Детская ложь: причины, последствия, решение проблемы

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика


Ложь у детей может быть по разным причинам. С одной стороны, это подчеркивает пример, который есть дома и в школе, и в этом смысле важно избегать лжи дома. Дети учатся на том, что видят, поэтому очень важно подавать пример, быть честным и восхвалять правду, даже если иногда это бывает труднее всего.

Ребенок также может лгать из-за необходимости чувствовать себя принятым, стараться доставить удовольствие другим, а не расстраивать их, или избегать наказания за то, что они сочли неправильным. Явными примерами являются ложь об оценках, чтобы родители были счастливы, или рассказ друзьям о том, что у ребенка были планы или поездки, которые он хотел бы совершить, которые вызывают удивление и даже зависть.

Еще одна причина, тесно связанная с предыдущим пунктом, - это низкая самооценка ребенка. В результате возникает потребность в принятии и стремление произвести впечатление на других любой ценой. Кроме того, многие дети привлекают больше внимания других, сознательно или бессознательно, во время лжи.

Чтобы начать борьбу с детской ложью, первое, что рекомендуется сделать, это попытаться выяснить причины того же самого, потому что так можно найти подходящее решение для каждого случая. Чтобы дать ребенку понять, что ему не нужно лгать, взрослые могут объяснить, что такое ложь, поскольку многие дети делают это, не подозревая, что они нечестны, то есть без намерения или из-за невежества. Вот почему это важно научить их различать правду и ложь, в дополнение к тому, чтобы они видели последствия лжи.

Если ложь возникает, например, из-за сильного страха наказания, необходимо проверить, не является ли дисциплина, применяемая к ребенку, наиболее подходящей. Возможно, вы слишком строги, не допускаете ошибок по отношению к ребенку или часто применяете суровые наказания. В этом случае образовательные модели, основанные диалоге, пытаются понять мотивы лжи ребенка и устранить его страх перед упреками.

В случае, если малыш демонстрирует низкую самооценку, важно, чтобы это оценил профессионал. Психолог сможет позаботиться о ребенке, чтобы помочь ему. Во многих случаях низкая самооценка является результатом других основных проблем, которые необходимо решить, и желательно как можно скорее начать работу с ребенком.

Кроме того, важно быть последовательным и не лгать ребенку, потому что, когда мы лжем, ребенок учится делать это у взрослых. Также важно объяснить, почему ложь - это неправильно, и объяснить, что это имеет негативные последствия для вас и других.

Например, некоторые из последствий, которые мы можем объяснить детям, заключаются в том, что, когда другие лгут, они перестают доверять вам, не верят вам, более того, это может заставить их поверить в отказ или почувствовать себя плохо из-за того, что они обманывают других. Чтобы вы это поняли, мы можем попытаться представить вам наглядную ситуацию типа: «Представьте, что ваш друг Икс начинает рассказывать вам все о дне, когда он не может ездить на велосипеде, потому что ему нужно на частные уроки, но однажды вы видите, как он играет в мяч с другими детьми. Если вы спросите его, почему он это сделал, он скажет вам, что солгал вам, потому что хотел больше играть в мяч, но не хотел, чтобы вы злились, как бы вы себя чувствовали? Тебе не кажется, что лгать хуже, чем говорить что-то прямо?» Таким образом, ребенок может понять, насколько вредной может быть ложь.

Также может случиться так, что ребенку необходимо научиться социальным навыкам относиться к другим с точки зрения уверенности в себе.

Когда мы обнаруживаем, что ребенок начинает лгать, важно как можно скорее принять ряд мер. Имея это в виду, есть ряд рекомендаций, которым мы можем следовать:

  • Пытаясь понять причину лжи, может возникнуть необходимость решить проблему, которая является причиной этой лжи.
  • Хвалите правду и осуждайте ложь. Мы не можем называть их лжецами, но мы должны дать им понять, что говорить правду необходимо и лучше для всех, даже если иногда это может быть трудно.
  • Не выходите из себя, будьте терпеливы и понимающими. Лучше вести диалог с малышами, не злясь и не крича. Таким образом, ребенку можно объяснить, почему нехорошо лгать, не воспринимая это как агрессию.
  • Используйте методы, которые поощряют честность, а не ложь. Некоторые варианты включают положительное подкрепление, вознаграждение или подкрепление ребенка, если он говорит правду, но без наказания, если он лжет.
  • Избегайте чрезмерных требований, говорите им, что они разочаровали нас, потому что ребенок может прибегнуть ко лжи только для того, чтобы мы были счастливы. Также не должно быть допросов, которые вызывают недоверие и неудобны для обеих сторон. С ними лучше быть понимающими и сотрудничать, потому что так они будут чувствовать себя лучше, и ложь постепенно исчезнет.

Только дети с нестабильной самооценкой продолжают лгать, чтобы защитить себя. Если у ребенка не было возможности установить безопасные отношения привязанности и его самооценка не могла хорошо развиться, у него будет много причин лгать, когда он пойдет в школу. Более развитый интеллект все чаще используется для придумывания умной лжи, чтобы никто не понял, что ребенок лжет.