Нестандартное начало урока как одно из эффективных средств развития познавательного интереса у учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»


Театр начинается с вешалки, а урок начинается с организационного момента. Хотя по времени этот этап урока короток, но значение его велико, т.к.он создает необходимую деловую обстановку, благоприятную атмосферу, хорошее настроение, психологически готовит учащихся к работе. Ведь недаром говорят: «Любой конец зависит от начала».Организационное начало урока я выстраиваю, исходя из этих принципов. Помимо предлагаемых методикой общепринятых форм работы я использую нестандартные формы: пословицы, стихотворения, легенды, психологические тренинги, музыкальное сопровождение, элементы соревнований, игры, метафоры.

Сегодня на уроке у нас гости. Они пришли посмотреть, как мы умеем учиться на уроке: думать, рассуждать, доказывать. Надеюсь, мы справимся. Так хочется, чтобы гости поставили нам пятерки и, чтобы им у нас понравилось.

На урок к нам пришел наш старый друг Пишичитай, который поможет нам справиться со всеми трудностями. .Прочитайте слова, которые принес с собой гном.

Упустишь время, потеряешь урожай.

- Как вы их понимаете?

Обобщаю полученные ответы. Будем беречь на уроке каждую минуту для того, чтобы узнать много нового. За грамотные правильные ответы Пишичитай приготовил награды (жетоны) с восклицаниями: «Молодец!», «Умница!»,«Так держать!», «Хвалю!». Посмотрим, кто из вас самый трудолюбивый?

Ученики второго класса и я (Ф.И.О. учителя) рады видеть вас (гостей) на нашем уроке.

- А когда вам бывает радостно?

Отвечают дети и гости.

- А кто хочет получить пятерки?

Но для этого необходимо приложить усилия!

- Вы готовы?

- Мы справимся?

Поможет нам в нашей работе взаимовыручка, дружба и песня.

Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями.

Что мне снег? Что мне зной? Что мне дождик проливной? Когда мои друзья со мной?

- Вы знаете, что такое эдельвейс?

Эдельвейс - это цветок, который растет высоко в горах (до5000 метров) в труднодоступных местах. И только смельчак мог отважиться добраться за ним для своей любимой. По приданию, для того, кто достанет эдельвейс, не будет в жизни ничего невозможного. Достигший вершины, считался самым отважным и удачливым. Давайте и мы найдем свой эдельвейс, покорив вершину горы Знания.

Человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

Радостная

- Я жду приятной встречи с Азбукой!

Утешительная

- У меня все будет хорошо, все получится!

Огорчительная

- Как же так! Снова придется читать и учиться писать.

- Вижу, что настроение у вас радостное!

На урок к нам прилетела волшебная сказочная птица. Она поможет справиться нам со всеми трудностями. Это символ спокойствия, удачи, уверенности, помощи в работе. Подумайте, что хочет она нам сказать.

Красна птица умом, а человек пером.

(Дети рассуждают, а учитель обобщает ответы). Птицу украшает красивое оперение, а человека умные мысли, грамотные ответы,, интересные предложения. Давайте покажем нашей работой на уроке, какие мы красивые, как мы умеем мыслить.

Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постараюсь все понять
Буду правильно решать.

Закройте глазки.

Нашим поступкам предшествуют наши мысли. Каковы мысли - таково и поведение. В каждом поступке важен правильный настрой. Если его повторять многократно цель становится ближе, быстрее приходит успех. Я хотела бы видеть каждого моего ученика спокойным, сдержанным, внимательным, активным, культурным. Поэтому предлагаю вам такой настрой. Повторяйте про себя. Я спокойный, внимательный, сдержанный, аккуратный, собранный, культурный.

Улыбка действует на трудности как солнце на тучи, разгоняя их. Улыбнитесь трудностям жизни. Лучше ошибаться в поиске, чем ошибаться в повторении.

Закройте глаза. Представьте радугу. Вы на неё взбираетесь. Что вы с неё видите? Какое ваше настроение? Что вокруг слышите? А теперь мысленно скатитесь с радуги, как с горки. Откройте глазки. Что вы чувствуете?

Задаю своим ученикам несколько вопросов (задавая вопросы, поднимаю сама то правую, то левую руку, а то и обе руки). Вопросы задаю такие: поднимите руку, кто хочет улучшить своё внимание? Спасибо. Поднимите, пожалуйста, руку кто хотел бы развить свою память? Спасибо. Есть ли здесь кто хочет познакомиться в ходе урока с новыми людьми? Хорошо. А кто из вас пришел сюда, чтобы улучшить свою грамотность. Отлично. Приятно, что многие из вас хотят получить положительные изменения.

Существа с другой планеты похитили героя урока (любимый герой из мультфильма, сказки, книги) и отдадут за определенный выкуп. Чтобы помочь ему, мы должны выполнить все задания, которые нам предложат. За каждый правильный ответ- звезда. У кого больше звезд, тому представится возможность освободить нашего гостя. Принимаем вызов? Тогда в путь!

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Нo был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. А если он скажет - мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным, человеком, сказал: «Всё в твоих руках!»

Хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как «Танец с саблями» Хачатуряна или «Болеро» Равеля, или минорно - успокаивающей, как романс Глинки.

Учитель называет слова: Спинки, ручки и тетрадки, парты, улыбку.

- Вы меня поняли? (Дети-нет)

Учитель продолжает: - Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

- А теперь вы меня поняли?

- Что объединяет слова второй группы?

- Какова роль глаголов в речи?

Некоторое количество лет назад распространённым началом урока было таким: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что это плохо, - всё хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаю урок всегда определённым образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то организационное начало урока можно разнообразить.