Адаптационное занятие "Я – Школьник"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Представленное занятие может быть использовано педагогом-психологом при проведении адаптационных занятий с первоклассниками, а также классным руководителем в начале учебного года для знакомства с учениками, закрепления школьных правил.

Цель: содействие школьной адаптации учащихся первых классов.

Задачи:

  • содействие осознанию позиции школьника;
  • формирование навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование позитивной установки на школу;
  • развитие творческой активности, воображения;
  • создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

Участники: учащиеся первых классов начальной школы (6-7 лет).

Форма работы: групповая.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материалы к занятию: мяч или мягкая игрушка, бумага, карандаши, фломастеры, доска, мел, магниты для выставки рисунков.

Ход занятия

Ведущий представляется, рассказывает о цели и задачах занятий: «Мы будем играть в игры и выполнять разные упражнения, с помощью которых вы узнаете что-то новое о себе и своих одноклассниках, будете учиться общаться, сотрудничать, выполнять вместе общее дело, мы поговорим о школе, школьных предметах».

1. «Знакомство»

Необходимые материалы: мяч (если нет, можно использовать мягкую игрушку).

Участники встают в круг и кидают друг другу мяч, называя перед броском свое имя, затем по сигналу ведущего - имя того, кому бросают мяч. Если кто-то забыл имя одного из участников, он может тактично попросит повторить. Ведущий тоже принимает участие в упражнении.

2. «Урок и перемена»

Ведущий называет какое-то дело. Если это можно делать на уроке, участники поднимают вверх правую руку, если на перемене - левую, если это нельзя делать в школе, участники руку не поднимают.

  • Писать в прописи (правая рука)
  • Играть (левая рука)
  • Завтракать (левая рука)
  • Разговаривать с соседом по парте (левая рука)
  • Бегать (руки не поднимать)
  • Писать на доске (правая рука)
  • Драться (руки не поднимать)
  • Внимательно слушать учителя (правая рука)
  • Решать примеры по математике (правая рука)
  • Ходить по классу (левая рука)
  • Сидеть за партой (правая рука)
  • Учиться (правая рука)

3. «Наши уроки»

Ведущий называет какую-нибудь науку или школьный предмет. Если такой предмет изучают в первом классе, детям надо хлопнуть в ладоши. Каждый правильно угаданный предмет записывается на доске печатными буквами.

4. «Какой урок важнее»

Ведущий просит учеников посмотреть на доску, на которой записаны предметы, изучаемые в первом классе. Затем предлагает высказать свои предположения - зачем надо изучать каждый предмет, как он пригодиться в жизни.

5. «Рисунок»

Необходимые материалы: по два листа бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры для каждого участника.

Ведущий предлагает участникам нарисовать два рисунка: «Я до школы» и «Я - школьник»: «Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори». Время выполнения задания ограничено (примерно - 10 минут), в процессе рисования ведущий напоминает о том, сколько времени осталось.

Устраивается выставка рисунков «Теперь мы - школьники». Каждый желающий может высказаться о том, что нарисовал. Подводится итог, что школьник - это человек, у которого есть новые дела и обязанности, новые правила, которые необходимо соблюдать.

Список литературы

  1. Фоппель К. Групповая сплоченность. - М.: Генезис, 2010.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: Генезис, 2014.
  3. Чибисова М.Ю. Психологические занятия для будущих первоклассников. - М.: «Перспектива», 2001.