Учебное занятие "Если ты слеп и душа твоя глуха" (по рассказу Н.Носова "Кукла")

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: Н.Носов, Н.Носов «Кукла»


Предмет: Литература.

Класс: 7.

Тип учебного занятия: урок внеклассного чтения.

Цели учебного занятия: Формирование универсальных учебных действий.

Образовательные:

  • обучающиеся должны раскрыть внутренний мир героя рассказа Н.Н.Носова «Кукла», поступки.
  • должны учиться находить нужную информацию из предложенного материала;
  • высказывать свое мнение и доказывать свою позицию, планировать, распределять роли и обязанности в составе рабочей группы, контролировать и оценивать свою деятельность.

Развивающие: развитие воображения, сравнения, анализа.

Воспитательные:

  • формирование умения любить, ответственности за свои игрушки, за своих друзей, родных и близких.
  • научиться быть неравнодушным к чужой беде, уметь сопереживать, сочувствовать.

Оборудование: проектор, компьютер, фонограмма песни «Кукла» на А.Шаганова и музыку И.Матвиенко, толковый словарь С.И.Ожегова, иллюстративный материал.

Ход занятия

Чему же ты научишь, какой красоте,
какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!
Н.Носов «Кукла»

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Васильевна, учитель русского языка и литературы Аллагинской средней общеобразовательной школы Сунтарского улуса. Надеюсь, наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и успешным!

Показывает на интерактивной доске спрятанный предмет (это может быть черный ящик в цветной коробке).

Дает установку: прослушайте текст и угадайте, что спрятано в коробке.

«____________________________________
_____________________________________».

Учитель обобщает: у каждого из нас когда-то были любимые игрушки. У каждого из нас есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые мы бережно храним в своем сердце. И сегодня я предлагаю вам поговорить о рассказе Н.Носова Кукла.

II. Обращается к эпиграфу

Эпиграфом нашего сегодняшнего разговора служат слова Н.Носова:

Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!

1. Как вы понимаете смысл этих слов? (Невозможно научить чему-то хорошему, если сам не умеешь сопереживать, сочувствовать, если нет в тебе нравственности).

2. К кому обращается герой рассказа с этим риторическим вопросом? (к учителям, ко взрослым, ко всем, кто проходил мимо брошенной куклы).

III. Давайте вспомним основное содержание рассказа

Игра (ИКТ) Вопросы по содержанию рассказа

  1. Как звали главного героя? (Акимыч)
  2. Кем по профессии был герой? (перевочик)
  3. Что объединяет рассказчика с главным героем? (Военное прошлое)
  4. Как называется река, о которой идет речь? (Сейм)
  5. Около какого учреждения лежала кукла? (школа)
  6. Что сделал герой с куклой? (похоронил)

IV. Постановка учебной проблемы занятия

Учитель вешает: лист с проблемным вопросом «Почему герой рассказа похоронил куклу?». Ребята, это главный вопрос сегодняшнего занятия, на который мы с вами попытаемся ответить в конце занятия.

V. Поиск решения учебной проблемы. Самостоятельная работа с самоконтролем

Учитель спрашивает: Что нам с вами нужно сделать, чтобы ответить на заданный вопрос.

? Почему Акимыч похоронил куклу? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, будем работать в группах.

1. Первая группа "Геологи" работают с текстом и дополнительным материалом, сравнивают описание реки "до" и "после".

Река в прежние времена

Река через несколько лет

«В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение».

«… и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом».

«Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи.... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей.»

Задание: подготовить сообщение, ответив на вопросы:

А) Какой река была «до», и какой она стала «после»? Почему так произошло?

Б) Как вы думаете, что символизирует река? С чем сравнивает реку?

В) Почему автор вводит описание реки в начале произведения?

Ответы обучающихся: а) Река вначале была мощной, бурной, она «денно и нощно урчала», в ней водился хозяин реки - сом. Затем она обмелела, сузилась и затравенела. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли - «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей». Река символизирует жизнь, душу человека. А то, что она обмелела говорит о том, что люди вокруг стали бездушными, равнодушными к природе, ко всему окружающему.

Учитель обобщает: Правильно, ребята! Вы верно подметили, что автор вводит описание реки вначале произведения для того, чтобы подчеркнуть, что люди стали равнодушными ко всему, что и окружает. А это верная дорогая к гибели.

2. Вторая группа работает над характеристикой героя Акимыча.

«…мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он - в Углич.

Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой.

Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо…

…Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило.

Все это время Акимыч шел впереди меня молча и споро, лишь когда минули угол ограды, он остановился и сдавленно обронил:

- Вот, гляди...

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой…».

Задание: Подготовить сообщение, ответив на вопросы.

А) Что вы можете сказать о прошлом главного героя?

Б) Что означает выражение «ранило бескровно»?

В) В каких ситуациях Акимыча «заклинивало», «каменело» лицо?

Г) Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле?

Ответы обучающихся: Акимыч участник войны. Был тяжело ранен: контужен. Контузия не прошла бесследно. В минуты сильного волнения, стресса, он теряет способность говорить. Именно в такой момент встретил рассказчик Акимыча. Это была не просто случайно поломанная ребенком кукла. Она была изуродована намеренно и уже далеко не детьми.

3. 3 группа работает над обработкой информации об истории зарождения куклы. Прочитайте информацию и ответьте на вопрос:

Сейчас многие думают, что играть в куклы - занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов (рис. 2). Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь. Ребенок учится любить, заботиться, оберегать. Для него кукла живая.

Читая рассказ, испытываешь чувства страха и жалости. Ведь кукла так похожа на человека, что мы начинаем понимать: если кто-то так изуродовал куклу, то он также безжалостно поступит и с человеком.

Применение полученных знаний:

К.Случевский «Кукла»

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!

Как стихотворение перекликается с рассказом? Где и как в рассказе Н.Носова кукла сравнивается с человеком? Какие же вопросы поднимаются автором? Действительно ли они важные для наших дней? Встречались ли семиклассники с явлениями бездушного и бессердечного отношения к природе, животным?

4. 4 группа работает над биографией писателя.

Сам писатель ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся оживало в его книгах. В своих произведениях Носов никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно - то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». Подобное воспоминание занимает в рассказе «Кукла» несколько строк: «Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в "Багратионе", вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он - в Углич».

Прочитайте статью о Н.Носове и ответьте на вопросы:

А) Что объединяет автора с рассказчиком?

Б) Почему у Носова нет ни одного произведения непосредственно о войне?

В) Почему устами своего героя Акимыча он говорит: «Всего не закопать?»

VI. Ребята находят ассоциативное сходство картины и темы занятия

Ломыкин «Это не должно повториться»?

Ребята чем картина Ломыкина «Это не должно повториться» схожа с темой нашего сегодняшнего занятия? На кого похожа эта маленькая девочка? Какие тона использует автор? Почему?

Учитель обобщает: Польский писатель Бруно Ясенский писал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле.

Что мы можем сделать, чтобы боль в душе Акимыча утихла?

РАВНОДУШИЕ

VII. Песня

Весь день льет дождь,
За окном намокли ветки,
Дождь льет-льет дождь -
Куклу отдадут соседке!
Отдадут, не спросят, отдадут,
Отдадут, руками разведут!

У них - малыш,
Он ее поставит в угол,
И ты грустишь.
Не бросайте люди кукол!
И уж скоро полночь на часах,
И у куклы слезы на глазах...

[Припев]

Кукла Маша, кукла Нина,
Кукла Таня и Полина,
Просто годы детские прошли...
Кукла Маша, кукла Даша,
Просто дети стали старше,
Просто-просто все мы подросли!

Автор текста (слов): Шаганов А.
Композитор (музыка): Матвиенко И.