Использования коммуникативных игр в процессе обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Введение

Обучение иностранному языку, в частности английскому, сталкивается с определенными трудностями, одной из которых является неспособность учащихся создавать самостоятельные монологические высказывания, состоящие из логически связанных фраз. Зачастую речь обучающихся ограничивается односложными ответами на вопросы или формальными перечислениями действий без связной структуры.

Монологическое высказывание представляет собой важный компонент общения на всех уровнях, будь то общение между двумя людьми, в группе или перед аудиторией. Монолог всегда предполагает наличие адресата, даже если этим адресатом является сам говорящий. Обучение продуктивному владению английским языком подразумевает развитие навыка построения высказывания, соответствующего конкретной ситуации общения.

Развитие монологической речи требует значительных усилий и времени со стороны как обучающихся, так и педагога. Однако эти затраты оправданы, если учащиеся овладевают данным навыком на начальном этапе обучения и совершенствуют его на среднем этапе, используя тщательно отобранный материал. Это создает надежную основу для развития других видов речевой деятельности.

Применение игр в обучении иностранным языкам: комплексный подход

Использование игр в процессе обучения приобретает все большую популярность, и на то есть веские причины. Как отмечали выдающиеся педагоги прошлого и подтверждают современные исследования, игры обладают уникальной способностью раскрывать потенциал обучающихся, снижать стресс и создавать благоприятную атмосферу для обучения.

Цели использования игр в обучении

Е.И.Пассов, известный советский методист, выделил следующие цели использования игр в образовательном процессе:

  • Формирование конкретных языковых навыков
  • Развитие речевых умений (слушание, говорение, чтение, письмо)
  • Обучение эффективной коммуникации
  • Развитие когнитивных способностей (память, внимание, логическое мышление)
  • Запоминание языкового материала

Игра как мотивационный фактор

Исследования показывают, что игровая мотивация способствует более успешному достижению учебных целей. Игра вовлекает обучающихся на эмоциональном и интеллектуальном уровнях, создавая благоприятную среду для усвоения знаний и навыков [1].

Практическое применение игр

Игры широко применяются в практических целях преподавания иностранного языка. Они могут служить основой для различных видов учебной деятельности, таких как:

  • Отработка фонетических и грамматических правил
  • Развитие словарного запаса
  • Совершенствование навыков чтения и письма
  • Тренировка навыков общения

Роль игр на начальном этапе обучения

Игра является особенно эффективным инструментом на начальном этапе обучения иностранному языку. В этот период важно заложить основу для языковых компетенций и вызвать интерес учащихся к изучению языка. Игры могут помочь обучающимся:

  • Овладеть базовыми языковыми навыками без чрезмерного стресса
  • Развить фонематический слух и произношение
  • Начать общение на иностранном языке
  • Сформировать положительное отношение к изучению языка

Игра и развитие личности

Помимо развития языковых навыков, игры вносят вклад в общее развитие личности обучающихся. Они способствуют:

  • Развитию творческих способностей
  • Улучшению памяти и внимания
  • Повышению самооценки и уверенности в себе
  • Развитию навыков работы в команде и общения

Игра как движущая сила

Для эффективного использования игр в обучении необходимо уделять внимание мотивации обучающихся. Успех во многом зависит от:

  • Интереса учащихся к предмету
  • Желания осваивать новые знания и навыки
  • Осознания важности изучения иностранного языка для личного и профессионального роста

Преподаватели могут стимулировать мотивацию с помощью различных методов, таких как:

  • Создание атмосферы сотрудничества и поддержки
  • Представление игр как увлекательных и значимых
  • Установление четких учебных целей
  • Использование поощрений и признание достижений обучающихся

Технологии и игры

В современном цифровом мире технологии играют все более важную роль в обучении иностранным языкам. Игры, основанные на цифровых технологиях, предлагают новые возможности для:

  • Персонализированного обучения
  • Сотрудничества между учащимися
  • Интерактивных упражнений и симуляций
  • Использования виртуальной и дополненной реальности

Выбор и разработка игр

Для успешного внедрения игр в процесс обучения преподаватели должны тщательно выбирать и разрабатывать игры, которые соответствуют следующим критериям:

  • Соответствие учебным целям
  • Учет уровня владения языком у обучающихся
  • Привлечение и увлечение учащихся
  • Обеспечение возможности для активного участия и взаимодействия
  • Создание позитивной и поддерживающей атмосферы

Преподаватели могут разработать свои собственные игры или адаптировать существующие игры для конкретных потребностей своей аудитории.

Оценка эффективности игр

Чтобы оценить эффективность использования игр в обучении, преподаватели могут использовать различные методы, такие как:

  • Наблюдение за поведением и взаимодействием обучающихся
  • Анализ продукта

Игры на уроке английского языка

В английском языке, как и в других языках, для обучения монологической речи на среднем этапе используются различные игры в качестве методического инструментария. Рассмотрим некоторые эффективные игры, направленные на развитие навыков монологического высказывания:

1. "Расскажи историю"

Обучающиеся делятся на пары или небольшие группы. Каждой группе дается несколько слов или фраз, которые должны стать основой истории. Участники по очереди рассказывают историю, используя эти слова или фразы, в течение определенного времени. Эта игра развивает способность продуцировать спонтанную и связную речь.

2. "Угадай картину"

Один из участников выбирает картинку или изображение и описывает его остальным игрокам с помощью английского языка. Остальные игроки должны угадать, что изображено на картинке, задавая наводящие вопросы. Эта игра улучшает навыки описания и помогает обогатить лексический запас.

3. "Ролевая игра"

Участники распределяют между собой роли и разыгрывают определенные диалоги или ситуации, связанные с темой занятия. Ролевая игра развивает не только монологические навыки, но и умение вести диалог и общаться в различных контекстах [2].

4. "Монолог по плану"

Учащимся дается план монологического высказывания по теме урока. Они должны разработать и произнести монолог, используя данный план, но без поддержки письменного текста. Эта игра помогает структурировать высказывания и улучшает организацию речи.

5. "Цепочка предложений"

Обучающиеся сидят в кругу. Один из участников начинает говорить предложение по теме урока. Последовательно каждый следующий участник добавляет свое предложение, развивая и дополняя сказанное предыдущим. Эта игра развивает навыки поддержания и развития темы разговора, а также спонтанную реакцию в коммуникации.

Дополнительные рекомендации по обучению монологическому высказыванию:

  • Создание благоприятной учебной атмосферы: Поддержка и мотивация учащихся являются ключом к успешному обучению монологической речи.
  • Использование разнообразных материалов: Включение в обучение различных текстов, видео- и аудиоматериалов помогает расширить словарный запас и повысить интерес к теме.
  • Индивидуальный подход: Рассмотрение индивидуальных особенностей и темпа обучения каждого учащегося позволяет адаптировать процесс обучения к их потребностям.
  • Регулярная практика: Монологическая речь требует постоянной практики, поэтому необходимо предусматривать регулярные возможности для учащихся выступать перед классом или участвовать в ролевых играх.
  • Использование обратной связи: Обеспечение конструктивной обратной связи о выступлениях учащихся помогает им совершенствовать свои навыки и учиться на своих ошибках.

Развитие навыков монологического высказывания на английском языке является сложной, но важной задачей в процессе обучения. Использование различных игр и методических приемов, а также создание благоприятной учебной атмосферы способствуют эффективному овладению этим важнейшим видом речевой деятельности. Упражнения игрового характера обогащают словарный запас, активизируют познавательную активность, развивают эмоциональную сферу, снимают утомляемость. С их помощью можно осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого в учебный процесс, учитывая его уровень подготовки [3]. К тому же, игровые ситуации могут быть самыми разными по содержанию, цели и способам проведения: с их помощью можно осваивать конкретный вид деятельности (совершенствовать грамматические, разговорные, лексические навыки) или решать целый комплекс задач (развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и пр.)

Таким образом, в основе планирования любого занятия по иностранному языку должны быть использованы наиболее эффективные средства включения школьников в образовательный процесс. При наличии познавательного интереса обучающая деятельность становится продуктивнее, процесс получения знаний - увлекательнее.

Список литературы

  1. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини - спектакли на уроках английского языка [ТЕКСТ] /Е.В.Ильченко. - М.: Издательство «Институт Общегуманитарных Исследований», 2003.- 96 c.
  2. Наговицына В.Ю. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс] URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4422
  3. Новикова Е.С. Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка// Педагогика и психология образования. 2015. № 3. С. 9-13.