Эколого-краеведческий подход и его реализация в школьном курсе биологии

Разделы: Биология, Экология, Краеведение


Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.

Важное значение в содержании биологической подготовки имеет экологическая подготовленность учащихся. Вопросы экологического образования выходят на первый план в связи с необходимостью формирования у обучающихся экологической культуры с учетом состояния современной экологической обстановки в России и мире в целом [3].

Особая роль в экологическом обучении и воспитании учащихся отводится знанию экологических основ своего региона, малой родины. Проблема знакомства учащихся с региональной экологией реализуется посредством эколого-краеведческого подхода [4].

Эколого-краеведческий подход означает обеспечение решения общих задач экологического образования во взаимосвязи с организацией познания особенностей, сохранения и улучшения учащимися окружающей среды в родном крае [1].

Краеведение и экология тесно связаны между собой по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народ [2].

В настоящее время содержание экологического образования школьников определяется Федеральным государственным стандартом. Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по биологии предполагают формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды [7].

Эколого-краеведческая составляющая в процессе школьного обучения заключена в такие разделы биологии, как ботаника и зоология, элементы экологии человека рассматриваются в разделе «Человек и его здоровье» восьмого класса, а в курсах 9-11 классов изучаются вопросы аутэкологии, экологии популяции, биогеоценологии и биосферной экологии, также вопросы охраны природы и рационального природопользования.

Реализация эколого-краеведческого подхода на уроках биологии может осуществляться при проверке и оценке знаний, формировании универсальных учебных действий, при изучении нового материала, выполнении учениками практических работ, повторении пройденного и закреплении учебного материала.

Предлагается в методической работе учителей биологии использовать несколько способов организации краеведческой работы школьников (формы, методы, методические приемы) на уроках биологии. Среди них возможно применение таких способов как: беседа, доклады, дискуссии, составление коллекций, проведение исследований в природе, составление отчетов наблюдений, работа с учебником, работа с натуральными объектами, заполнение таблиц, индивидуально-групповая работа, уроки на природе, проектно- исследовательское обучение, полевые практики [5].

Различают следующие формы экологического образования:

  • экологоориентированные,
  • экологические,
  • проектно-исследовательские,
  • образовательные,
  • эколого-краеведческие.

Эколого-ориентированные формы экологического воспитания включают в себя проведение эколого-психологических уроков, многочисленных экологических праздников, дискуссий, тематических недель и игр с экологической направленностью.

Экологические формы экологического воспитания состоят из проведения субботников, экологических акций, работы «зеленых» и «синих» патрулей, школьного лесничества, включающего в себя посадку различных растений и озеленение территорий, проведение разнообразны работ в зверинцах.

Проектно-исследовательские формы экологического воспитания, как уже понятно из названия, состоят из организации и проведения олимпиад, летних мастер-классов и проектов с экологической направленностью, а также, неотъемлемой частью такой формы экологического воспитания является создание «Красной» книги, но занося туда лишь данные о тех растениях и животных, которые находятся в родном крае.

Образовательные формы экологического воспитания, это прежде всего проведение информационных часов и встреч с экологической направленностью, создание и выпуск экологической брошюры, организация театрализованных мероприятий на экологическую тематику.

Эколого-краеведческие формы состоят из разнообразных экскурсий и экологических походов. Также положительно влияет на экологическое воспитание младших школьников и посещение школьного экологического музея, жилой зоны).

Среди нетрадиционных форм организации труда, которым можно придать экологическую направленность, необходимо выделить праздники и тематические часы (Лесной праздник, Лесной карнавал, забота о природе, Лес и его надежные друзья и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы их организации в целом общие. Какая бы тема ни была выбрана для праздника, главная направленность ее должна быть на всестороннее развитие школьников, также должна формировать жизненную позицию и гражданский ответственность за судьбу окружающей среды. Наибольшей популярностью у ребят пользуются конкурсы, турниры и викторины. Игровые конкурсы, обычно имеют комплексный подход, который имеет сбор викторин, различных соревнований, выступлений [6].

Таким образом, рациональное применение эколого-краеведческого подхода требует от учителя большой, но и весьма увлекательной творческой работы. Важно, чтобы этот подход использовался во всех видах как классной, так и внеклассной работы. Продумывая содержание школьного биологического курса, важно заранее наметить, на каком уроке и какой краеведческий материал будет использован, определиться с методами и приемами организации учебной работы.

Список литературы

  1. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческий подход в реализации образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе // Научный электронный ежеквартальный журнал «Непрерывное образование: XXI век». 2018. Выпуск 2 (22). С.34. URL: https://sciup.org/lll21-petrsu/2018-2-22 (дата обращения: 10.12.2023).
  2. Горбунова Н.Н. Организация эколого-краеведческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. Тезисы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 27. - С. 316-320. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65565.htm (дата обращения: 09.12.2023).
  3. Коурова, С.И. Гуманитарный подход к изучению экологической составляющей в современном школьном образовании // Студенческий научный форум-2020: материалы XII Междунар. студ. науч. конф. - Москва, 2016-2020. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021647 (дата обращения: 11.12.2023).
  4. Коурова С.И., Потапова Т.С. Реализация эколого-краеведческого подхода в курсе школьной зоологии при изучении экологической составляющей. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2021. №2(50). - с. 115-119.
  5. Нуреева Д.А. Использование краеведческого материала на уроках естествознания.
    URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20130826-2/collection-20130826-2-130.pdf (дата обращения: 10.12.2023).
  6. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителей. Москва: Новая школа, 1994. - 186 с.
  7. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31.05.2021 г. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 09.12.2023).