Развитие креативного мышления и творческих способностей учащихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС

Разделы: География, Общепедагогические технологии


«Высшее искусство, которым обладает учитель, -
это умение пробудить радость от творческого
воображения и получения знаний».
Альберт Эйнштейн

Современная система образования ставит перед собой задачу не только передать знания, но и развивать учеников как творческих личностей. Особенно важно это в контексте уроков географии, где формирование креативного мышления и творческих способностей учащихся играет ключевую роль.

Креативное мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и жизненных практик.

Креативное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени), гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи), точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям) [2].

Современные исследовательские источники по вопросу формирования творческого мышления позволяют выделить следующие направления в работе:

  1. для формирования творческого мышления человека важно усвоение всех элементов социального опыта - знаний, способов деятельности, способов творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин);
  2. творческое мышление функционирует на основе сочетания рациональнологического и эмоционально-образного компонентов стратегии мышления;
  3. творческое мышление включает в себя осознаваемый и неосознаваемый компонент (интуицию), элементом последнего являются определѐнные эмоции и чувства;
  4. творческому мышлению присущи такие черты, как креативность, мобильность, дивергентность, а также социальная позитивность и стремление к самосовершенствованию [4].

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) я изучила и освоила различные методики и подходы для достижения этой цели. В своей 35-летней педагогической практике опираюсь на методику интерактивных уроков и обсуждения.

Интерактивные уроки предоставляют возможность учащимся активно участвовать в обучении. Обсуждения тем и проблем, связанных с географией, способствуют формированию креативного мышления. Ученики могут высказывать свои точки зрения, предлагать нестандартные подходы к решению географических задач.

Ключевые аспекты в развитии креативного мышления на уроках географии.

Интерактивные уроки и обсуждения играют важную роль в формировании креативного мышления у учащихся на уроках географии. Эти методы обеспечивают активное участие школьников в обучении, способствуя развитию их критического и творческого мышления.

Рассмотрим подробнее ключевые аспекты использования мной интерактивных методов на уроках географии:

1. Содействие самостоятельному мышлению: Интерактивные уроки ставят перед учениками задачи, требующие самостоятельного мышления и поиска решений. Обучение через диалог и обмен мнениями позволяет школьникам развивать умение анализа и креативное мышление, так как они вынуждены принимать активное участие в обсуждении. Например, в 9 классе при закреплении темы «Лесная промышленность России» создаю дискуссию: «Россия обладает огромными запасами лесных ресурсов, на ее долю приходится 40% мировых запасов. По запасам древесины занимает первое место в мире, по заготовке древесины и производству пиломатериалов Россия занимает - четвертое место в мире, а по производству бумаги и картона - только семнадцатое. Проблема. Бумага для учебников по новым стандартам сейчас закупается в Китае и Турции (до санкций 2022г закупали в Италии), так как бумага в этих странах высшего качества и очень тонкая. За счет чего учебники легче, а это одно из требований норм СанПина при ФГОС второго поколения. За счет этого цена на учебники значительно возрастает. Как вы считаете, почему Россия, полностью обеспеченная собственными ресурсами, закупает необходимую бумагу для производства учебников за рубежом?» Например, в 7 классе на уроке в рамках темы: «Южные материки» прошу привести доказательства: «Австралия - удивительный материк». Как вы думаете, почему Африка самый жаркий материк Земли? Почему на западе Южной Америки сформировались Анды? и т.д.

2. Групповые задания и сотрудничество: Разделение учеников на группы для выполнения заданий способствует развитию навыков сотрудничества и коллективного творчества. В ходе групповых обсуждений школьники обмениваются идеями, дополняют друг друга и создают совместные проекты, что способствует формированию творческого подхода к решению задач. Например, в 9 классе при изучении темы «Транспортный комплекс России» ученики выполняют роль представителей различных транспортных компаний России. Каждая команда знакомит со своим видом транспорта, характеризует услуги и преимущества, представляет свою рекламу вида транспорта. Такой подход подачи учебного материала позволяет учащимся лучше понять, как функционирует транспортная система нашей страны, и оценить преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

3. Обсуждение актуальных географических вопросов: Интерактивные уроки предоставляют отличную возможность обсудить с учениками актуальные географические события и проблемы. Обсуждение различных точек зрения и поиски решений стимулируют креативное мышление и формируют у учеников глубокое понимание сложности географических явлений. Например, в 6 классе на уроке в рамках темы: «Экологические проблемы Мирового океана» просматриваем видеосюжет из ТВ «Новостей»: на дне Марианской впадины нашли пластиковый мусор. Проблема.14.05.2019г на дне Марианской впадины исследователи из Великобритании, погрузившись на батискафе на дно, обнаружили пластиковый мусор. Как вы считаете, на сколько велика опасность превращения океана в «мировую свалку мусора»? и т.д. Происходит всегда бурная дискуссия, ученики излагают свои мысли, приводят доводы и чаще принимают нестандартные решения проблем.

4. Поддержка индивидуальных подходов: Интерактивные методы позволяют учителю обращать внимание на индивидуальные потребности учеников. Ответы, предложения и вопросы каждого ученика становятся важной частью урока, что способствует созданию индивидуализированной образовательной среды и развитию креативности каждого. Ученики с большим желанием представляют свои собственные презентации при защите докладов и сообщений, опираясь на дополнительный материал учебной программы.

Ежегодно провожу внеклассные тематические конкурсы, чем пробуждаю интерес и познавательную активность учащихся при закреплении изученных тем. Например, в 6 классе успешно проходит конкурс фотографий «Удивительное облако», «Морозные узоры на окне», «Неповторимая молния »; В 5 классе провожу конкурс «Модель вулкана». Часто даю задания желающим учащимся приготовить самостоятельно квесты, викторины, кроссворды, географическое лото. Ученики успешно справляются.

В результате такого подхода к обучению, школьники становятся активными участниками очных и дистанционных олимпиад, научно-практических конференций разных уровней: от школьного до всероссийского.

5. Решение реальных географических задач: Включение реальных географических задач в учебный процесс позволяет учащимся применять теоретические знания на практике. Решение задач требует творческого мышления и поиска нестандартных подходов к анализу и представлению информации. Например, при выполнении практической работы «Наблюдение за погодой и ведение дневника погоды» ученики 6 класса анализируют и сравнивают свои данные результаты дневника погоды за определенный месяц с данными сайта «GISMETEO»; ученики 5 класса создают модель вулкана и его извержение. Практическую работу «Описание природного комплекса своей местности» я с учениками 6 класса провожу традиционно на местности в лесопарке «Семь ключей». Школьники копают шурф для определения почвенного профиля, описывают флору и фауну местности. Принимают решения по сохранению природы парка, создают экологические листовки, плакаты. В каникулы организую для учеников лицея экскурсии по городу Екатеринбург, в летние каникулы вожу в походы по родным окрестностям: Каменные палатки, скалы Петра Гронского, озеро Таватуй, озеро Шарташ , пограничный обелиск «Европа-Азия» и др.

6. Рефлексия и самооценка: Обсуждение результатов, рефлексия и самооценка после выполнения заданий на уроке географии позволяют учащимся осознавать свой творческий потенциал, выявлять сильные стороны и определять направления для дальнейшего развития.

Одним из эффективных методов, способствующих развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся на уроках географии - это проектная деятельность. Этот подход предоставляет учащимся возможность активно участвовать в учебном процессе, применяя теоретические знания на практике.

Одной из новых форм моих проектов является гостевание. Это проект, при котором ученики выполняют роль хозяев страны. Например, гостевание в Японии. Ученики 7 класса знакомят педагогов, родителей и учеников своей школы с географическим положением Японии как значимого соседа нашей страны. Дают географическую характеристику Японии. Знакомят с достопримечательностями страны и ее традициями. Обязательно угощают гостей национальными блюдами и проводят японскую церемонию чаепития. Для гостей открывают выставку рисунков по теме «Япония». Каждый ученик класса готовит до гостевания свой рисунок. Выставку проводит ученик, обучающийся в художественной школе. Используется учениками для проведения гостевания национальная одежда. Девочки шьют ее сами. Завершается данный проект мастер-классом по Оригами: «Японский журавлик». Гости уносят с собой с урока свою поделку.

Под моим руководством школьники пишут проекты по изучению определенных регионов, разрабатывают презентации и создают инновационные географические решения.

Проектная деятельность на уроках географии в ФГОС создает условия для практического применения знаний, активного и творческого мышления, а также формирует навыки, необходимые для успешной самостоятельной деятельности в будущем.

Я включаю игровые элементы и методики в обучение географии, что делает мои уроки более увлекательными. Географические викторины, квесты, географические задачи и головоломки, он-лайн тесты, виртуальные экскурсии - все это способы, позволяющие учащимся креативно мыслить, решая географические задачи в игровой форме. На уроке создается интересная и стимулирующая среда, способствующая развитию креативного мышления у учащихся.

В своей практике на уроках использую современные географические приложения и онлайн-ресурсы, позволяющие учащимся исследовать виртуальные карты, проводить географические эксперименты и решать интересные задачи.

Итак, интерактивные уроки и обсуждения на уроках географии в условиях реализации ФГОС создают благоприятную образовательную среду для развития креативного мышления учащихся. Они не только передают знания, но и формируют навыки самостоятельного и творческого мышления, необходимые для успешного взаимодействия с географическим миром.

Развитое креативное мышление ученикам помогает стать успешными в географических конкурсах, олимпиадах, выставках и других мероприятиях, позволяет им продемонстрировать свои знания, обмениваться опытом и вдохновляться географией вне учебной среды.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д., 1983.
  2. Голубова В.М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-5. С. 1067-1071.
  3. Креатив как территория прогресса. Сибирь XXI века / под ред. О.А.Карловой. Красноярск, 2007.
  4. Ледовских И.А. Психологический анализ феномена креативного мышления у студентов, будущих психологов // Пензенский психологический вестник. 2014. № 1 (2). С. 38-51.
  5. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей - М. Просвещение, 1992.