Автономное обучение как средство мотивации к самостоятельному поиску знаний

Разделы: Литература


Автономное обучение - это

  • ситуации, в которых учащиеся обучаются полностью самостоятельно;
  • пакет навыков и умений, которыми овладевают учащиеся;
  • перенос ответственности за процесс обучения на учащегося;
  • право учащегося самому определять направления процесса обучения.

Школа сегодня готова предложить ребенку разные способы, формы обучения. Основная задача учителя традиционна - дать возможность ученику получить знания способами, доступными для обучающегося, соответствующими его уровню развития, личностным, возрастным особенностям. Невозможно в учебном процессе постоянно использовать автономное обучение, но как составляющий компонент оно дает хорошие результаты: позволяет осуществлять выбор процессов, методов, средств побуждения учащихся, привлекающих к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования; создать комфортную среду для ученика.

Цель такой работы: развивать личность в процессе усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Для достижения цели учитель должен осуществить правильный выбор процессов, методов, средств побуждения учащихся, привлекающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования; предусмотреть комфортную среду для ученика; осуществить подбор дидактического материала, позволяющего, кроме достижения учебных задач, развивать творческие способности ученика. Задачи это непростые, их реализация требует высокого уровня подготовки, мотивации самого учителя, но результат оправдает затраченные усилия, т.к. все, что обучаемый делает с интересом, осознавая значимость своих действий, приводит к лучшим результатам, например лучше запоминает материал, т.к. самостоятельно определяет то, как он это сделает наилучшим образом для себя.

В качестве примера хочется привести пример урока литературы (внеклассное чтение) «Работа с эпизодом художественного произведения как способ «открытия» нового текста», проведенного в рамках Дней гуманитарных наук для учеников 9 класса и их родителей, где родители стали не зрителями, а полноправными участниками урока. Формой работы на данном уроке была выбрана групповая работа на основе автономно-кооперативного обучения, что позволило концентрировать весь процесс обучения на личности обучаемого, предоставить ему большую свободу выбора по всем направлениям. Урок проводился на материале неизвестной ранее ученикам повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось»

Для чего проводился урок? Очень хотелось с помощью предложенных эпизодов познакомить с текстом неизвестного произведения; дать возможность самостоятельно осмыслить прочитанное; улучшить коммуникативные навыки работы в группах; привлечь к работе на уроке родителей

Задача учителя - подготовить задания для групп, а на самом уроке вступать в роли координатора (следить за временем выполнения заданий, консультировать в случае необходимости, снабдить необходимыми средствами для выполнения заданий и т.д.).

Группам предлагались тексты определенных эпизодов повести, ознакомившись с которыми было возможно выполнять задания. В работе участвовало 5 групп: 3 ученических и 2 группы родителей. Для этого были использованы 5 эпизодов с заданиями. Группы по мере выполнения перемещались в кабинете к следующему этапу-эпизоду:

На уроке каждый участник ознакомился с пятью эпизодами повести, в совместной работе, выполняя задания, составил собственное мнение по поводу прочитанного, участвовал в обсуждении внутри группы. Группа после обсуждения давала один общий, принятый всеми участниками ответ. В результате получилось пять точек зрения по каждому эпизоду, с которыми можно было ознакомиться всем, т.к. результаты деятельности групп были размещены на стендах в кабинете.

Далее предлагаются некоторые задания:

1. Проследите за состоянием героя в данном эпизоде. Как ведут себя мать и сын? Как меняется их состояние? Заполните предложенную таблицу.

Роман

Мать

2. Как меняется состояние Веры? Запишите свой ответ в произвольном виде (график, рисунок, схема, словесный ответ).

3. О чем говорят Юлька и Таня? Подберите цитаты, которые подтверждают точку зрения героинь по следующим темам.

Темы

Юлька

Таня

учеба

долг

любовь

жизнь

4. В данном эпизоде пропущен монолог Ромки. Как вы думаете, что он сказал матери? Свой ответ запишите.

5. Найдите в тексте и выпишите слова, которые передают настроение Юльки.

6. Нарисуйте, используя цвет, символ, состояние героя в данном эпизоде.

Это не полный перечень вопросов, которые удалось обсудить в ходе урока.

Какого результата достигли? Познакомились с замечательным произведением. Повесть эта дает возможность задуматься о взаимоотношениях детей и родителей, показывает, к чему может привести непонимание. В процессе урока спорили, обсуждали, доказывали свою точку зрения. Родители увидели своих детей в работе, дети услышали мнение своих родителей, что немаловажно в наше время.

Что делал учитель на уроке? Казалось, что ничего: собирал оформленные ответы, размещал их на стенде, иногда помогал в работе, если что-то было непонятно, подвел итоги урока. Все новое, что обрели участники данного урока, они познали сами. А это, конечно, дарит чувство удовлетворения и желание делать что-то еще.