Технологическая карта урока музыки по теме «Лад – выражение настроение музыки. Два лада»

Разделы: Музыка


Технологическая карта урока музыки

Общая часть

Предмет: Музыка
Класс: 2
УМК: «Школа России» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Тема урока: «Лад - выражение настроение музыки. Два лада»

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийной презентации, структура урока построена в системе развивающего обучения.

Оборудование урока:

  • Синтезатор, мультимедиа, музыкальные шумовые инструменты, карточки с заданиями, стихи Плещеева «Травка зеленеет», интерактивная доска.
  • Записи музыкальных произведений:
    - «Веселая. Грустная» Л.Бетховена
    - «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский
    - «Перепёлочка» белорусская народная песня
    - «Вечер» В.Салманов
    - «Итальянская полька» С.Рахманинов
    - «Скворушка прощается» Т.Попатенко

Цель урока:

1. Дать понятия лад, мажор и минор как важных средств выражения различных настроений;
2. Способствовать формированию отношения к искусству как важной части человеческой деятельности, выражающей отношение к жизни, людям и себе.

Задачи урока:
1. Обучающие: подготовка детей к усвоению материала и введение посредством осознанно-выразительного отношения к музыке;
Освоить понятия "лад", "мажор", "минор" в процессе слушания музыки, интонационно-чистого и эмоционально-выразительного пения, музыкально-ритмической деятельности.
2. Развивающая: развитие музыкального слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений, развитие коммуникативных навыков.
3. Воспитательные: воспитание любви к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Создать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Определять на слух мажор и минор, знать понятие музыкальный лад;

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия музыки;

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных средств выразительности;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Осмысленно воспринимать музыкальный образ;

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Понятия: лад, мажор, минор.
Использование пластического интонирования, ассоциативно-образного мышления для постижения музыкального образа и средств музыкальной выразительности

1 этап. Организационная структура урока

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/ группы результатов

- Умение вести диалог. Начинать и заканчивать разговор в соответствии с нормами, форматом диалога
- Извлечение необходимой информацию из текста
- Учиться работать по предложенному учителем плану

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

обсуждение предложенных учителем учебных проблем

Форма организации деятельности учащихся
Средства ИКТ

Поисковый диалог;
Работа в группах

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся

Методы обучения, приемы, техники

Беседа, групповая технология

2 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/ группы результатов

- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (Р);
- Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);
- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- Аргументация своего мнения и позиций в коммуникации (К).

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образова­тельного результата

Слушание и анализ музыкального произведения.

Форма организации деятельности учащихся
Средства ИКТ

групповая форма

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию, а затем ситуацию успеха.

Методы обучения, приемы, техники

Игровая технология, ассоциативно-образного мышления

3 этап. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Попытаются освоить способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе исполнения песен (Р);
Аргументировать свое мнение и позиции в коммуникации (К);
Осознанные и произвольные речевые высказывания (П);
Оценка результатов собственной исполнительской деятельности (Л).

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Отвечают, аргументируя своё мнение.
Рассуждают, обсуждают, делают выводы.
Исполнение попевки и песни с элементами ритмопластики.

Форма организации деятельности учащихся
Средства ИКТ

Групповая форма, игровая технология.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию, а затем ситуацию успеха.

Методы обучения, приемы, техники

Элементы проблемного обучения, игровая технология, ритмопластика.

4 этап. Подведение итогов

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

- контроль и оценка способов своей деятельности (Р);
- самооценка на основе критерий успешности(Л);
- адекватное понимание успешности или неуспешности (Л)

Ход урока