Макет «Ледяное царство Севера» как средство развития познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста в нравственно-патриотическом воспитании

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»

Класс: д/с


Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.

Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.

«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуры быта коренных народов крайнего севера. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

По мнению педагогов и психологов, патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

По мнению М.Д.Маханевой, В.И.Слободчикова базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным краем через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Методы и средства патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную и речевую активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование познавательно-речевой сферы детей.

В обогащении словарного запаса и познавательной активности дошкольников большую роль играет предметно-развивающая среда группы.

Исходя из этой проблемы и задач, прописанных в ФОП, для речевой активности и познавательного развития мной был изготовлен макет на тему «Ледяное царство Севера».

Цель: развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста посредством макета «Ледяное царство Севера» в нравственно-патриотическом воспитании.

Задачи:

  • воспитывать у ребенка любвь и привязанность к своему краю;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • воспитывать уважения к труду;
  • развивать интерес к традициям и промыслам русского народа;
  • стимулировать познавательную активность;
  • расширять активный и пассивный словарь;
  • способствовать благоприятной обстановке в группе.

С помощью макета образовательный процесс по познавательно-речевому развитию проходит легко, в непринужденной форме, интересно. Дети узнают о природе крайнего севера, его жителях, традициях.

Описание макета

Основа макета «Ледяное царство Севера» - картонная коробка: из 2 прилегающих сторон коробки вырезаны сопки, скрепленные между собой в верхней части макета «северным сиянием» (раскрашенным цветной краской), из пенопласта сделан выступ на сопке, с которого свисали сосульки, изготовленные из прозрачного клея, а основание покрыто толстым слоем белых салфеток, растворенных в клее ПВА, изображающих снег, также из пенопластовой вставки сделано озеро, на дно были выложены камушки и залито прозрачным клеем, при высыхании клей по краям побелел, что предало вид замёрзшего озера, на основании расположена хижина жителей крайнего севера «иглу», вырезанная из верхней части пластмассовой бутылки и покрыта тем же слоем, что и основание. Готовый макет дополнила фигурками северных животных и людей, живущих на крайнем севере.