Виртуальная экскурсия «Евангельские сюжеты в картинах русских художников»

Разделы: ОРКСЭ

Ключевые слова: русские художники различных эпох


Цель: познакомить обучающихся с библейской темой в изобразительном искусстве.

Задачи:

Воспитательные:

  • Приобщение учащихся к образцам мировой художественной культуры, воспитание художественного вкуса.
  • Выделить общие нравственные ценности, такие как: Добро, Зло, Любовь, сострадание, Жертвенность в произведениях русских художников.

Образовательные:

  • Создание атмосферы восприятия "собственно искусства" в современном его понимании как самостоятельной формы творческого выражения состояния художника и воплощаемого им образа, явления; состояния, связанного с эстетическим наслаждением, а не культовым мироощущением.
  • Знакомство учащихся с образцами русской живописи, посвященных сюжетам Нового Завета, их характерными особенностями.

Развивающие:

  • Показать разнообразие художественных произведений и их уникальность, многогранность и индивидуальность интерпретации евангельских сюжетов и образов.
  • Развитие способностей к анализу выразительных средств, в произведениях мировой культуры.

Предварительное задание: назначить "искусствоведов", разъяснив им характер их исследований-сообщений, поручить нескольким обучающимся выразительное чтение стихотворений наизусть.

Ход урока

1. Постановка цели и задач урока

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим,
и всею душою твоею, и всем разумением твоим.

Библия

Учитель:

Солнце, небо, облака, лес, полянка и река.
Как прекрасно всё вокруг! Отвечай-ка, милый друг.
Кто создать всё это смог? Ну, конечно, только (Бог)

Библия - это Свет Света. Библия хранит вековую мудрость человечества. Верующие считают, что эта книга - «слово Божие», а учёные находят в ней сведения по истории, географии, философии, этике… Библия - это неисчерпаемый источник сведений для миссионеров, священнослужителей - проповедников. Из Библии на протяжении многих веков поэты и живописцы, музыканты и скульпторы черпали вдохновение.

Люди почитали Библию с древнейших времён. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не всё поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить "искусствоведы", а "знатоками" Библии может выступить каждый из вас, применив свои знания.

2. Усвоение новых знаний

Учитель:

Мир тонул в грехах, в печали…
Где спасенье? - вот вопрос.
А пророки предвещали,
Что рождается Христос.
И спаситель к нам явился -
Знал. Что мир лежит во зле.
По смирению родился
Царь небесный на земле.
В. Шамонин

(Шебуев Василий Кузьмич «Рождество Христово (Поклонение пастухов)»)

- Какая сцена из Библии представлена на этой картине Шебуева Василия Кузьмича?

- Кто находится возле Младенца?

- Ребята, а вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе?

- А в России?

Искусствовед: Иосиф и Мария отправились в город Вифлием, так как римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки.

В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества - родился Спаситель Мира. Божия Матерь спеленала Младенца и положила в ясли, т.е. ящик для корма скота. Придя на землю, Он не был встречен почётом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей.

Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.

Узнали об этом событии и волхвы - древние учёные, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вифлиемская, указала волхвам путь до самой пещеры.

Картина написана в зеленоватых цветах. Так художник передал сумрак, смягченный светом родившегося Младенца. Ведь если густой синий смешать с жёлтым, получится как раз такой цвет.

(Иван Константинович Айвазовский «Крещение»)

Учитель. Перед вами картина великого пейзажиста-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

- Какое таинство изобразил на своём полотне художник? (Крещение)

- Кто крестил Иисуса Христа? (Иоанн Креститель)

- В водах какой реки? (Иордан)

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»

Искусствовед: Раскрывая библейские сюжеты, пейзажист Айвазовский чаще всего композицию заимствовал у древних иконописцев, но несколько развивал сюжет, делая его более повествовательным. В «Крещении» кроме фигур Христа, Иоанна Крестителя, группы верующих подробно прописана река Иордан (с применением изумрудно-зеленой краски). Небо и луч света переданы в свойственной художнику манере и прежде всего привлекают внимание. И свидетельствовал Иоанн, говоря: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».

Господь пришёл смиренно
Людские смыть грехи.
С главою преклоненной
Стоит Он у реки.

И просит кротко Чистый
Крестить Его, как всех,
Хоть Он и чище чистых,
Хоть Он святее всех!

Спросил Его Креститель:
"Могу ль Тебя крестить?"
В ответ сказал Спаситель:
"Оставь, так должно быть!"

Господь главой склонился
Под руку Иоанна -
Сын Божий окрестился
В водах Иордана.

И на главу смиренную
Дух голубем слетел,
И, огласив вселенную,
Глас Божий прогремел.

Творец всему народу
В Нем Сына возвестил,
Всему людскому роду
Служить благословил!

Учитель. - Что делает Иисус после крещения? (Он отправляется в пустыню, чтобы ещё раз переосмыслить свой путь)

- Сколько дней Иисус был в пустыне? (Находится там 40 дней и ночей)

Внимательно рассмотрите полотно Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне».

(Иван Николаевич Крамской "Христос в пустыне")

Искусствовед: В центре картины художник изобразил Иисуса Христа из Назарета. Христос сидит среди окаменевших песочных руин. Взгляд Иисуса направлен внутрь себя, Он в задумчивости…

Его ноги босы, пальцы обеих рук скреплены в твёрдый замок. Вся фигура Мастера указывает нам на глубочайшую духовную сосредоточенность, в коей пребывает Он всем Своим Существом. Волосы Иисуса тёмно-коричневые, небольшая борода, всё это сливается с Его одеяниями. Христос облачён в просторные одежды: ближе к телу - свободный матово-пурпурный балахон, покрытый чёрной накидкой.

Фигура величайшего Духовного Мастера человечества изображена наклонённой вперёд, что говорит нам о тяжёлой ноше, которую взял на Себя Мессия. Бежевые пески, окружающие Иисуса, напоминают нам горы и каньоны, где Христос, восседающий над ними, предстаёт для нас неким исполином. Игра масштабов выполнена художником виртуозно. За спиной Бого-человека простирается необъятное небо.

Сверху тона - белёсо-голубые, ближе к поверхности пустыни - розовые и сиреневые. Иисус сидит в освещённом месте, судя по всему, окружающий пейзаж демонстрирует нам наступление сумерек, то есть вечереющее время.

За спиной Христа над пустыней опускается тень. И только вдоль горизонта мы видим две линии сине-фиолетовых полупрозрачных тучевых полос, имеющих оттенок цвета морской волны и простирающихся на розоватом фоне, преимущественно в левой части картины. Также не маловажной деталью портрета является тот факт, что левая, буро-пурпурная нога Иисуса не покрыта чёрной мантией, в отличие от правой.

Помимо чисто внешней изобразительности полотна, картина несёт за собой и внутренний импульс, который заставляет нас задуматься о чём-то очень важном и, быть может, главном в нашей жизни…

Работа «Христос в пустыне» принесла Крамскому огромную известность и популярность. Перед этим произведением стояли часами, обсуждали. Тема Иисуса Христа «не отпускала» Ивана Николаевича Крамского все последующие годы. Она стала в итоге едва ли не самой важной в его творчестве.

(Фильм «И.Н.Крамской "Христос в пустыне")

Учитель. Иисус Христос был Богочеловеком. Как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Как Бог Христос творил чудеса. Одно из таких чудес Христа мы видим на полотне Ильи Ефимовича Репина «Воскрешение дочери Иаира».

(Илья Ефимович Репин «Воскрешение дочери Иаира»)

Иаир, глава синагоги, пришёл к Иисусу и пал к его ногам - его единственная дочь, двенадцати лет от роду умирает. Просьба о помощи прерывается ужасной вестью - «…дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус, услышав это, сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» и идёт в дом Иаира, чтобы явить чудо Господне и воскресить оплакиваемую родителями девочку.

Искусствовед. Шёл 1871 год. Илья Репин заканчивал Санк-Петербургскую Академию художеств. Был объявлен конкурс на большую золотую медаль. Для выпускной конкурсной работы в Петербургской академии художеств была предложена тема «Воскрешение дочери Иаира».

Художник работал долго и мучительно над написанием картины, она ему никак не давалась. Однажды, когда до конкурса оставалось уже мало времени, Репин возвращался от Крамского, которого он считал своим учителем, и вдруг совершенно ясно увидел эту сцену. "Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью и дом и комнаты - все как-то потемнело, сжалось в горе и давило". Наутро он стёр тряпкой всю свою четырёхмесячную работу. Взял уголь и стал писать заново. "Холст начал втягивать меня своим мрачным тоном. К вечеру моя картина была уже столь впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине". Чтобы постоянно пребывать в нужном трагическом состоянии, он просил брата Василия, ученика консерватории, играть ему Бетховена. "Музыка переносила меня к моему холсту, я наслаждался этими звуками до бесконечности, они трогали меня до слёз".

Разглядывая эту работу, несмотря на драматичность сюжета, не устаёшь себя успокаивать: название «Воскрешение дочери…» даёт уверенность, что финал этой сцены закончится чудом и девочка проснётся, ибо как сказал Иисус: «она не умерла, но спит». Поэтому позволяешь себе внимательно разглядывать картину, отмечая логичность построения композиции, точность человеческих характеристик, цветовую палитру и цельность представленного сюжета.

Левая сторона картины освещается подсвечником - свет выхватывает мрачную обстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледно-белое лицо усопшей.

Правая сторона затемнена, и из этого полумрака выступают лица скорбящих родителей. Эти герои писались Репиным, основываясь на воспоминании о личной трагедии. Точно также оплакивали его родители маленькую дочку, сестру живописца, когда та скоропостижно умерла, наполнив сердце пустотой, а дом скорбью.

В центре холста стоит Христос, освещенный тремя свечами в подсвечнике, он сжимает руку умершей девушки. В следующее мгновение она встанет и пойдёт.

(Виктор Михайлович Васнецов «Распятие Христа»)

Учитель. - Почему и за что распяли Иисуса Христа на кресте? (Одна из важнейших причин, почему религиозные лидеры того времени так хотели смерти Христа - это их зависть. За Иисусом всегда шли большие толпы людей. Люди находили во Христе исцеление от своих болезней. Они находили прощение и понимание, которое они не могли найти больше нигде. Они находили любовь и милость.)

- Сколько лет было Иисусу Христу, когда он был приговорён к самой страшной казне, к распятию? (33 года)

- Как называется место, где был распят Иисус? (Голгофа, или Лобное место)

Самые последние и тяжелые часы земной жизни Спасителя начались с момента распятия. Смерть на кресте вообще во всем древнем мире считалась рабской, позорной и, в тоже время, самой жестокой и мучительной. Пригвожденный ко кресту умирал медленно сразу от нескольких причин. Он испытывал страшную жажду, терял сознание и снова приходил в себя, страдал от боли, но главное, постепенно задыхался. Именно задыхался, так как вес его собственного тела, в частности грудная клетка, постепенно сдавливал легкие и сердце, которому жизненно необходим кислород. Даже в обычном состоянии человек от нехватки кислорода чувствует себя плохо и быстро утомляется, что же тогда говорить о висящем несколько часов на кресте.

В шестом часу дня (по-нашему около полудня) Господа пригвоздили к кресту, который Он принёс на Голгофу на Своих плечах. По преданию Церкви, это был шестиконечный крест, где вертикальную линию пересекает две поперечных, одна из них - нижняя - косая.

Верхняя (и самая длинная) перекладина была непосредственной частью креста, именно к ней и прибили руки Спасителя. Нижняя косая перекладина представляла собой подпорку для ног. К ней распинатели прибили обе стопы Господа.

Искусствовед: Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Распятие Христа» посвящена одному из самых важных и трудных моментов земной жизни Спасителя - Его распятию на Кресте за грехи и преступления всех людей.

Обратите внимание на табличку у Христа над головой. Обычно на табличке писалось, в чём повинен тот, кого собирались казнить. Христа казнили, ложно обвинив в том, что Он провозгласил Себя Царём иудейским. Это и написано на табличке.

Заметьте, как по-разному переживают два человека, стоящие по разные стороны от креста. Согласно евангельскому сюжету, человек по левую руку от Христа - Его любимый ученик апостол Иоанн Богослов трагически переживает смерть Учителя. Справа от Христа на картине изображена преклонённая Божия Матерь Мария. Её лицо озарено светом надежды на то, что Христос воскреснет из мёртвых.

- Какое впечатление произвела на вас картина Виктора Васнецова?

- На какой день после смерти на кресте воскрес Иисус? (На 3-й день)

(Александр Андреевич Иванов «Явление Христа народу»)

Учитель. Изображение библейских и, главным образом, евангельских сюжетов, стало в русском искусстве 19 в. характерной чертой. Центральное место в этом плане принадлежит Александру Андреевичу Иванову и его картине «Явление Христа народу».

«Явление Христа народу» - произведение уникальное в истории русского искусства. Каждый находит в ней что-то свое, близкое и дорогое сердцу.

Человечество на распутье… какой выбор возможен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные, те, кто поверил сразу и сомневающиеся до сих пор. Потрясены и те, и другие. Все взволнованы… в эту минуту решается их судьба. Как по-разному выражают свои чувства собравшиеся.

- Вспомните, о скольких явлениях Христа рассказывает Библия? (9).

- Кому было первое явление и почему? (Марии Магдалине).

- А о каком явлении рассказывает в своей картине А.Иванов? (о восьмом, на горе.)

- Что об этом рассказывает Библия?

Искусствовед: Иисус велел ученикам своим собраться на горе. Кроме 11 апостолов (Иуда покончил собой после предательства), там собралось более 500 веровавших, что Иисус есть Христос, сын Божий.

Увидев его, многие бросились на землю и поклонились ему в ноги, а другие подумали: "В самом ли деле это Иисус?" Тогда он велел апостолам идти учить всех людей, чтобы они веровали в Бога и придерживались его заповедей. Верующих крестили и обещали, что Господь никогда не оставит их. Так рассказывает Библия.

Христос идет на возвышении. Его хорошо видно, но задача автора заключалась в том, чтобы передать состояние собравшихся людей. Одни искренне радуются, другие удивлены, третьи растерянны. В центре картины - фигура Иоанна Крестителя, указывающего собравшемуся народу на приближающегося Иисуса Христа и обещающего грядущее счастье. Среди тех, кто пришёл на берег реки - богатые и бедные, знатные и убогие, цветущие юноши и знатные старики, дряхлые, седые. Здесь люди добрые и злые, мудрые и простодушные. Художник хотел показать: нет, не всем хочется, чтобы в мире победили добро и справедливость. Вот почему здесь рабы и стражники.

Более 20 лет отдал Александр Андреевич Иванов своей картине и закончил её незадолго до смерти с верой в то, что добро и справедливость восторжествуют.

3. Этап обобщения и систематизации знаний

Учитель. Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия.

- Библия состоит из Ветхого и Нового завета. Сюжеты из какого завета написали русские художники на своих картинах? (Из Нового завета)
- Какая из увиденных сегодня картин вам показалась интересной (запомнилась)?

- Сюжет какой знакомой вам картины стал понятен после сопоставления его с Библией?

Учитель. Наша виртуальная экскурсия была посвящена произведениям живописи на сюжеты из библии. Давайте проверим ваши знания, полученные сегодня. Вы должны определить: о каких картинах идёт речь.

- В результате своего труда художник создал обширную галерею - портреты людей, различных по своему возрасту и характеру. О какой картине идёт речь и кто её написал? («Явление Христа народу», Александр Андреевич Иванов)

- В этом полотне художника нашли отражение не только все академические требования, но и личные переживания мастера. («Воскрешение дочери Иаира», Илья Ефимович Репин)

- Практически весь фон этой картины - чёрно-коричневый, и лишь вдали едва светлеет горизонт, предвещая скорое Воскресение Спасителя и Радость праведных о Господе. («Распятие Христа», Виктор Михайлович Васнецов)

- Действие происходит в каком-то необычном пространстве - то ли это хлев, то ли овин для хранения сена или зерна; за ветхими стенами, на фоне соседнего здания, виден инструмент, похожий на ворот для подъёма мешков, а слева - два работника, заглядывающие за перегородку. («Рождество Христово», Шебуев Василий Кузьмич)

- В Евангелии от Матфея написано: «…И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». На какой картине изображён этот эпизод из Библии? («Крещение», Иван Константинович Айвазовский)

- О своей картине художник писал: «Это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью…,она глубоко выстрадана мною… она - итог многолетних исканий…». («Христос в пустыне», Иван Николаевич Крамской)

4. Этап рефлексии

Учитель. Прочитайте высказывания великих литераторов, философов и художников и скажите, с каким из высказываний об искусстве вы согласны.

  • Искусства смягчают нравы. (Овидий)
  • Задача искусства - волновать сердца. (Гельвеций)
  • Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель)
  • Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа: оно даёт жизнь, оно совершенствует человека. (Н.Н.Ге)
  • Христианское искусство - всегда действие, основанное на великой идее искупления. (О.Мандельштам)

5. Итог урока

Учитель. Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе.

Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.