Воспитательный потенциал современного урока

Разделы: Общепедагогические технологии


Материалы к итоговому педсовету.

Форма выступления - урок-повторение.

Форма представления темы - презентация, тест.
Обучение само по себе, вне
воспитания, есть бессмыслица,
ничего кроме вреда, не приносящая.
К.Д.Ушинский

1.Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей.

1. Важнейшая составляющая образовательного процесса:
А) образование
Б) воспитание
В) образование и воспитание

Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

2.Тогда что же такое урок?

Ответ: В

2. Урок - это
А) образовательный процесс получения знаний
Б) система целенаправленных педагогических влияний
В) Целенаправленная деятельность и диалог учителя и учеников, в ходе которых вырабатывается та или иная жизненная стратегия, формируются определенные черты характера, приобретаются те или иные привычки поведения.

По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него.
«Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке»

3. Воспитывающее обучение - это …

Ответ: Б

3.Воспитывающее обучение - это
А) целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками.
Б) такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке.
В) это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств

Урок - продолжение жизни обучающегося и продолжение процесса формирования его личности. Образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.

4.Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?
Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока.
Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Так ли это?

4.Воспитательными возможностями обладают
А) уроки русского языка и литературы
Б) уроки химии, биологии
В) уроки математики и физики
Г) уроки иностранных языков
Д) уроки информатики
Е) уроки истории и обществознания
Д) уроки технологии и физкультуры

Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование - да, но не на воспитание, т.к. воспитание - непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Следовательно, урок, лишенный такой цели, не воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность.

5. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Очень важно уметь правильно поставить цель на каждом урок.

Ответ: А-3, Б- 1, В-2

5. Соотнесите:

А-
обучающие цели

1 - учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать профессиональные умения

Б-
развивающие цели

2 - вызвать познавательный интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение к выбранной профессии,
прививать, укреплять приобретаемые ими навыки.

В-
Воспитательные цели

3 - «научить»,
«дать понятие»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«закрепить»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать».

Воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений уч-ся к явлениям действительности (которые формируются на уроке). Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Важно помнить: цель должна быть конкретной и достижимой.

6. Воспитательная работа на уроке должна планироваться заранее самым тщательным образом. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование…

6. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование…
А) содержания учебного материала
Б) технологий обучения
В) форм организации познавательной деятельности
Г) стиля образовательного общения на уроке
Д) дидактическую структуру урока
Е) все варианты ответа

Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

7. При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности обучающегося на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.
Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока» - писал Е.Н.Ильин.

7. «Не активностью поднятых рук, а активностью … определяю эффективность урока» - писал Е.Н.Ильин.

А) реплик
Б) ног
В) глаз

Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся.

8. «Театр начинается с вешалки» (Станиславский) - а урок с чего должен начинаться?
(Со слов приветствия, которые должны расположить ученика, зарядить положительными эмоциями).

8.Какое приветствие имеет воспитательное значение и помогает расположить ученика?
А) Здравствуйте, садитесь.
Б) Добрый день, ребята, начинаем урок…
В) Добрый день, ребята, рад (а) вас видеть на уроке…Надеюсь, на сотрудничество! Верю, у вас всё получится!

9. Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примерами могут быть уроки русского языка и литературы.
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

9.Средства формирования воспитательного потенциала личности ученика на уроках русского языка и литературы?

А) слово
Б) текст
В) художественное произведение
Г) творческая работа
Д) все варианты ответа

*Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С.Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться.
*Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.
* Тематический подбор текстов к урокам русского языка - процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий.
*Творческие работы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию, способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения (письмо героя (Володя- Лидии Михайловне); монолог героя (Дуни на могиле отца), творческий пересказ от 1 лица, сочинение-миниатюра «Если бы у меня появилось волшебное семечко…» (по повести Погорельского «Черная курица»; какую клятву дали юные герои у могилы умершей Маруси (по повести Короленко «Дети подземелья»); «В названии моей улицы - история моей малой родины» и т.п.)

10. Один из приёмов, используемых на уроках, направлен на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом»- пятиминутка - пролог, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённые проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении.
Мы сегодня используем как пятиминутку - эпилог.

10. Какое из высказываний Стародума, героя-резонёра комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» имеет отношение к теме выступления? Почему?

А) Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
Б) В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
В) Невежда без души - зверь.

Верность слов педагога Ушинского подтверждается в бессмертной комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: …

В центре внимания на современном уроке должен находиться ученик, его личность, тогда происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений обучающихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы обучающимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.

Наряду с этим, есть и проблемы: сегодня в образование приходят технологии, базирующиеся на использовании тестовых заданий. Не ставя под сомнение значение теста в обучении, хочу высказать опасение: если такие технологии станут системой в преподавании предметов, не ограничит ли это возможность воспитывать в наших учениках такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д.? Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов.

- Возможно ли решение определённых воспитательных задач через работу с тестом?

(Возможно, при условии, например, если отвечали, совместно обсуждая ответы, или составляли тест в команде).

- Этап рефлексии: над чем задумались, уважаемые коллеги, выполняя задания на «уроке»? Что вспомнили и повторили? Что узнали нового?

(Задумались о том, как строится ваш урок, каких результатов вы достигаете, какие новые современные образовательные технологии нужно искать и использовать на современном уроке…)

Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

Современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самореорганизации и саморазвитию.

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

Спасибо за внимание!

Презентация