Литературная игра в 11-м классе "Своя игра". Итоговый урок

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Класс: 11

Ключевые слова: Своя игра


Краткая аннотация: Разработка представляет собой урок, который проводится в конце учебного года в 11 классе (учебник «Литература. 11 класс» под редакцией В.П.Журавлева).

Учебный предмет: литература.

Форма учебной работы: урочная (возможно 2 часа).

Полное описание разработки:

Приобретаемые навыки: в ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков.

Особенности роли учителя: роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности: для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Своя игра», карточки с цифрами для подсчета баллов.

Организация работы

Организация подготовки к игре: необходимо подготовить по 20 вопросов для каждого тура. Вопросы разделить на пять уровней сложности. Правильность ответов оценивается баллами. Играют в каждом туре (3 тура) по 3 человека. Победители туров, набравшие наибольшее количество баллов, встречаются в финале игры.

Цели игры:

  • учебная - совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по литературе.
  • развивающая - развитие мышления, памяти, внимательности.
  • воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения

Задачи игры:

  • Повторение и обобщение знаний.
  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Правильность ответов оценивается баллами. Играют в каждом туре (3 тура) по 3 человека. Победители туров, набравшие наибольшее количество баллов, встречаются в финале игры.

Игровое поле для первого тура:

Символизм

1

2

3

4

5

Булгаков Михаил Афанасьевич

1

2

3

4

5

Ахматова Анна Андреевна

1

2

3

4

5

Теория литературы

1

2

3

4

5

ВОВ в литературе

1

2

3

4

5

Вопросы первого тура

Презентация 1

Символизм

  1. Назовите фамилии двух поэтов, являвшихся символистами.
  2. Назовите автора отрывка:

Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари,
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!» (К.Бальмонт)

  1. Как называется первый сборник стихов А.Блока, вышедший в свет 1904 году. («Стихи о прекрасной Даме»)
  2. Назовите настоящую фамилию, имя и отчество Андрея Белого. (Борис Николаевич Бугаев)
  3. Название этого стихотворения встречается в творчестве Лермонтова и в творчестве Брюсова. («Кинжал»)

Михаил Афанасьевич Булгаков

  1. Назовите произведение, в котором Булгаков опирается на традиции Л.Н.Толстого («Белая Гвардия»)
  2. Назовите профессию М.А.Булгакова (врач)
  3. Какой предмет является символом старой жизни, уютного дома, семейного очага в романе Булгакова «Белая Гвардия»? (Лампа под абажуром)
  4. Кому из героев романа «Белая Гвардия» принадлежат слова: «…честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете». (Николка Турбин)
  5. На традиции какого русского писателя опирается М.А.Булгаков в сатирическом изображении быта и нравов Москвы конца 20-х годов? (Н.В.Гоголя)

Анна Андреевна Ахматова

  1. Известно, что А.А.Ахматова - это псевдоним. Какое настоящее имя поэтессы? (Анна Горенко)
  2. Какова основная тема ранних ахматовских произведений? (любовь)
  3. В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить памятник» А.Ахматова? (народному страданию)
  4. Так беспощадно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Какое поэтическое средство помогает Ахматовой передавать внутреннее состояние ее героев? (предметно-бытовая деталь).

  1. В каком университете Ахматова получила почетную степень доктора наук? (университет в Оксфорде).

Теория литературы

  1. Найдите лишнее: эпитет, олицетворение, фабула, сравнение (фабула - последовательное развитие событий в литературном произведении на основе сюжета).
  2. К какому литературному направлению следует отнести такие произведения Горького, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»? (романтизм)
  3. Это лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Один из выдающихся мастеров этого жанра - В.А.Жуковский. (баллада)
  4. Заключение к литературному произведению, непосредственно связанное с развивающимся действием, но завершающее его (эпилог).
  5. Изображение людей и предметов в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде (гротеск)

Великая Отечественная война в литературе

  1. Враги сожгли родную хату,
    Сгубили всю его семью.
    Куда ж теперь идти солдату,
    Кому нести печаль свою?

    К какому произведению М.Шолохова можно было бы предпослать в качестве эпиграфа эти строки? («Судьба человека»)
  2. Назовите произведение, которое стало главной книгой А.Т.Твардовского? («Василий Теркин»)
  3. Назовите автора произведений на военную тему «В списках не значился», «А зори здесь тихие». (Борис Васильев).
  4. «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской». О каком литературном герое высказывание К.Симонова? («Сашка», повесть В.Кондратьева «Сашка»)
  5. Уже на третий день Вов была создана песня «Священная война». Музыку песни написал А.Александров. Кто является автором слов песни? (В.Лебедев-Кумач)

Игровое поле для второго тура:

Футуризм

1

2

3

4

5

Михаил Александрович Шолохов

1

2

3

4

5

Сергей Александрович Есенин

1

2

3

4

5

Теория литературы

1

2

3

4

5

Гражданская война в литературе

1

2

3

4

5

Вопросы второго тура

Презентация 2

Футуризм

  1. Назовите фамилии 2-х поэтов, примыкавших к футуристическому течению (например: Маяковский, Северянин, Хлебников, Бурлюк, Крученых).
  2. Как назывался манифест футуристов? («Пощечина общественному вкусу»)
  3. Что в переводе с латинского означает слово «Suturum», от которого произошло слово «футуризм»? (будущее)
  4. В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Назовите произведение и автора строк («Классические розы», И.Северянин)

  1. Как первоначально называлась поэма Маяковского «Облако в штанах»? («Тринадцатый апостол»)

Михаил Александрович Шолохов

  1. Какое сословие изображает М.Шолохов в своих произведениях? (казачество)
  2. Произведение какого писателя XIX века послужило для Шолохова образцом для создания романа «Тихий Дон»? («Война и мир» Л.Толстого)
  3. «Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…» О каком персонаже идет речь? (Пантелей Прокофьевич Мелехов)
  4. Назовите актрису, сыгравшую роль Аксиньи в фильме С.Бондарчука «Тихий Дон» (Элина Быстрицкая)
  5. Какой образ романа «Тихий Дон» выражает идею жертвенной, всепрощающей и все претерпевающей любви? (Аксинья Астахова)

Сергей Александрович Есенин

  1. Откуда родом был С.А.Есенин? (с. Константиново, Рязанской губернии)
  2. Какая поэма Есенина является автобиографической? («Анна Снегина»)
  3. Кому посвящены следующие строки стихотворения:

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть напорным. (Айседоре Дункан)

  1. Какое произведение Есенина можно сопоставить по тематике со стихотворением Пушкина «Вновь я посетил»? В этом произведении затрагивается тема смены поколений. ( «Русь Советская»)
  2. Кто из современников С.А.Есенина дал следующий отзыв на его стихи: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык» (А.А.Блок)

Теория литературы

  1. Назовите жанры литературы (эпос, лирика, драма)
  2. Как называется художественный прием, основанный на преувеличении? (гипербола)
  3. Назовите двустопные стихотворные размеры. (ямб, хорей)
  4. Столкновение, противоборство, на основе которых построено развитие сюжета, называется… (конфликт)
  5. Что лежит в основе художественных приемов метафора, синекдоха (переносное значение слова)

Гражданская война в литературе

  1. Назовите цикл стихов М.Цветаевой о белом движении, о несправедливости судьбы («Лебединый стан»)
  2. «Хороший тактик и психолог, умеющий считаться с мнением бойцов, прекрасный педагог, способный воздействовать на не бойцов, искореняя их слабости и недостатки». Назовите героя романа А.Фадеева «Разгром» по данной характеристике (Левинсон)
  3. Назовите автора романа о Чапаеве. (Дмитрий Фурманов)
  4. В июне 1920 года он добровольно ушел на фронт, в Первую Конную армию. Результатом прожитой жизни стала книга новелл «Конармия». Назовите этого человека. (И.Бабель)
  5. Ты отнял у меня мою страну,
    Мою семью, мой дом, мой легкий жребий…
    Ты гнал меня сквозь стужу, жар и дым,
    Грозил убить меня рукою брата…
    Кто автор этих строк?
    (Владимир Смоленский - бывший воин Белой армии).

Игровое поле для второго тура:

Акмеизм

1

2

3

4

5

Максим Горький

1

2

3

4

5

Марина Ивановна Цветаева

1

2

3

4

5

Теория литературы

1

2

3

4

5

Литература 50-80-х годов

1

2

3

4

5

Вопросы третьего тура

Презентация 3

Акмеизм

  1. Слово акмеизм произошло от греческого acme. Что оно означает? (острие, вершина, высшая степень)
  2. Из какого стихотворного цикла Н.Гумилева следующие строки:

На полярных морях и на южных
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей… («Капитаны»)

  1. Б.М.Эйхенбаум увидел в ранних стихах этой поэтессы «нечто похожее на большой роман». (А.А.Ахматовой)
  2. Назовите литературное объединение, которым руководил Н.С.Гумилев. («Цех поэтов»)
  3. О каком поэте-акмеисте говорит С.Городецкий:

Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял,
Он вещества не укорял
За медлительность и постоянство. (об О.Мандельштаме)

Максим Горький

  1. Назовите имя, отчество и настоящую фамилию М.Горького (Алексей Максимович Пешков)
  2. Как назывался рассказ, сделавший имя М.Горького известным? («Макар Чудра»)
  3. Кто из персонажей пьесы «На дне» утверждал: «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека»? (Сатин)
  4. По высказыванию героя определите персонажа драмы «На дне»: «Всякая блоха не плоха, все - черненькие, все - прыгают» (Лука)
  5. В какой газете в 1917 году впервые начинают появляться заметки из цикла «Несвоевременные мысли»? («Новая жизнь»)

Марина Ивановна Цветаева

  1. В 1910 году М.И.Цветаева издала на собственные средства небольшой сборник стихов. Как назывался этот сборник? («Вечерний альбом»)
  2. Какому русскому поэту адресованы следующие строки?

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно - единственное движенье губ… (А.А.Блоку)

  1. Каждый поэт в той или иной форме выражает любовь к родному городу. А.А.Ахматова писала о Петербурге, М.И.Цветаева о … (Москве)
  2. Кому был посвящен второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь»? (мужу С.Я.Эфрону)
  3. Сколько лет провела в эмиграции М.Цветаева (1922-1937гг., 15 лет)

Теория литературы

  1. К какому роду литературы следует отнести жанры роман, повесть и рассказ? (к эпосу)
  2. Как называется высшая нота в развитии сюжета литературного произведения? (кульминация)
  3. Какой литературный прием использован автором в данном отрывке?

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь… (олицетворение)

  1. Построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения называется … (композиция)
  2. Группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей (цикл)

Литература 50-80 годов XX века

  1. Назовите второе название рассказа Солженицына «Матренин двор» («Не стоит село без праведника»)
  2. Какой тип литературного героя появился благодаря творчеству В.М.Шукшина? (чудик)
  3. Назовите поэму, которая прославила А.Т.Твардовского и в которой автор затрагивает тему коллективизации («Страна Муравия»)
  4. Символом чего является образ царского лиственя в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»? (жизненной крепости природы)
  5. «И счастлив я, пока на белом свете
    Горит, горит звезда моих полей…»
    Кто автор этих строк? (Николай Рубцов)

Финальный раунд

Презентация 4

Темы на финал:

  1. Средства поэтической выразительности
  2. Жанры поэзии
  3. Литературные направления
  4. Устное народное творчество

Стихотворные размеры:

  1. «Запрещенная» литература (ГУЛАГ)
  2. Литературная критика

Вопросы:

  1. Средства поэтической выразительности:

Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Только кровь, что наполнила вены,
Закипающим гулом поет. (Э.Багрицкий)

- Какое художественное средство использовано в этом поэтическом фрагменте? (Анафора)

  1. Жанры поэзии: Лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности. В конце 18 и особенно в начале 19 века используют К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Языков, Н.Некрасов, А.Фет, а в начале 20 века - В.Брюсов, И.Анненский, А.Блок и др. (Элегия)
  2. Литературные направления: В основе этого направления лежат идеи рационализма: художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность мироздания; интерес представляет вечное, неизменное - в каждом явлении он стремиться распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки; придает огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны берет из античного искусства. (Классицизм)
  3. Древнерусская литература: Этот жанр древнерусской литературы повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала - святости. Дает образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить ее может каждый. (Житие)
  4. Стихотворные размеры:
    В дымке-невидимке
    Выплыл месяц вешний,
    Цвет садовый дышит
    Яблонью, черешней.

    Определите стихотворный размер. (трехстопный хорей)
  5. «Запрещенная литература»: Критик С.Д.Артамонов в 1963 году писал об этом произведении А.И.Солженицына: «Сюжета нет. Никаких атрибутов повествовательных жанров: завязки, кульминации, развязки - ничего этого нет. Просто жизнь за один день, с подъема до отбоя, дела - маленькие, прямо-таки мизерные, заботы, опасения, волнения, - но оторваться, и все кажется значительным». О каком произведении идет речь? («Один день Ивана Денисовича»)
  6. Литературный герой: Именно устами этой героини романа «Белая гвардия» Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы… У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут». Назовите имя героини. (Елена Тальберг, до замужества Турбина).

Подведение итогов урока. Подсчет очков