День единого текста

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 4

Ключевые слова: Функциональная грамотность, функциональная грамотность на уроках математики


Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы.

Что такое «функциональная грамотность»?

  • Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
  • Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Внимание важно уделять развитию осознанности чтения.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности - грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области.

День Единого текста - это организационно педагогическая технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией и осуществляют познавательную деятельность по учебным предметам. В Дне Единого текста могут участвовать все классы школы, классы по параллели или один класс. Главное, что все уроки в этот день проводятся по одному тексту.

День Единого текста - это технология смыслового чтения.

При подборе текста нужно учесть, что содержание должно затрагивать актуальные для школьников проблемы и вызывать интерес у учащихся разных возрастов. Важно, чтобы информация содержала термины, цифры и научные факты.

Составляя задания к тексту, учитель может использовать дополнительные научные или статистические данные, видео, фото и иллюстрации. Текст не должен быть большим, иначе с ним будет трудно работать. Он должен содержать не прямые указания на ответы, а подсказки, заключённые в словах, словосочетаниях, таблицах и т.д.

В 2023 году в День Единого текста нам был предложен текст, посвящённый празднованию Китайского Нового года.

С учениками 4 класса мы работали с одним текстом в течение всего учебного дня.

Литературное чтение.

  1. Первичное знакомство с текстом.
  2. Приём «Чтение с остановками».
  3. План текста.
  4. Приём «Тонкие и толстые вопросы».
  5. «Синквейн».
  6. Ребусы.

Русский язык.

  1. «Кластер» - Части речи.
  2. На определённой части текста идёт работа по теме урока «Предложение с однородными членами предложения».

Математика.

  1. Решение заданий, используя материал текста.
  2. Находить, извлекать и использовать информацию из текста.
  3. Структурирование информации в таблицу. Нахождение закономерности.

Технология. Изготовление подвижной игрушки символа года.

Плюсы данной технологии для учителей: уникальный банк заданий, формирующих функциональную грамотность, УУД, по разным предметам, для разных возрастов. Решения задач, которые не найдешь в справочниках и решебниках, и носящие метапредметный характер.

Плюсы для учеников:

  • повышается мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития функциональной компетенции школьников, и они понимают, что на уроке главный источник информации - это текст.

Минусы:

  • отсутствие мотивации у учителей,
  • сложность выбора текста, так как надо увидеть в нем поле деятельности для различные учебных предметов.

Задания по математике

1. Когда будет следующий год Черного Водяного Кролика?

2. Сколько лет будет в этом году со дня Синхайской революции?

3. Сколько стоит китайский фонарик?

4. Ваня родился 1 февраля 2001 года в год Змеи. Его брат Витя родился ровно через 12 лет - 1 февраля 2013 года. В год какого тотемного животного родился Витя? Почему?

Сведения о наступлении Китайского Нового Года с 20000 по 2015 гг. приведены в таблице.

Год

Начало китайского года

Животное года Китай / (Япония)

2000

5 февраля

Дракон

2001

24 января

Змея

2002

12 февраля

Лошадь

2003

1февраля

Коза

2004

22 января

Обезьяна

2005

9февраля

Петух

2006

29 января

Собака

2007

18 февраля

Кабан (Свинья)

2008

7 февраля

Крыса (Мышь)

2009

26 января

Бык (Корова)

2010

10 февраля

Тигр

2011

3 февраля

Кот (Кролик)

2012

23 января

Дракон

2013

10 февраля

Змея

2014

31 января

Лошадь

2015

19 февраля

Коза

5. Перед вами копилка чудовищ по имени Нянь.

А)Найдите двух одинаковых. Соедините их линией.

Б) Заполните таблицу.

Нянь

Наличие рога

Есть или нет

Цвет глаз

Количество зубов

Форма зубов

Форма рта

Проанализируйте таблицу и копику чудовищ. Найдите и запишите две закономерности, которые позволят разделить копилку на 2 части.

Если глаза ..................................,

то ................................................

Если глаза ..................................,

то ................................................

Докажите свои закономерности. Поставьте возле чуловищ, которые подтверждают первую закономерность, цифру один, а возле чудовищ, которые подтверждают вторую закономерность, цифру 2. Если у вас возле каждого чудовища одна цифра, вы правильно нашли закономерности.

Ответы к заданиям по математике