Паспорт музея русской народной игрушки. Проект: «Музей в чемодане»

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: музей игрушек


Введение

Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью нее ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают для своих детей народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Продолжительность: краткосрочный, с 22 января по 20 февраля 2024 года.

Возраст детей: 2-я младшая группа «Соловушки».

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители.

Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

  • развивать познавательные интересы, художественно-эстетический вкус, мышление;
  • воспитывать интерес к народному творчеству, патриотические чувства;
  • формировать знания детей о разнообразии русской народной игрушки;
  • учить выделять характерные особенности народных игрушек.

1 этап. Разработка проекта

  1. Формулирование цели и определение задач.
  2. Составление плана основного этапа проекта.
  3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет-ресурсов по теме проекта.
  4. Подбор материалов по теме проекта.

Ожидаемый результат:

  • начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
  • освоят элементы росписи;
  • овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
  • проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
  • возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;
  • у детей сформируются знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке.

2 этап. Реализация проекта

Дата

Работа с детьми

Цель

Совершенствование предметно-развивающей среды

Работа с родителями

1-я неделя

Беседа «Мои любимые игрушки»

Закрепить у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Формировать привычку убирать игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Раскраски по теме «Народные игрушки»

Внесение народных музыкальных инструментов: ложки, дудки, свистульки, трещотки и т.д.

Озвучивание темы и задач проекта.

Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего»

Дидактическая игра «Найди пару»

Учить сравнивать картинки. Находить одинаковые изображения матрешек.

Пальчиковая игра «У Матрешкиной сестрицы»

Развивать мелкую моторику рук, речь, память.

Речевая деятельность «Народные игрушки»

Формировать представления о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь. Продолжить знакомить народными промыслами.

Музыкальная деятельность «Ложки - народный музыкальный инструмент»

Формировать представления детей о ложках как о музыкальном инструменте;
познакомить с приемами игры на ложках; развивать чувство ритма; развивать координацию движений с речью.

Подвижная игра «Веснянка»

Закрепить умение координировать движения с речью, развивать двигательную активность.

Чтение и разучивание потешек.

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Чтение В.Берестов «Матрешкины потешки»

Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом

Драматизация РНС «Волк и семеро козлят»

Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей.

Беседа «Матрешка - символ страны»

Расширять представления детей об обычаях русского народа, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Разрезные картинки «Матрешка»

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Ярмарка»

Дидактическая игра «Найди пару»

Предложить родителям совместно с детьми прочитать русские народные сказки и обсудить их.

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Закрепить знания о матрешках, упражнять в умении собирать целое из частей, развивать мышление, воображение.

Знакомство с пословицами и поговорками.

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Познавательная деятельность «Дымковская игрушка»

Познакомить с дымковской росписью. Формировать целостную картину мира, интерес к истории своего народа, расширять кругозор, воспитывать интерес к народному творчеству.

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»

Воспитывать интерес к чтению, помочь охарактеризовать характер и поступки героев, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом.

Разучивание потешки «Чище мойся, воды не жалей, будут ладошки снега белей»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору. Продолжить формировать навыки самообслуживания.

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Развивать интерес к игре, учить вежливому, тактичному обращению в ходе ролевого взаимодействия, формировать умение переносить полученную информацию в игровую среду.

2-я неделя

Беседа «Тряпичная и соломенная кукла»

Познакомить детей с самодельными игрушками, расширить кругозор

Иллюстрации тряпичных и соломенных игрушек

Пополнение книжного уголка книгой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Альбом с иллюстрациями (презентация) «Дымковские игрушки»

Атрибуты с сюжетно-ролевой игре «Магазин игрушек»

Папка-передвижка «Как приобщить детей к русской культуре»

Пальчиковая игра «Солнышко - ведрышко"

Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Закрепить знания о народной игрушке, формировать умение узнавать игрушку по изображению, называть ее

Речевая деятельность. Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Познакомить новым произведением, помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки, развивать речь, активный словарь

Изобразительная деятельность. Рисование «Дымковская лошадка»

Продолжит знакомить детей с дымковской росписью, закрепить умение рисовать нетрадиционным способом - ватной палочкой, воспитывать эстетическое восприятие, чувство цвета. Развивать интерес к народному творчеству.

Подвижная игра «Горелки»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Чтение сказки «Коза-Дереза»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были»

Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли

Чтение сказки «Про Иванушку-дурачка»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Беседа «Береги игрушки»

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, повторить правила пользования игрушками, учить отвечать на вопросы полным предложением.

Презентация «Русские народные игрушки»

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Путешествие в мир игрушек»

Макет «Русская изба»

Предложить родителям прослушать вместе с детьми русские народные песенки

Рассматривание иллюстраций «Народные промыслы»

Познакомить детей с народными промыслами, учить отвечать на вопросы.

Подвижная хороводная игра «Мы веселые ребята»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Изобразительная деятельность. Лепка из соленого теста «Дымковская лошадка»

Продолжить знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, развивать желание лепить игрушку своими руками, учить лепить лошадку комбинированным способом.

Пальчиковая игра «Соня - пастушок»

Развивать мелкую моторику рук, речь, память.

Музыкальная деятельность. Разучивание русской народной песенки «Вот уж зимушка проходит»

Развивать интерес к народному фольклору, формировать устойчивое слуховое внимание, умение петь хором.

Просмотр презентации «Народные игрушки»

Продолжить знакомить детей с народными промыслами, народными игрушками (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т.д.) учить отвечать на вопросы.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в мир игрушек»

Упражнять в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли, действовать согласно принятой роли, формировать интерес к совместным играм

Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок

Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль.

3-я неделя

Беседа «Как можно играть с игрушками»

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать связную речь, памятью

Раскраски «Матрешка», «Дымковские игрушки»

Атрибуты к игре «Как котик в гости ходил»

Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Пальчиковая игра «Дымковская барышня»

Развивать мелкую моторику рук, речь, памятью

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Закрепить знания детей о народных игрушках: деревянных и глиняных, об их отличии друг от друга.

Русская народная хороводная игра «Заинька»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Ситуативный разговор «Наша-то хозяюшка»

Познакомить с новой прибауткой, закрепить умение пользоваться основными предметами домашней утвари

Раскрашивание раскрасок по теме «Народная игрушка»

Закрепить навык закрашивания рисунка, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость

Игра малой подвижности «У Маланьи у старушки»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Сюжетно-ролевая игра «Как котик в гости ходил»

Знакомить с обычаем ходить в гости с гостинцами, приобщать у русским традициям

Подвижная игра «Огуречик»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Рассматривание иллюстраций «Русская народная утварь»

Знакомить с обстановкой и утварью русской избы, расширять кругозорю

Внесение куклы в народном костюме

Иллюстрации по теме «Русская утварь и русский быт»

Атрибуты для драматизации сказки «Каша из топора»

Трафареты для рисования

Предложить родителям поиграть с детьми в русские народные подвижные игры

Отгадывание загадок по теме «Народная игрушка»

Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, логического мышления, связной речи.

Дидактическая игра
«Найди домик для матрешки»

Закрепить знание о народной игрушке - матрешке, развивать умение выделять фигуры по величине и цветую

Речевая деятельность «Кукла в народном костюме»

Познакомить с бытом и традициями русского народа, рассказать о русском наводном костюме, познакомить с символикой в украшении костюма, расширять кругозор, развивать любознательностью

Подвижная игра «Мороз Красный нос»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Чтение стихов о народных игрушках

Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом

Чтение и драматизация русской народной сказки «Каша из топора»

Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей.

Дидактическая игра «Подбери узор»

Закрепить знания детей о дымковской, филимоновской и городецкой росписи

Изобразительная деятельность «Укрась сарафан, платок, кокошник»

Развивать умение создавать узоры на трафарете, раскрашивать рисунок, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость

Подвижная игра «Бабка Ежка»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

4-я неделя

Беседа «История Матрешки»

Уточнить и закрепить знания о русской народной игрушке, как изготавливается, кем и из чего.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Принимаем гостей»

Пополнение книжного уголка РНС «Крошечка-Хаврошечка»

Разрезные картинки

Предложить родителям принести экспонаты для мини-музея «Народная игрушка»

Дидактическая игра «Угадай и назови сказку»

Закрепить знание русских народных сказок, героев, их отличительные признаки

Чтение РНС «Крошечка - Хаврошечка»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Формировать умение составлять предложения со словом «игрушка», развивать диалогическую речь

Познавательная деятельность «Русский быт»

Приобщать детей к русской культуре; воспитывать интерес к жизни наших предков; закреплять знания о предметах быта, русском костюме, обычаях; познакомить детей с предметом русского быта: коромысло; приобщать детей к традиционной русской культуре на основе использования фольклора.

Подвижная игра «Ремешок»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Конструирование из бумаги «Ванька - встань-ка»

Формировать умение преобразовывать разные по величине полоски в кольца, учить приклеивать аккуратно к основной форме детали, развивать воображение, аккуратность.

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Закрепить знание о традициях, русском гостеприимстве, продолжить формировать умение переносить знания в игровую среду

Дидактическая игра «Сложи разбитую тарелку»

Закреплять умение складывать целое из частей, познакомить с гжелью, развивать воображение и логику.

Подвижная игра «Горелки»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Беседа «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?»

Стравить старинную одежду и современную, закрепить знания детей о русском народном костюме

Иллюстрации русских народных костюмов

Атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Мастерская игрушек»

Пополнение книжного уголка книгой «По щучьему велению»

Попросить принести платки для девочек на развлечение.

Пальчиковая игра «Матрешка»

Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Изобразительная деятельность «Роспись дымковского коня»

Формировать умение замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: учить выделять элементы геометрического узора, развивать чувства ритма и цвета, интерес к народным промыслам

Речевая деятельность. Чтение художественной литературы
РНС «По щучьему веленью»

Побуждать понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки, анализировать их, воспитывать интерес к русскому народному устному творчеству

Подвижная игра «Сова»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Повторить сказку, на примере героев повторить правила поведения за столом во время принятия пищи (не разговаривать, не торопиться, не баловаться и т.д.)

Сюжетно-ролевая игра «Мастерская игрушек»

Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли, переносить полученные знания в игровую среду.

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Закрепить знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т.д.)

Чтение РНС «Хвосты»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

5-я неделя

Беседа «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок»

Учить понимать поступки персонажей, формировать понятие «взаимопомощь», совершенствовать себя через поступки героев, развивать эмоциональную отзывчивость, развивать связную речь.

Иллюстрации русской народной избы, терема

Пополнение фонотеки русскими народными песнями

Пополнение видеотеки мультфильмами по русским народным сказкам

Фотоотчет о проведенном проекте.

Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Закрепить знания детей о русских народных музыкальных инструментах, развивать слуховое внимание.

Изобразительная деятельность. Аппликация из крупы «Матрешка»

Познакомить с нетрадиционной формой аппликации: аппликация крупой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость. Закрепить умение пользоваться клеем и кисточкой.

Подвижная игра «Каравай»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. Выявить симпатии в группе

Рассматривание иллюстрации «Теремок»

Познакомить с традиционными элементами русского дома: ставни, конек, наличники, крыльцо и т.д.

Прослушивание русских народных песенок

Формировать интерес к народному творчеству, формировать устойчивое слуховое внимание, чувство ритма

Просмотр мультфильма «По щучьему велению»

Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль.

Дидактическая игра «Найди названный предмет»

Закреплять знания о предметах быта, русском костюме

Подвижная игра «Васька кот»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность

3 этап. Заключительный

Мастер-класс с родителями по изготовлению русской народной куклы.

Цель: закрепить знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке и народных играх.

Приложения