Урок психологии на тему «Страна эмоций»

Разделы: Школьная психологическая служба


Социализация одарённого ребёнка предполагает как внутриличностную уверенность в гармоничном существовании с собой и с обществом, так и адекватное поведение в социуме. В работе с одарённым учащимся основные помехи его потенциалу представляют его личностные особенности. Одной из особенностей социального развития одарённых детей является несоответствие между физическим, интеллектуальным, социальным развитием и эмоциональной сферой. Урок психологии на тему: «Страна эмоций» поможет развить эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, лучше понять своё эмоциональное состояние и проявлять эмпатию по отношению к чувствам других людей.

Цель: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Образовательные:
      познакомить детей с основными базовыми эмоциями;
    • формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях человека, а также понятие о видах эмоций (положительные и отрицательные);
    • продолжать учить детей понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимике, жестам, позе, интонации голоса);
  • Развивающие:
      развивать умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, эмпатию по отношению к чувствам других людей;
    • развивать способность к самоконтролю.
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, желание дарить радость и хорошее настроение окружающим людям.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Форма работы: групповая.

Возраст: младшие школьники.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, проектор).

Демонстрационный материал:

  • презентация с показом и названием разных эмоций;
  • стихи для определения эмоций;
  • красивый мешочек;
  • метафорические ассоциативные карты: «Монстрики чувств» (авторы: Ю.Гох-Корона, К.Корона), «Anibi» (автор: Ицик Шмулевич);
  • линейка эмоций;
  • сказка «Слонёнок с шариками»;
  • карточки с названием эмоций (приложение № 1);
  • спокойная музыка во время рисования;
  • текст физминутки в стихотворной форме.

Раздаточный материал:

  • наборы цветных карандашей для каждого ребёнка;
  • лист белой бумаги формата А-4.

Технологии:

  • арт-технологии: сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия;
  • метафорические карты;
  • здоровьесберегающие, ИКТ.

Ход занятия

1. Вводная часть

Ритуал приветствия

Упражнение «Приветствие - улыбка»

Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Психолог. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Я предлагаю вам встать в круг и по очереди назвать свое имя. Только соблюдайте одно условие - если назвать свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику. Поэтому важно украсить свое приветствие улыбкой или каким-нибудь жестом, фразой, которые непременно порадуют другого человека. Итак, начинаем! (участники по кругу представляют себя)

Рефлексия предыдущего занятия

Психологическая мимическая разминка

Цель: сосредоточение друг на друге, чередование напряжения и расслабления:

  • улыбнитесь, как солнышко;
  • нахмурьтесь, как тучка;
  • рассердитесь, как два барана, столкнувшиеся на мостике;
  • изобразите испуганного зайчика.

2. Основная часть

Сообщение темы занятия

Психолог. Все чувства, переживания можно назвать одним словом - эмоции. При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы поговорим о тех чувствах, которые может испытывать человек. Будем учиться узнавать эмоции, выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными и понимать друг друга.

Содержание занятия

Игра «Отгадай»

Дети по очереди читают стихи и отвечают на вопрос: О какой эмоции идёт речь? (Слайды показываются на интерактивной доске). А также с помощью мимики и жестов дети показывают отгаданные эмоции.

Весела я, весела,
Ножками я топаю.
Я танцую и пою,
И в ладошки хлопаю
И.Лопухина

- Какое чувство испытывает девочка? (Радость)

Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
А.Барто

- Какое чувство испытывает герой? (Грусть)

Гуси и Люся

На дороге гуси ущипнули Люсю,
И болела долго у неё нога.
- Я вам, злые гуси! - погрозила Люся.
А они в ответ ей: «Га-га-га»!
Л.Успенская

- Какие гуси? (Злые)

Лепит девочка из глины
Ушки, лапки, хвостик длинный.
Удивляется братишка:
Вышла серенькая мышка.
Мариджан

- Какое чувство испытывает братик? (Удивление)

У опушки две старушки,
Брали грузди и волнушки.
Филин: «У-у-х!», Филин: «У-у-х!»
У старушек замер дух:
«Жутко!»
Е.Благинина

- Какое чувство испытывают старушки? (Страх)

Кролики

В старой корзине на кухонном столике
Смирно сидели пушистые кролики.
Мама сказала: «Их трогать не нужно»
Только, наверно, им, бедненьким, душно,
Маленьким крошкам жарко и тесно.
Сколько их там - посмотреть интересно.
З.Александрова

- Какое чувство испытывает герой? (Интерес)

Мама недовольна

Ваза синяя разбита,
Лужа на паркете...
Мать на мальчиков сердита:
- Отвечайте, дети,
Кто из вас с цветами вазу,
Уронил с окошка?
Может быть, ответить маме:
«Виновата кошка?»
И Володя, и Сережа,
Покраснели сразу.
Мама спрашивает строже:
- Кто же трогал вазу?
Младший прячется за брата,
Старший смотрит прямо, Говорит:
- Прости нас, мама,
Оба виноваты.
З.Александрова

- Какое чувство испытывают мальчики? (Стыд, вину)

Психолог. Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей). Попробуйте самостоятельно поделить эти эмоции на две группы.

Детям раздаются карточки с названиями эмоций.

Радость

Грусть

Интерес

Страх

Удивление

Вина

Злость

Психолог. Как вы назовёте эмоции 1-й группы? (Хорошие, приятные.) Их принято называть - положительные.

А эмоции другой группы как можно назвать? (Плохие, неприятные) - отрицательные.

Физминутка

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей. (ходьба)
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение. («пружинка»)
Кто веселится? (прыжки)
Кто грустит? (наклоны головой)
Кто испугался? (руки прижали к себе)
Кто сердит? (руки на пояс)
Рассеет все сомнения
Азбука настроения. (ходьба)

Сказка «Слонёнок с шариками»

Цель: развитие социально-приемлемого поведения, эмпатиии, закрепление знании об эмоциях.

Психолог. Я расскажу вам сказку, которая называется «Слоненок с шариками». (Во время слушания дети периодически повторяют действие, которое происходит в сказке.)

Жил-был маленький слоник. Мама и папа его очень любили. Они вместе гуляли, купались в реке и пускали фонтаны воды из своих длинных хоботков. Маленький слонёнок очень любил проводить время с родителями. Однажды, гуляя по парку с родителями, он увидел у обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку очень понравился шарик, и он захотел такой же.

- Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите и мне такой же, пожалуйста!

Родители купили ему красивый жёлтый шарик. Слоненок был очень счастлив: везде ходил со своим шариком, а когда ложился спать, привязывал его к своей кровати.

(Психолог спрашивает, какое настроение у слонёнка. Детям предлагается показать, как слонёнок радуется новому шарику. Психолог показывает картинку «Радость» на интерактивной доске).

Гуляя в следующий раз с родителями по парку, Слоненок увидел у мишки большой зеленый шарик и снова попросил родителей купить такой же. Родители не хотели огорчать любимого сыночка и купили. Вскоре малыш захотел иметь красный, синий шарики, а потом ещё и ещё. У родителей не осталось денег, тогда Слоненок начал капризничать и кричать: «Купите мне шарик, купите, купите...» (Дети определяют настроение слонёнка и показывают, как он сердится и капризничает. Психолог показывает картинку «Гнев» на интерактивной доске.)

Родителям пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать денег на новые шарики для сыночка. И чем больше он требовал шариков, тем дольше родители задерживались на работе. Они меньше проводили времени с сыном, а прогулки в парк совсем прекратились. Слонику стало грустно самому, и большое количество шариков его уже не радовало. (Дети показывают, как слоненок тосковал. Психолог показывает картинку «Печаль» на интерактивной доске).

Психолог. - Почему Слоненку было грустно? (Ответы детей)

В комнате слоника было столько шариков, что он не мог пошевелиться. Тогда он собрал все свои шарики и вышел во двор. Шариков было так много, что они стали его поднимать все выше и выше на небо. Слоненок испугался, что никогда не увидит своих родителей, и начал звать на помощь: «Помогите! Помогите!». (Детям предлагается представить, что они все летят, и в этот момент им очень страшно. Психолог показывает картинку «Страх» на интерактивной доске)

Прилетели вороны и начали своими клювами клевать шарики, которых становилось все меньше и меньше. Слоненок начал опускаться вниз. Спустившись, он задумался ...

Обсуждение сказки

Психолог. Как вы думаете, о чем подумал Слоненок? (Послушать мнение детей.)

Возможно, о том, как было хорошо гулять с родителями по парку, купаться в реке и пускать фонтанчики воды из хобота? Как чувствует себя сейчас слоненок? (Дети определяют настроение героя. Изображают стыд. Психолог показывает на интерактивной доске картинку «Стыд»).

Психолог. Что для этого может сделать именно Слоненок? Подскажите ему, пожалуйста! (Дети обсуждают, что неправильно сделал слоненок, и как ему можно помочь.)

Психолог. Молодцы! Вы помогли слонёнку понять, что он делал не так, и исправить ошибки.

А теперь, посмотрите на доску. Давайте вспомним, как менялось настроение слоненка в течение сказки: радость, гнев, печаль, страх, стыд.

Физминутка

Кинезиологическое упражнение «Перекрёстные шаги»

Цель: развитие координации и ориентации в пространстве, повысить уровень усвоения новой информации.

  • Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
  • Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
  • Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

Упражнение «Линейка эмоций» с использованием карт «Anibi.

Предлагается ребенку выбрать 3-4 карты из набора Anibi и проранжировать их по линейке эмоционального состояния:

  • грустно - весело,
  • приятно - неприятно,
  • чувство обиды - чувство удовольствия,
  • доброта-злость,
  • страх-смелость,
  • стыд-гордость,
  • любовь-ненависть.

Далее предлагается ребенку определить, какая карта в наибольшей степени соответствует переживаемым им эмоциям (с какой картой он себя ассоциирует):

  • как именно эта карта отражает переживаемые им эмоции и чувства;
  • что хочется изменить;
  • в какую сторону линейки хочется переместиться, и какие эмоции пережить (что почувствовать);
  • кто может помочь пережить новые эмоции (к кому можно обратиться за помощью).

Игра на обучение социальным навыкам с картами «Монстрики чувств»

Психолог. Посмотрите. Еще карты. Что же на них нарисовано…?

Дети. Монстрики.

Психолог. Правильно, но это не простые монстрики, а монстрики чувств и эмоций! Они хотят с нами поиграть и помочь нам узнать эмоции на лицах других людей. Поиграем с ними.

Дети: Да!

Психолог раскладывает карточки рисунком вниз.

Психолог. Вытяните карточку, не показывая группе, и опишите монстрика, изображенного на ней.

Участники должны угадать, о каком чувстве идет речь. В конце ребенок вытянувший карточку, показывает её всем.

Каждый участник выполняет задание.

Релаксация

Рисунок эмоций «Краски настроения»

Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, воображения, снятие психомышечного напряжения.

Психолог. Дети, посмотрите, какой красивый у меня мешочек. Открываем?

Дети. Да!

Психолог. О, это же цветные карандаши! Ребята, раз у нас теперь есть цветные карандаши, попробуйте нарисовать картину цветами хорошего настроения! (Дети рисуют под музыку)

3. Заключительная часть

Рефлексия текущего занятия

Психолог.

- Что вы сегодня узнали нового?

- Какие эмоции вы узнали?

- А что вам больше всего понравилось делать?

- Хотелось бы узнать какое у вас сейчас настроение?

Выберите из карт монстрика эмоций, который больше всего сейчас соответствует вашему настроению!

Я рада, что мы с вами сегодня так хорошо поиграли и подняли друг другу настроение. Желаю вам, чтобы ваше настроение и эмоции были всегда хорошими! Старайтесь делиться хорошим настроением с окружающими вас людьми.

Ритуал прощания

Все встают в круг и передают в ладошке соседу свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой. Психолог дарит хорошее настроение и кладет его каждому в ладошку. Просит и детей подарить ему хорошее настроение.

Литература

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции». Серия: Забавы в картинках. Издательство: Весна-Дизайн. 2005 г.
  3. Колонина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. СПб.: Речь, 2010. - 189с
  4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C.Кукушина. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2004.- 336 с.