Найдите численность населения нашего городка – если оно равно произведению чисел 50 и 300. (50 х 300 = 15000 человек в нашем городе.)

5. Задание от подружек Ирины и Ани: (Слайд 12)

1) Мы выращиваем растения для школьной клумбы. Каждый из 20 учеников наблюдает за цветами в 3 стаканчиках. Сколько стаканчиков стоит на нашем подоконнике? (3 х 20 = 60 стаканчиков на подоконнике.)

2) Сколько растений мы вырастим, если в каждом стаканчике по 3 цветка? (3 х 60 = 180 растений всего.)

6. Самостоятельная работа.

– Мои ребята составили для вас задания. Понравились вам задания, которые составили мои ученики?
– Придумайте для них 2 выражения по теме сегодняшнего урока.
– И запишите их без решения на зелёной карточке № 3. (Слайд 13)

7. Рефлексия деятельности (приём незаконченных фраз). (Слайд 14)

сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
меня удивило…

8. Домашнее задание. Раскраска. Цель: закрепление способа умножения круглых чисел.

Приложение 1.