Образование слов с помощью суффиксов

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: УМК «Начальная школа 21 века», суффиксы


Цель:

  • Познакомить с новыми суффиксами; учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ» образования слов.
  • Отрабатывать правописание суффиксов, с которыми ученики познакомились на предыдущих уроках.
  • Развивать языковую эрудицию каждого школьника, его интереса к языку, внимание.
  • Отрабатывать умение выделять части слова суффикс, корень, окончание.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, тренажёр «Суффикс», презентация, тетради, карточки с заданиями.

1. Оргмомент

- Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Мы рады нашим гостям.

-Давайте настроимся на работу. Пусть урок принесёт вам радость познания! Успехов вам и удач!

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

2. Актуализация опорных знаний и практических умений по теме «Суффикс»

Минутка чистописания.

- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.

1 Слайд. Норка дочка книжка сказка

- Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

(все слова имеют суффикс -к- )

- Давайте запишем букву К к в тетрадях.

-На следующей строчке прописываем соединение букв со строчной буквой к

ка ко ук ке кл кс тк кр кв ик кы

3. Повторение знаний о суффиксе

Работа с тренажёром « Суффиксы»

- Вспомните, что вы знаете о суффиксах.

- Выберите верное выражение.

4. Введение новых знаний по теме «Образование слов при помощи суффиксов»

Отгадайте загадку:

Без крыльев, а летит,
Без корней, а растёт.
(Снег)

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег( с чередованием согласных г// ж).

2 Слайд

С неба тихо падали ______________________.
Под окнами намело ____________________ сугробы.
Под ногами весело скрипит _________________.
На дорогах образовались ___________________ заносы.

(снежинки, снежные, снежок, снеговые)

- А что такое родственные слова?

- С помощью чего были образованы новые слова?

- Как найти в слове суффикс ?

- Для чего же служат суффиксы?

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока. (Образование слов при помощи суффиксов)

- А как можно назвать такой способ образования слов? Кто догадался?

- Образование слов при помощи суффикса называется - суффиксальным.

- Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

- Будем учиться образовывать слова суффиксальным способом.

- Перед вами шкала самооценки (без ошибок - 3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки - 1 балл, 3 ошибки - 0 баллов)

Оцените свою работу(1 задание)

5. Работа с учебником

Откройте учебник, с.133.

- Сегодня работаем в разделе «Как устроен наш язык».

Прочитаем рубрику «Тайна языка»

- Выполним упражнение 2.

- Прочитайте задание (читает ученик)

- От данных существительных образуйте прилагательные суффиксальным способом.

Голос, серебро, дети, февраль, сад, берёза.

(Голосистый, серебристый, детский, февральский, садовый, берёзовый)

- Выделите в образованных прилагательных корни и суффиксы.

- Как называется этот способ словообразования?

  • 1 столбик - коллективно
  • 2 столбик - самостоятельно ( проверка по интерактивной доске)

Вывод: с помощью суффиксов можно образовать от существительных имена прилагательные.

Оцените свою работу (задание 2)

6. Работа по образованию слов при помощи суффиксов

3 Слайд. Работа в парах.

Задание. От глаголов образуйте новые слова с помощью суффикса -б-. Выделите корень и суффикс в словах.

На доске: просить + б = просьба

  • дружить
  • ходить
  • косить
  • стрелять

Проверка: Дружить + б = дружба

(интер. доска)

Ходить + б = ходьба

Косить + б = косьба

Стрелять + б = стрельба

- На какой вопрос отвечают новые слова?

- Как называются такие слова?

ВЫВОД: с помощью суффиксов можно от глаголов образовать существительные и наоборот.

- Оцените свои знания (задание 3)

7. Физминутка

Все встали. Я называю слова с суффиксами, обозначающие неполноту действия признака - вы поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

С другими суффиксами - приседаете.

Читаю слова: Домик, красноватый, лесник, суховатый, избёнка, простоватый, слонёнок, сероватый, глуповатый.

8. Закрепление

- Определите, от каких корней и при помощи какой части слова образованы данные слова. Отметь эту часть слова.

Задание 1 гр.

корень + суффикс =головушка
корень + суффикс =водный
корень + суффикс =дворник

Задание 2 гр.

корень + суффикс =каменщик
корень + суффикс =сосновый
корень + суффикс=избушка

Задание 3 гр.

корень + суффикс =кружочки
корень + суффикс =меховой
корень + суффикс =травинка

Коллективная проверка (по интер. доске) с рассуждением учеников

- Как называется такой способ словообразования?

- Оцените свои знания (задание 4)

9. Обобщение и систематизация знаний

- Подведём итоги нашего урока.

4 Слайд

  • Суффикс - это …..(часть слова)
  • Суффикс служит…(для образования слов разных частей речи)
  • Суффикс стоит……(после корня)
  • Суффикс имеет……(значение, придаёт словам разные смысловые оттенки)
  • Понимаю……………(что такое суффикс)
  • Умею………………….(находить суффиксы в словах)
  • Знаю………………….(как называется способ образования слов при помощи суффикса)

10. Рефлексия

- Проверим как вы оценили свою работу.

11. Домашнее задание

  • с.134, упр.5.
  • Р.т. с.109 №13 по выбору.

Резерв

5 Слайд. Самостоятельная работа (Резерв)

- Прочитайте стихотворение на доске(читает ученик)

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

- Выпишите из текста стихотворения подчёркнутые слова и запишите, как они образованы.

Проверка:

  • пушистый - пух
  • серебристый - серебро
  • снежинки - снег
  • пушинки - пух

- Как называется такой способ словообразования? (Суффиксальный.)

- В словах (снежинки, пушинки - уменьшительно-ласкательный суффикс)

Контрольный лист (поставьте себе за урок оценку по количеству баллов)

Фамилия _______________________

Номер задания: баллы

  • №1______
  • №2______
  • №3______
  • №4______

Итого:

Оценка:

Критерии оценок:

  • 11-12 баллов «5»
  • 8-10 баллов «4»
  • 5-7 баллов «3»
  • 0-4 баллов «Старайся»