Литература
-
Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Это урок применения навыков анализа текста, урок мысли и чувства, на котором учащиеся учатся работать как индивидуально, так и в группах. Урок учит детей внимательно относиться к слову, быть добрыми и милосердными. Задания к уроку предлагают творческий подход.
-
Литературно-музыкальная композиция "Полна чудес могучая природа" 2010
Работа над пейзажной лирикой на уроке привела к более полному диалогу по данной теме, который вылился в литературно-музыкальную композицию, несущую воспитательное значение. Композиция показывает, что всех поэтов объединяет любовь к природе, Родине, их способность «всматриваться, вслушиваться», чтобы увидеть «всю прелесть застенчивой русской природы».
-
Опыт реализации интергрированного подхода в преподавании русской литературы и английского языка в старших классах средней школы 2010
В ходе урока осуществляется развитие творческого потенциала учащихся и учителей в результате использования интегративного подхода в преподавании предметов гуманитарного цикла и создания серии уроков и программ интегративных курсов.
-
Временное и вечное в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" (обобщающий семинар) 2010
Изучая роман И.С. Тургенева, мы чаще говорим о "временном", а осмысление высоких нравственных уроков классики делает роман не "произведением из школьной программы", а учебником жизни. Этому способствует индивидуальная и групповая работа с текстом, анализ критических статей и библейских текстов. Создание собственного письменного высказывания помогает каждому сделать свой собственный вывод.
-
Урок литературы в 7-м классе "Величие простых сердец". Авторская идея рассказа А.Платонова "Юшка" 2010
Разработка данного урока в компетентностном режиме приемлема для проведения в общеобразовательных классах и классах с повышенным уровнем обучаемости. В ходе урока развиваются ключевые компетентности личности (читательская, аналитическая, коммуникативная, социальная, информационная и рефлексивная). Результатом является создание условий для воспитания у учащихся высоких нравственных качеств личности: доброты, сочувствия, внимательного и заботливого отношения к окружающим их людям.
-
Текст как средство формирования метапредметных умений и навыков 2010
Одним из условий повышения качества образования является формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельности. Механизмом выполнения указанного условия является реализация в школьном обучении межпредметных связей и интеграции различных дисциплин, направленных на формирование метапредметных умений и навыков. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах.
-
Литературно-музыкальная композиция "Целый мир от красоты" 2010
Авторы знакомят с жизнью и творчеством А.А. Фета. Показывают, насколько возвышенными, чистыми и мудрыми были стихи его стихи. Развивают у детей умение отличать подлинную красоту поэзии от пустой красивости на примере поэзии А.А. Фета.
-
Памятники литературным героям Москвы: виртуальная экскурсия 2010
Внеклассное мероприятие проводится с целью увеличения детского интереса к чтению, привлечения внимания к школьной библиотеке, повышения уровня эрудированности. Мероприятие проходит в виде виртуальной экскурсии и сопровождается презентацией.
-
Мировое значение творчества Германа Гессе 2010
В работе рассказывается о жизни и творчестве Германа Гессе. В ней говорится не только об особенностях его творчества, но и о необыкновенном таланте, мастерстве, с которым он создавал свои произведения.
-
Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы 2010
В работе показано, как привлечь детей к самостоятельной проектной деятельности, как реализовать замысел проекта, как планировать самостоятельную деятельность учащихся, как проводить защиту проекта.
-
Урок-игра "Умники и умницы" по творчеству писателей XIX века. 5-й класс 2010
Заключительный урок в разделе «Писатели XIX века» построен в форме телепередачи «Умники и умницы». В финале играют зрячие и незрячие ученики, показавшие отличные знания на предыдущих уроках. Остальные принимают участие в качестве теоретиков. Игровая форма проведения урока заинтересовывает ребят, дает возможность проявить себя.
-
Свет души моей. 5-й класс 2010
В работе показывается как духовно-нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим.
-
Развитие речи. Обучение написанию волшебной сказки 2010
Материал представляет собой конспект урока по литературе в 5-м классе. На занятии школьники не только обучаются приёмам сочинительства сказок, развивают свой творческий потенциал на этом уроке, но и закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе изучения темы "Русские народные сказки".
-
Проект интегрированного урока (литература + математика) по теме "Персонажи Н.В. Гоголя в другом историческом времени". 9-й класс 2010
В ходе урока использовались элементы математических технологий, благодаря которым на основе сопоставительного анализа образной системы произведений удалось вывести формулу зависимости типа героя от социальных условий эпохи, в которую он живет.
-
Литературный брейн-ринг "Тайны произведений Пушкина" 2010
Мероприятие проведено в рамках предметной недели в 6-х классах. Игра посвящена творчеству А.С. Пушкина. На занятии дети учатся работать в группах во время подготовки к игре и в процессе игры; воспитывают личностные качества: чувство коллективизма, уважение друг к другу, чувство такта; повторяют произведения А.С. Пушкина.
-
Музыкально-цветовая ассоциация на произведение М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2010
Цель урока: раскрыть значение человеческих судеб на фоне государственной власти; показать через межпредметные связи особенности жанра песни; развивать логическое и образное мышление в их синтезе.
-
Какой путь приводит человечество к миру? (по роману А.Камю "Чума") 2010
На мой взгляд, текст романа "Чума" А.Камю является универсальным произведением, в котором в доступной форме рассматриваются сложные философские проблемы добра и зла, выбора в экстремальной жизненной ситуации. Автор раскрывает в романе тему любви, тему дружбы, сплоченности, терпимости людей. Роман представляет собой критику фашизма. В то время как наше общество начинает забывать факты Второй мировой войны, знакомство с данным романом очень актуально: это взгляд европейского человека на ужасы фашизма, человека, который знаком с ними не понаслышке.
-
Внутренняя сила, красота и стойкость героев сказок Андерсена. По сказкам "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Русалочка" 2010
На уроке внеклассного чтения в 5-м классе ученики с удовольствием обсуждают сказки Г.Х. Андерсена, заранее готовят иллюстрации к произведениям. Урок способствует привитию любви к чтению, развивает умение работать с текстом художественного произведения; учит давать характеристику литературным героям, оценивая их поступки; воспитывает вдумчивого читателя; обогащает речь учащихся.
-
Урок внеклассного чтения "Сила доброты в повести Лидии Чарской "Записки маленькой гимназистки". 6-й класс 2010
Почему в семье Икониных не было взаимопонимания? Почему дети проявляли по отношению друг к другу жестокость. Что стоит за одиночеством Жюли? И как маленькая девочка смогла изменить жизнь всех членов семьи? На эти вопросы отвечают школьники, анализируя повесть.
-
"Погружение" в текст художественного произведения 2010
Приобщение к чтению – основная задача учителя литературы. Учитель должен быть немного актёром. Чтобы урок не стал «театром одного актёра» - учителя, - надо вовлечь в игру учеников. «Погружение» в текст – это своеобразное «присвоение» материала, возможное при условии, что материал понят, «переведён» на «свой» язык. Ученик проникается мыслями, чувствами, поступками героев и сам начинает думать, как они, просчитывать их поведение в различных ситуациях, даже говорить на «языке» персонажей.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Духовные ценности и духовная память" 2010
Часто провожу интегрированные уроки русского языка и литературы. Подобные уроки решают на практике несколько задач: помогают учащимся понять язык, синтаксический строй текста, готовят их к лингвистическому анализу произведения, повышают интерес не только к литературе, но и к занятиям родным языком. В конце занятия представлено тестовое задание в форме малого ЕГЭ по литературе, предложенные вопросы учитывают требования, предъявляемые к содержанию образования в 7-м классе.
-
"Чехов улыбается, Чехов смеется, Чехов издевается… Почему чиновник умер?" (По рассказу 1883 г. "Смерть чиновника") 2010
Урок по рассказу А.П. Чехова рекомендую проводить в 10-м классе, изучая раннее творчество писателя. Работа над произведением позволяет продолжить обучение сравнительному анализу произведений и сравнительной характеристике героев.
-
Театральный урок "Элли находит друзей". 5-й класс 2010
Цель и задачи урока: раскрыть с помощью театрального искусства характер любимых героев; сравнить характеры героев книги, спектакля и мультфильма; воспитывать у учащихся на примере понравившихся героев любимой книги детства чувство взаимовыручки, умение «болеть» друг за друга, взаимопомощи и дружбы.
-
Игра "Умники и умницы" по теме "К чему изобретать национальный гений? Ведь Пушкин есть у нас!" 2010
Данная игра преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к учебе. Это своеобразный общественный смотр знаний. В игре принимают участие старшеклассники индивидуально. За месяц до ее проведения учитель знакомит участников с правилами игры, критериями оценки ее результатов, дает список рекомендуемой литературы.
-
Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина "Подсолнух" 2010
На уроке литературы в 11-м классе учащиеся через идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина «Подсолнух» учатся находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении, определяют идею произведения, авторскую позицию, знакомятся с понятиями: "образ праведника", "реминисценция".
-
Информационные технологии на уроках литературы 2010
В статье рассказывается, как учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.П. Чехова во время поездки в дом-музей писателя.
-
Интегрированный урок английского языка и русской литературы в 10-м классе по теме "Добро и зло в произведениях русской и английской литературы" 2010
Учитель на уроке применяет знания учеников, полученные на уроках английского языка и русской литературы с тем, чтобы провести сравнительный анализ двух произведений и выйти на литературно-художественные и философские обобщения. Повышает речевые и фактические компетенции по двум предметам. Расширяет кругозор и стимулирует к научно-проектной деятельности.
-
Гоголь и живопись 2010
Урок литературы в 6-м классе поможет по-новому взглянуть на творчество этого замечательного писателя, увидеть и почувствовать, как мастерски владеет Гоголь словом. Знакомство с данной особенностью гоголевского мастерства поможет в дальнейшем обратить внимание на яркость, красочность картин народной жизни и природы в повести "Ночь перед Рождеством", на различное описание фантастического и реального пространств, т.е. углубить и сделать более полным восприятие произведений Гоголя.
-
Урок-кроссворд по лирике А.С. Пушкина в 6-м классе "Отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта" 2010
Урок - это еще одна попытка учителя, чтобы показать ученикам красоту и богатство поэтического наследия великого поэта. На уроке использованы разнообразные приемы работы, позволяющие активизировать внимание учащихся, развить у них познавательный интерес и творческие способности.
-
Герой ранней лирики Маяковского 2010
Статья может быть полезной как учителю, так и учащимся 11-го класса на уроке литературы, так как содержит размышления о раннем творчестве поэта В.В. Маяковского. Кроме того, ее можно рекомендовать в качестве справочного и дополнительного материала при подготовке к контрольному сочинению по творчеству В.В. Маяковского.