Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни"

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: читательская грамотность


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности (модуля) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 6/22 от 15.09.2022г.), программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное образование) (сайт https://edsoo.ru), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 7/22 от 29.09.2022г.), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ((протокол от 2 июня 2020 г. N 2/20), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования.

Цели курса (модуля):

  • формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
  • формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи:

  • развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
  • вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
  • развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
  • освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
  • учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
  • интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе:
    • углубления базовых знаний по теории текста;
    • использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
    • использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
    • использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
    • использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной (и в первую очередь читательской) грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной (и в первую очередь читательской) грамотности и освоение способов их интеграции.

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Данная программа реализуется в зависимости от учебного плана общеобразовательной организации.

Вариант 1

Это может быть программа модуля, который войдёт в программу внеурочной деятельности по функциональной грамотности, рассчитанная на 5-7 часов в год (можно реализовать в течение одной четверти).

Вариант 2

Данная программа может стать основой для отдельного курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность: учимся для жизни», рассчитанного на 0,5 часов в неделю в течение учебного года (можно реализовать в течение полугодия или в течение года 1 раз в две недели) или на 1 час в неделю. В данной ситуации можно увеличить количество часов, при этом сохраняя, но расширяя темы занятий за счёт использования другого, помимо предложенного, дидактического материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (банк данных на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru или самостоятельно созданные дидактические материалы).

Курс внеурочной деятельности можно также составить, добавляя тематические блоки, такие, например, как: «Наш великий и могучий...» (о различных языковых явлениях), «В мире литературы» (тексты о русской литературе или из произведений русской литературы), «Человек и культура» (традиции, обряды, национальная кухня, народные промыслы и др.), «Искусство - это чудо» (архитектура, музыка, живопись, театр)», «Здоровым будь - успешным станешь», «В мире профессий» и др.

Программа курса внеурочной деятельности (модуля) реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий - беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, экскурсия, онлайн-занятие, мозговой штурм, круглый стол, написание эссе.

Формы организации деятельности учащихся - индивидуальные и коллективные (групповые, в парах).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДУЛЯ)

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ. Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно - в конце каждой четверти).

Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию читательской грамотности необходимо в процессе их проведения получать обратную связь.

В качестве рекомендаций предлагается проведение одного-двух занятий, в середине или в конце программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ЧГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе.

Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки читательской грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий» под редакцией Г.С.Ковалёвой, Л.А.Рябининой издательства «Просвещение», а также самомтоятельно разрабатываемые методические материалы, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.

Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по читательской грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания - полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДУЛЯ)

Занятия в рамках курса внеурочной деятельности (модуля) «Читательская грамотность: учимся для жизни» направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности (и прежде всего читательской):

Личностные результаты:

  • осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • осознание ценности самостоятельности и инициативы;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
  • проявление интереса к способам познания;
  • стремление к самоизменению;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
  • активное участие в жизни семьи;
  • приобретение опыта успешного межличностного общения;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
  • проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
  • готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  • умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
  • овладение универсальными регулятивными действиями.

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
  • способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
  • способность к совместной деятельности;
  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и её целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

  • владеть базовыми логическими операциями:
  • сопоставления и сравнения,
  • группировки, систематизации и классификации,
  • анализа, синтеза, обобщения,
  • выделения главного;
  • владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. - с помощью схем и знакосимволических средств;
  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания
  • для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
  • учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • ипонимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;

принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке читательской грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».

По учебному предмету «Русский язык»:

  • понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
  • овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
  • представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
  • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
  • анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
  • определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:

  • овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
  • умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
  • овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

Содержание курса

«Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

Читательская грамотность - основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Курс внеурочной деятельности (модуль) «Читательская грамотность: учимся для жизни» предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках курса (модуля) предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

Содержание курса в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками осмысленного чтения в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Программа курса внеурочной деятельности (модуля) «Читательская грамотность: учимся для жизни» является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Ниже представлено тематическое планирование курса внеурочной деятельности (модуля) «Читательская грамотность: учимся для жизни» для 5-9 классов с указанием образовательных ресурсов, включая электронные (цифровые), необходимых для работы учителя.

5 КЛАСС «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию»

(Вариант 1 - для модуля 5ч.)

1

Путешествуем и познаём мир (Путешествуем по России)

1 час

2

Работаем над проектом (школьная жизнь)

1

3

Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)

1

4

По страницам биографий (Великие люди нашей страны)

1

5

Мир моего города (Человек и технический прогресс)

1

ИТОГО

5

5 КЛАСС «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию»

(Вариант 2 - для курса 17ч.)

Тема занятия

Кол-во часов

Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые)

1

Вводное занятие

1

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

2

Путешествуем и познаём мир (Путешествуем по России)

2

«Необыкновенный путешественник» или «Загадочная Арктика»: (http://skiv.instrao.ru)
Кругосветное путешествие на воздушном шаре (http://skiv.instrao.ru)
«Люди, сделавшие Землю круглой»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

3

Работаем над проектом (школьная жизнь)

2

«Моя Россия: большое в малом»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Вып. 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2 ч. Часть 1. - М., С.: «Просвещение», 2020

4

Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)

2

«Конкурс сочинений»: Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao.ru)

5

По страницам биографий (Великие люди нашей страны)

2

«Маршал Победы»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. - М., СПб.:«Просвещение», 2020. «Великие имена России»: электронный образовательный ресурс издательства
«Просвещение» (https://media.prosv. u/func/)
Выход в открытый космос: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)

6

Мир моего города (Человек и технический прогресс)

1

«По улице мостовой»: открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru)
«Мост»: открытый банк заданий 2021 года
(http://skiv.instrao.ru)

7

«Наш великий и могучий…» (из истории русского языка)

2

«Сизиф» или «Дневники против ночников» // Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.:«Просвещение»,

9

Открываем тайны планеты (Сбережём планету вместе)

2

«Сбережём планету вместе»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций

11

Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)

1

«Мороженое» (http://skiv.instrao.ru)

12

Итоговая диагностическая работа по читательской грамотности и её анализ

2

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

ИТОГО

17

6 КЛАСС «Читаем, различая факты и мнения» (Вариант 1- для модуля 5ч.)

1

Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле)

1

2

Открываем тайны планеты (Изучение планеты)

1

3

Открываем мир науки (Человек и природа)

1

4

По страницам биографий (Великие люди нашей страны)

1

5

Наши поступки (межличностные взаимоотношения)

1

ИТОГО

5

6 КЛАСС «Читаем, различая факты и мнения» (Вариант 2 - для курса 17ч.)

Тема занятия

Кол-во часов

Образовательные ресурсы, в том числе электронные (цифровые)

1

Вводное занятие

1

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

2

Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле)

2

«Необыкновенный путешественник» или «Загадочная Арктика»: (http://skiv.instrao.ru)
Кругосветное путешествие на воздушном шаре (http://skiv.instrao.ru)
«Люди, сделавшие Землю круглой»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

3

Открываем тайны планеты (Изучение планеты)

2

«Континент-призрак»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
«Розовые дельфины»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)
«Тунгусский «метеорит»/ / Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.: «Просвещение»

4

Открываем мир науки (Человек и природа)

1

«В переводе на человеческий»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv.instrao.ru)
«Антарктида»// Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.:«Просвещение»

5

По страницам биографий (Великие люди нашей страны)

2

Люди, сделавшие Землю круглой»: Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. - Москва, Санкт-Петербург:
«Просвещение», 2021.
«Люди, сделавшие Землю круглой. Интервью», «Люди, сделавшие Землю круглой. Аннотация»,
«Люди, сделавшие Землю круглой. Перелеты»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

6

Наши поступки (межличностные взаимоотношения)

2

«В новой школе»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
«Сельскохозяйственная газета»: электронный образовательный ресурс издательства
«Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

7

Мир моего города (Человек и технический прогресс)

1

«По улице мостовой»: открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru)
«Мост»: открытый банк заданий 2021 года
(http://skiv.instrao.ru)

8

«Наш великий и могучий…» (из истории русского языка)

2

«Сизиф» или «Дневники против ночников» // Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.:«Просвещение»,

9

По страницам русской литературы

1

О собаке и не только //Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Учено-методическое пособие Красноярского института повышения квалификации. https://studylib.ru/doc/6314330/-e-i--sbornik-chitatel._skoj-gramotnosti--5%E2%80%939-klassy-?ysclid=lrvv0jl0xb658609273

10

Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)

1

Всё ли мы знаем о телефонах: сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2х частях. Часть1. - Москва, Санкт-Петербург: «Просвеще-ние»,2021.

11

Итоговая диагностическая работа по читательской грамотности и её анализ

2

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

ИТОГО

17

7 КЛАСС «От этикетки до повести» (Вариант 1 - для модуля 5ч.)

1

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

1

2

Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения) по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям»

1

3

Человек и книга

1

4

Будущее (человек и технический прогресс)

1

5

Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)

1

ИТОГО

5

7 КЛАСС «От этикетки до повести» (Вариант 2 - для курса 17ч.)

Тема занятия

Кол-во часов

Образовательные ресурсы, в том числе электронные (цифровые)

1

Вводное занятие

1

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

2

Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)

2

«Необыкновенный путешественник» или «Загадочная Арктика»: (http://skiv.instrao.ru)
Кругосветное путешествие на воздушном шаре (http://skiv.instrao.ru)
«Люди, сделавшие Землю круглой»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

3

Наш великий и могучий (средство общения)

2

«Язык мира»: открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru)

4

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

2

«Чудо на своем месте»: демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru)
«Репетитор»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

5

Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения) по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям»

2

«Тихая дискотека» Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao.ru)

6

Человек и книга

2

«Справочное бюро» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ chitatelskaya-amotnost/)
«Как выглядит слон»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

7

Будущее (человек и технический прогресс)

2

«Погружение»: демонстрационный вариант 2019 (http:// skiv.instrao.ru)
«Новости будущего века»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

8

Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)

2

«Сгущенка» (http:// skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya- gramotnost/)
«Мыльные открытия»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

9

Итоговая диагностическая работа по читательской грамотности и её анализ

2

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

ИТОГО

17

8 КЛАСС «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (Вариант 1 - модуль 5ч.)

1

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

1

2

Человек и книга

2

3

Познание

2

ИТОГО

5

8 КЛАСС «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (Вариант 2 - курс 17ч.)

Тема занятия

Кол-во часов

Образовательные ресурсы, в том числе электронные (цифровые)

1

Вводное занятие

1

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

2

Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле)

2

«Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
«Кругобайкальская железная дорога»// Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.: «Просвещение»

3

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

1

«За тенью» (http:// skiv.instrao.ru)
«Зачем?»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

4

Человек и книга

2

«Книга из интернета» (http://skiv. instrao.ru)
«Милорд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

5

Познание

2

«Исчезающая пища. Бананы»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)
«Исчезающая пища»: (Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. ор-ганизаций. В 2-х ч. Часть 2. - Москва, Санкт-Петербург:
«Просвещение», 2021). «Новости» (http:// skiv.instrao.ru)

6

В здоровом теле-здоровый дух (правильное питание)

1

Взрослая еда: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)

7

В мире профессий

2

Сборник заданий по формированию читательской грамотности. 8-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций (электронное издание). - Кострома, 2021. http://www.eduportal44.ru/

8

Наш великий и могучий (борьба за сохранение)

2

Битва за норму: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)

9

Проблемы повседневности

2

Осознанное потребление: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
Цвета: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)

10

Итоговая диагностическая работа и её анализ

2

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

ИТОГО

17

9 КЛАСС «События и факты с разных точек зрения» (Вариант 1 - модуль 5 ч.)

1

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

1

2

Самоопределение

2

3

Смыслы, явные и скрытые

2

ИТОГО

5

9 КЛАСС «События и факты с разных точек зрения» (Вариант 2 - курс 17 ч.)

Тема занятия

Кол-во часов

Образовательные ресурсы, в том числе электронные (цифровые)

1

Вводное занятие

1

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

2

Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле)

2

«Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
«Кругобайкальская железная дорога»// Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.: «Просвещение»
Не факт: Открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru)

3

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

1

«Зарок» (http://skiv. instrao.ru/)
«Самое старое место»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

4

Самоопределение

2

«Киберспорт» Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.

5

Смыслы, явные и скрытые

2

«Выигрыш» Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.: «Просвещение», 2021).

6

В здоровом теле - здоровый дух (туризм)

1

Походы: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)

7

Наш великий и могучий (нормы произношения)

1

Язык и культура: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
Лингвистическая карта: Открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru)

8

В мире профессий

2

Сборник заданий по формированию читательской грамотности. 8-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций (электронное издание). - Кострома, 2021. http://www.eduportal44.ru/

9

Открываем мир науки (Человек и природа)

1

Эффект бабочки: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)

10

Открываем тайны планеты (Изучаем мир планеты)

1

Поющие пески: Открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru)

11

Проблемы повседневности

1

Возврат денег: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
Вот так история: Открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru)

12

Итоговая диагностическая работа и её анализ.
Подведение итогов курса. Самооценка результатов деятельности на занятиях.

2

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/)

ИТОГО

17