Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» «Согласие религий народов – созвучие культур». 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4


Введение

Вопросы духовно-нравственного воспитания детей являются одной из ключевых проблем, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В сегодняшнем мире ребёнок получает огромный поток информации из разных источников и взять именно то, что нужно, что будет являться нормой нравственности, воспитанности, очень сложно. Как различить где добро, а где зло, которое угрожает нашим детям. Несомненно, определяющую роль в этом может сыграть курс ОРКСЭ, основанный на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства.

С введением в школьную программу курса «Основ религиозной культуры и светской этики», рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры и светской культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

Актуальность проблемы развития духовно-нравственных качеств у младших школьников связана со следующими положениями:

  • Наше общество нуждается в образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект, чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • Образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал, что «нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним» [23].
  • Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В настоящее время введение регионального компонента стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить этот хрупкий «мостик». Региональный компонент на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по истории, литературному чтению, фольклору. Изучение краеведческого материала в рамках учебного предмета ОРКСЭ поможет познакомить учащихся с культурно-религиозными традициями малой родины.

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.
При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна - это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого.

В профессиональном стандарте педагога в перечне обобщенных трудовых функций определено построением образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы, проектирование и реализация образовательного процесса.

Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка

1.1. Сущность и природа духовности, нравственности и духовно-нравственных качеств

Анализ литературы, посвященной пониманию процессов развития и формирования личности, роли воспитания и образования, убеждают в том, что данные процессы осмыслены с разных сторон в работах отечественных философов, социологов, культурологов, теологов, психологов и педагогов. В них в определенной степени затрагиваются вопросы становления духовности и нравственности у подрастающих поколений. «Образование - это процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества» [34].

Задача системы образования сегодня состоит не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от культурного интеллектуального и политического уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В большой психологической энциклопедии понятие «духовность» рассматривается как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности» [24].

Толковый словарь Ушакова определяет «духовность» как «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [25].

В толковом словаре Ожегова под «духовностью» понимается как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [25].

Понятие духовности важно для осознания сущности духовного воспитания - это «процесс воспитания духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах. И в том и в другом смысле воспитание в поиске смыслов жизни, нравственного поведения в духе свободы» [26]. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, - «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека.

«Духовность» и «духовное бытие» [20] - взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия. Если религиозная традиция рассматривает «духовное бытие» как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в неё всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности:

  • поиск и обретение смысла жизни, своего призвания;
  • духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми;
  • духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.

Процесс становления человека как существа духовного нельзя сводить только к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и тёмной духовности. По мнению русских философов И.Ильина, В.Соловьева, Г.Федотова, «истинная духовность не существует вне нравственности. Нравственное воспитание определяется как особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование общечеловеческих нравственных качеств» [27, с. 273]. Высшая духовность невозможна без душевности - эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.

Рассмотрим, как с понятием духовности соотносится понятие нравственности. В русле православного вероучения нравственность не рядоположена святости, но иерархически соотносится с ней через понятие «духовность».

Духовность характеризует высшие устремления человеческой личности с людьми и обществом. Интерес к проблемам духовно- нравственного воспитания обострился в 90-е годы прошлого века. «…в 90-х годах прошлого столетия в педагогической среде появляется ряд авторов, рассматривающих духовность с позиции религиозного мировоззрения» [4, с.102].

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «нравственность» объясняется, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [18].

Словарь по этике даёт следующее толкование нравственности - это «область практических поступков, обычаев, нравов... сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами» [18].

В энциклопедическом словаре педагога «Основы духовной культуры» «Нравственность - (ст. слав. - нрав, характер), - как определяется, способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами [16].

Понятие «нравственное воспитание» П.И.Подласый раскрывает, как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

«Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира. Непреходящие нравственные качества - это честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. При современном развитии общества среди нравственных качеств выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие» [9, с. 94-95].

Таким образом, нравственность определяется действенным стремлением людей добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями. Отказ от нравственности - это отказ быть человеком в единстве и гармонии со всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самим собой и своей совестью.

1.2. Правовые нормы образования

В соответствии с Конституцией РФ (гл. 2, ст. 17) человек, его права и свободы являются высшей ценностью [28]. При этом каждый гражданин РФ, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности. В последние годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразии систем и участников воспитательного процесса. Создаются современные отечественные концепции воспитания подрастающего поколений. Формируются новые культурные основания воспитания: плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодёжи.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательной организации, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [5, ст. 9].

В соответствии со Стандартом на уровне начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
  • Стандарт [13, с. 8] ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Таким образом, на основании вышеизложенных документов можно сделать вывод, что общество нуждается в высокообразованных, высоконравственных людях. На законодательном уровне решается проблема создания современной отечественной концепции воспитания подрастающего поколения. Становление личностных характеристик выпускника заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте.

1.3. Педагогические и методические условия преподавания курса ОРКСЭ

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, а также рефлексивной деятельностью.

Обновление образования предполагает в настоящее время ориентацию образовательного процесса на развитие субъектности ученика, развитие в нем «внутреннего человека», взращивание способности к самостроительству им своей личности.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, - это чувства патриотизма, любовь к природе и к людям.

в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг к воссоединению обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся.

Главными основаниями для введения курса «Основ религиозных культур и светской этики» являются:

  • формирование отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода;
  • основной методологический принцип реализации курса - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре;
  • воспитание толерантного, уважительного отношения к окружающим людям через умение и стремление узнать и понять их, относиться с пониманием к тому, что они другие. Уважая другого - уважать и себя;
  • решение задач социализации, усиление социальной функции образования, постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в ситуациях.

Учитывая поликультурный и поликонфессиональный характер российского общества, учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер и включает шесть модулей:

  • основы буддийской культуры,
  • основы иудейской культуры,
  • основы православной культуры,
  • основы исламской культуры,
  • основы мировых религиозных культур,
  • основы светской этики.

Такая модульная конструкция позволяет удовлетворить образовательные запросы социума, и в первую очередь родителей обучающихся.

Все модули имеют светский, культурологический характер. Родители вместе с детьми сами выбирают модуль для изучения в рамках комплексного учебного предмета.

Модули учебного курса ОРКСЭ согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения содержания. Достижение результатов обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в рамках учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур.

Основными задачами курса ОРКСЭ являются:

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно- смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного диалога и уважения.

Курс ОРКСЭ предназначен для изучения в 4-м классе. Количество уроков - 1 час/нед. (34 часа/год), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведённое на основные школьные предметы, не затрагивается.

Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает органическое сочетание чтения, этико-правовых, морально- нравственных бесед с занятиями, проводимыми в форме игр, парной и групповой работы. Сочетание таких форм определяется практико-ориентированной деятельностью в воспитании обучающихся. Необходимо, чтобы школьники приобрели опыт гуманных отношений, взаимопонимания, толерантности, ответственности перед окружающими их детьми и взрослыми, научились сочувствовать, получили радость и удовлетворение от собственных поступков и добрых дел.

Преподавание курса ОРКСЭ предполагает решение познавательных задач. Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся является актуальной. Для решения этой проблемы на уроках используется групповая и коллективная деятельность. Эффективность и достижение хороших результатов при организации такой работы бывает только тогда, когда обучающиеся:

  • открыты для обучения, активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательных отношений;
  • получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
  • могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
  • могут быть самим собой, не бояться выражать свои мысли, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получат негативной оценки.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент.

Национально-региональный компонент на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по географии, животному миру и растительному миру, по истории и литературному чтению, фольклору.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами - ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются учебные универсальные действия. Межпредметная связь с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории края, города, села.

Цель использования материала национально-регионального компонента: формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины.

В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции, верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младших школьников рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Реализация национально - регионального компонента осуществляется путём включения в уроки по ОРКСЭ материала, отражающего региональные и этнокультурные особенности Кемеровской области - Кузбасса. (Приложение 1-4)

См. продолжение работы