Внеурочная проектная деятельность по биологии

Разделы: Биология


Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В связи с этим встает задача выбора модели и форм организации внеурочной деятельности по биологии. В моей работе - это метод проектов.

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта: тематические конкурсы и конференции, серии классных тематических часов, система работы на учебно-опытном участке, организация экскурсий.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся способствует создание и реализация различных типов учебных проектов.

Типы учебных проектов могут отличаться по доминирующей в проекте деятельности

  • Исследовательские. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
  • Творческие. Такие проекты развиваются, подчиняясь жанру конечного результата. Результат проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр.
  • Ролевые, игровые. Структура проекта только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
  • Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т.п.).

По предметно-содержательной области - можно выделить два типа:

  • Монопроекты. Такие проекты проводятся в рамках одного предмета.
  • Межпредметные. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные.

По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:

  • Краткосрочные проекты - это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;
  • Среднесрочные проекты - это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;
  • Долгосрочные проекты - продолжительность восемь недель и более.

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. Метод проектов способствует самостоятельному освоению биологических и экологических знаний, обеспечивает эмоционально -образное и нравственно-эстетическое восприятие учениками окружающей действительности, позволяет детям глубже понять значимость природы и ценность здоровья человека. Включение учащегося в проектную деятельность по решению экологических проблем способствует развитию творческих задатков и обеспечивает мотивированное поведение в природной среде.

Таким образом, можно сделать вывод о большом потенциале использования проектной деятельности в биологическом образовании.

В своей педагогической практике я использую как индивидуальную так и групповую деятельность учащихся. Большое число работ представляют собой монопредметные среднесрочные или долгосрочные исследовательские проекты.

Например, на областном эколого-биологическом конкурсе учащихся и педагогов "Юные исследователи природы - родному краю" Курлова Екатерина представила свою работу "Влияние света на прорастание семян бархатцев". Ее исследования показали, что свет не влияет на прорастание семян этих растений, но необходим для дальнейшего развития проростков. Рассада, выращенная в обоих опытных контейнерах, была одинаково жизнеспособной.

Несколько проектов направленных на изучение факторов здорового питания сделала Азарова Дарья. Так, в работе "Витамин С" ей удалось выяснить, что в овощах, выращенных в домашних условиях, этого необходимого для организма вещества содержится больше, чем во фруктах, купленных в магазине. Значит, зимой, в период авитоминоза, съесть капусту или редьку полезнее, чем апельсин или лимон. В проекте "Газированные напитки" она исследовала их состав и свойства. Опыты показали, что самым вредным для здоровья является "кока кола". Любимый многими напиток разъел даже ржавчину. Свои работы Даша представила на Всероссийской студенческой конференции "Турнир трех наук", проходившей на базе ВГУ и стала призером в номинации "Биология. Научный эксперимент".

Тему сохранения здоровья человека продолжила Лаптева Елизавета в своем проекте "Влияние синтетических моющих средств на живые организмы". Она выдвинула гипотезу о том, что вещества, входящие в СМС, оказывают негативное воздействие на биологические объекты, следовательно, и на здоровье человека. Из различных источников информации Лиза выяснила, как синтетические моющие средства влияют на живые организмы. Она провела опрос обучающихся школы с целью определения видов СМС, чаще всего используемых для мытья посуды. Наиболее популярными являются Fairy «Нежные руки» (21,6%), Миф (15%), Sorti глицерин (45,2%). Ею были проведены опыты по проращиванию семян в растворах этих СМС. Анализ экспериментальных данных показал, что они отрицательно влияли на всхожесть семян, вызывая гибель зародышей растений. Наибольшая токсичность отмечена в растворе моющего средства Fairy. На основании проведённых исследований можно утверждать, что моющие средства для посуды будут негативно влиять и на здоровье человека. Проект "Влияние синтетических моющих средств на живые организмы" стал призером V муниципальной научно-практической конференции "Удивительное рядом".

Одной из приоритетных задач проектной деятельности является повышение уровня знаний обучающихся. Так, для ее реализации в проекте "Растительные пигменты" была использована индивидуальная форма работы с ученицей 5 "А" класса МОУ "Всеволожский ЦО" Костюк Ксенией. Проект содержал теоретическую часть, которая выходила за рамки школьной программы курса биологии в 5 классе, а так же - практическую часть, т.е. эксперименты по изучению свойств хлорофилла. Ксения выяснила, что в создании цвета листа участвуют различные группы пигментов; недостаток света ускоряет распад молекул хлорофилла в хлоропластах; также он разрушается под воздействием кислоты и температуры, что проявляется в появлении бурого окрашивания. Ксения справилась с поставленными задачами и успешно защитила свою работу.

Наибольшую социальную значимость для самих обучающихся имеют практико-ориентированные (прикладные) проекты. Таким мероприятием стало выступление учеников нашей школы в областном XVI конкурсе социальных проектов в рамках Всероссийской акции "Я - гражданин России!" с работой "Наш школьный двор". Срок реализации этого проекта - 2 года (2015-2016 гг.). Его основные цели заключались в повышении привлекательности территории школы; вовлечение широких слоев населения в экологическую акцию по ее благоустройству; формирование экологической культуры обучающихся. Инициаторами и организаторами проекта стал Совет старшеклассников. Чтобы улучшить эстетический вид двора они провели анкетирование среди учеников и учителей школы. Выяснили, какую помощь в благоустройстве территории может оказать сельская и школьная администрация. Ученический актив школы совместно с педагогическим коллективом приняли решение о посадке декоративного кустарника и деревьев, разработали план реализации проекта. Администрация Никольского-1 поселения по просьбе учащихся школы закупила необходимый посадочный материал: 50 саженцев жасмина и спиреи. Педагогами школы была организована посадка растений. С целью дальнейшего озеленения пришкольной территории на участке высадили 30 саженцев каштанов и выращенную учениками рассаду однолетников. В настоящий момент времени ведется работа по уходу за кустарником и деревьями.

Эти примеры являются лишь небольшой частью моей внеурочной проектной деятельности по биологии. Анализируя всю проведенную работу, с уверенностью можно сказать, что основное преимущество проектной деятельности - это предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, которые направлены, прежде всего, на их развитие и выявление индивидуальных особенностей.