Проблемные задания на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека

Разделы: Биология


Современная система образования направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, на активизацию их учебно-познавательной деятельности. Существенную роль в этом играют методы проблемного обучения, которые значительно повышают эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проблемное обучение - это система правил применения известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и др.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса и т.п.). Проблемное обучение в полном смысле слова - развивающее обучение, средство формирования научных понятий и мировоззрения, всесторонне развитой личности, ее интеллектуальной активности.

Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний. Этому не могут научить ни книга, ни учитель - это находится самим учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Разрешение проблемной ситуации способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме, что очень важно при освоении материала, не вызывающего особого интереса у обучающихся.

Важным условием познавательной активности учащихся является использование в процессе обучения конкретных примеров, иллюстрирующих практическое значение биологических знаний. При этом важно, чтобы эти примеры не просто сообщались учителем, а осмысливались учащимися в процессе их решения. Это помогает лучше усвоить учебный материал, разобраться в том, как устроен наш организм и как он работает.

Вниманию учителей биологии предлагаются проблемные задания по анатомии, физиологии и гигиене человека (рис.1). Эти задания могут стать составной частью учебно-методических разработок к проведению практических занятий. В каждом конкретном случае подбор заданий (задач) проводится дифференцированно, в зависимости от целей учебного занятия.

Суть проблемного обучения заключается в том, что перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и они исследуют пути и способы её решения.

Как показывает практика, самостоятельная работа учащихся по выполнению проблемных заданий способствует сознательному усвоению учебного материала, свободному оперированию полученными знаниями.

Автором данной статьи накоплен определенный опыт по применению вопросов-заданий, вопросов-задач с целью вовлечения учащихся в активный познавательный поиск. Основное дидактическое назначение проблемного обучения состоит в педагогическом управлении активной поисковой деятельностью обучающихся.

Разработанная и применяемая в учебном процессе система проблемных заданий различных уровней сложности оказывает положительное влияние на степень познавательной активности учащихся.

Итак, проблемное обучение как технология развивающего образования направлено на активное получение обучающимися знаний, формирование приемов исследовательской, познавательной деятельности, на приобщение к научному поиску, на воспитание профессионально значимых качеств личности.

Проблемные задания развивают логическое мышление и творческие способности учащихся, стимулируют самостоятельную работу с учебной и научно-популярной литературой. А главное - учащиеся видят, каким путем добываются научные знания и убеждаются в познаваемости окружающего мира. Знания, полученные обучающимися в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются наиболее глубокими и прочными.

Проблемные вопросы и задачи для обучающихся в разделе «Человек и его здоровье»

Для доступа к проблемным заданиям по физиологическим системам человеческого организма наведите камеру мобильного телефона на QR-код.

Правила выполнения заданий (решения задач)

  1. Внимательно прочтите задание, убедитесь в том, что условие задачи достаточно понятно.
  2. Правильные ответы на вопросы большинства заданий могут быть даны только в том случае, когда Вы не только помните конкретные факты и определения понятий, но и понимаете биологический смысл этих процессов, механизмов и явлений, о которых говорится в задании.
  3. Если у вас нет уверенности в правильном понимании специальных терминов, проверьте себя по «Словарю терминов».
    • Борисевич А.И., Ковешников В.Г., Роменский О.Ю. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.
    • Сай Ю.В., Кузнецова Н.М. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий. - СПб: Лань, 2023.
  4. Если Вы чувствуете, что недостаточно хорошо знаете фактический материал, изучите его по следующим учебникам:
    • Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учеб. пособие /Н.Ф.Лысова, Р.И.Айзман, Я.Л.Завьялова, В.М.Ширшова. - Новосибирск: Сиб. унив., 2010.
    • Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования /М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  5. Если по ходу решения окажется, что вам недостаёт какой-либо конкретной информации, найдите её в интернет-источниках, включая консультацию преподавателя.
  6. Не торопитесь отвечать на вопросы, хорошо подумайте над ними. Некоторые требуют умения устанавливать логические связи между понятиями, умения анализировать и сопоставлять приведённые факты. Поэтому внимательное чтение вопроса является важным условием успеха.