Позиция звука [Й] в словах

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Урок обучения грамоте и письму.

Тема: «Обозначение звука [й'] в разных позициях».

Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа (понятия).

Цель: систематизация знаний о способах обозначения звука [Й'] в разных позициях.

Предметные цели:

  • закреплять умение определять позицию звука [й'] в слове;
  • закреплять умение обозначать звук [й'] буквами;
  • закреплять умение делать звуко-буквенный анализ слов;
  • закреплять умение писать под диктовку.

Оборудование:

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

Беседа

Самопроверка

2.

Создание учебной ситуации

У каждого из вас на столе лежат карточки с изображениями предметов. Посмотрите на свою карточку, громко по цепочке назовите, что изображено на нём. Дети называют слова:
[й']○…
Юрий, яйца, Юлий, юнга, ярмарка, юбка ●, юрта.
…○[й']○…
водоём, шея, змея ●, маяк, июнь, баян, каюта, швея ●.
…[й']□…
Яйца, лайм, сейф, чайник, лужайка, скамейка, гайка, чайка.
…[й'].
Юрий, Юлий, улей, муравей, музей, каравай, май, змей, попугай.
Что общего между этими словами? В каждой есть звук [й'].

С обратной стороны карточки напиши звуковую схему этого слова.

Зеленым цветом обведите звук [й'] в слове.
Подчеркните соседей этого звука.

Дети выполняют задание - чертят звуковые схемы своих слов, обводят звук [й'], подчеркивают соседей.

3.1.

Анализ условия решения задачи

Найдите слова с такой же позицией звука [й'], как на вашей карточке.

Дети объединяются в группы.

Давайте проверим.
1 группа назовите позицию звука [й'] в ваших словах. Перечислите слова из вашей группы.
Ребята, оцените работу группы.
(Также проверяем работу каждого участника следующих групп. Слова Юрий, Юлий необходимо отнести сразу в 2 группы - [й']○… и …[й'].
Слова яйца также отнести в 2 группы - [й']○… и …[й']□…)

Дети оценивают друг друга знаками + или -.

Выберите схему позиции звука [й'] в ваших словах, приклейте её вверху рабочего листа, запишите, какими буквами можно обозначить звук [й'] в данной позиции.

Приклейте картинки на рабочий лист, рядом сделайте звуковую схему каждого слова, зелёным цветом выделите позицию звука [й'] в схеме.

Дети изображают схемы:
[й']○…
…○[й']○…
…[й']□…
…[й'].

Дети работают в группах, делая звуко-буквенный анализ.

Ребята, выберите представителя группы. Представитель идёт в другую группу для проверки работы.
По каким критериям мы будем оценивать работу друг друга? (Характеристика звука, деление на слоги, постановка ударения, схема позиции звука [й'])

Взаимопроверка. Рабочие листы дети прикрепляют на доску.

Физминутка

Упражнения для рук.

Дети выполняют зарядку.

3.2.

Анализ условия решения задачи

Сколько позиций звука [й'] мы знаем? Назовите их.

4 позиции звука [й'].
В начале слова перед гласной, в середине слова между двумя гласными, в конце слова, в середине слова перед согласной.

Выберите и запишите в тетради 4 слова с разной позицией звука [й']. Дети записывают слова в тетради

Начертите на полях тетради линеечки самооценивания, оцените себя по критериям: деление на слоги, постановка ударения, обозначение звуков буквами, аккуратность.
Поменяйтесь тетрадями с соседом.

Самооценивание. Взаимооценивание по критериям

Запишите слова под диктовку:
Ялта, душистый, юркий, Юлия, пой.

5.

Итоговая рефлексия

О позиции какого звука мы говорили на уроке?
Какими буквами он может обозначаться?

Оцените свою работу на уроке:
- Что было сложным?
- Что было самым простым?
- Что было самым интересным/удивительным?
- Над чем нужно поработать каждому?
- Кто сможет поделиться?
Спасибо за хорошую работу на уроке.

Дети оценивают свою работу на уроке.

6.

Задание для любознательных

Подберите слово, в котором есть 2 звука [й'].