Работа учителя с оценкой и отметкой

Разделы: Администрирование школы


– Сегодня мы проводим семинар по теме: «Работа учителя с оценкой и отметкой». В начале я хочу познакомить вас с культурой оценочной деятельности учителя.

В ходе модернизации российского образования объявлена новая цель: развитие личности вместо обучения человека общественно значимым функциям, которая может быть реализована только с помощью современных технологий, которые, в свою очередь, потребовали иной системы оценки результативности умственного труда.

Проблема оценочной функции новой школы упирается в решение трёх основных вопросов:

  1. С какой целью оценивать учебные успехи детей?
  2. Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников?
  3. Как лучше обеспечить объективность оценок?

Ответы на эти вопросы позволяют увидеть новизну подходов к оценочному акту в инновационных процессах обучения.

Необходимо разграничить понятия «оценка» и «отметка» (на экран мультимедийной установки выводятся понятия):

С.И. Ожегов дает определение понятию «отметка» - это «знак, сделанный на чем – нибудь; в системе образования – это оценка знаний, поведения учащихся».

Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого- чего – нибудь; в системе образования оценка может быть выражена цифрой (отметкой) или суждением.

Отметка всегда выражается в баллах, оценка – суждение, выражающее одобрение или неодобрение процессом и результатом учения.

В представлении первоклассников получить отметку – это достижение. Даже «2» для него оценка. Приведу такой пример: в 1980 году ученик первого класса бежит домой и кричит: «Я получил отметку!» он очень рад, хотя это – «2». Поэтому правильно, что 1, 2 годы обучения не оцениваются отметкой, т.к. первоклассники еще не понимают ее сути.

Учащимся 4-х классов была предложена анкета (у вас она лежит на столах):

  1. Зачем ты идёшь в школу?
    а) получить знания;
    б) встретиться с друзьями;
    в) получить оценку.
  2. Когда ты больше доволен посещением школы?
    а) тебя похвалили;
    б) ты получил отметку.
  3. Когда ты не выучил урок и пришёл в школу, то для тебя лучше:
    а) чтобы тебя наказали словесно;
    б) чтобы тебе поставили «2».

Учащиеся 4-х классов более осознанно относятся к поставленным вопросам. В своем большинстве они считают, что посещение школы – это получение знаний (98%). А вот понимают ли учащиеся, что такое отметка, а что такое оценка? Из опроса я выяснила, что нет. Ведь по сути своей даже словесное оценивание – это вид отметки. Но дети считают, что если меня поругали в школе, то ведь родители об этом не узнают и ребенок спокоен (81%). А вот довольны они посещением школы и для того, чтобы их похвалили и для того, чтобы получить отметку (неважно какую).

Вот что пишут учащиеся 4 А класса нашей школы, рассуждая об оценке:

  • «Оценка – это результат работы и балл за знания»
  • «Оценка – это то, как оценивают твои способности другие люди»
  • «Оценка – это балл, которым оценивают учащегося его уровень знаний».

А вот ответы учащихся на вопрос: «Зачем нужна оценка?»

  • «Я думаю, чтобы узнать, какой у меня уровень знаний»
  • «Она нужна для того, чтобы оценить себя: свои знания и способности»
  • «Оценка нужна, чтобы знать свои ошибки и уровень знаний»

Интересным был ответ одного из учащихся на вопрос: «Какой может быть оценка?»: «5 – отлично, 4 – плохо, 3 – вздохи родителей целый день».

Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему дается, а что не дается. Для одного ученика «2» – это переживание, а другой равнодушен даже к положительной отметке. То есть оценка по своей сути носит и продуктивный и эмоциональный окрас, т.к. для некоторых учащихся отрицательная оценка – это переживания, ущемление его самолюбия и развитие комплекса «я неуспешен».

По своей сути дети по-разному понимают значение оценки и отметки, но каждый из них прав. Итак, оценка – это средство поощрения и наказания.

Оценка помогает учителю вывить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно – воспитательного процесса.

(На экране поочередно появляются вопросы):

Вопрос «Зачем оценивать школьников?» волновал педагогов всегда. В традиционном образовательном режиме отметка использовалась для уведомления воспитателей (в том числе и родителей) об успехах и неудачах детей с целью обеспечения необходимого с их стороны воздействия на ребенка. В центре внимания педагога в современных условиях оказывается необходимость обучения детей самоорганизации деятельности, что порождает требование заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся.

Отвечая на вопрос «Что оценивать?», нужно помнить, что традиционная школа представляет основной результат в виде ученических ЗУНов. Следовательно, и оценочная система настроена на то, чтобы регулировать процесс ЗУНов получения путем подсчета поставленных учителем баллов. На современном этапе важным компонентом становится способность учащихся к организации самостоятельной деятельности, к осуществлению рефлексивных действий в случае встретившихся затруднений. В этом случае оценке должна подвергаться степень индивидуального продвижения каждого ребенка в режиме саморазвития.

Вопросу «Как педагогически грамотно и объективно обеспечить процесс оценивания?» посвящен наш семинар.

Отвечая на этот вопрос, нужно выделить два взаимосвязанных параметра: оценочную деятельность учителя и учащихся.

Понятие культуры оценочной деятельности включает в себя:

  1. Владение учителем информацией о существующих формах и способах оценивания.
  2. Осознание им, в какой парадигме он работает.
  3. Выбор оптимальных форм оценивания для своего предмета и контингента детей.

Учителям школы была предложена такая анкета (обратите, пожалуйста, внимание на экран):

Точка зрения да нет Затрудняюсь ответить
1 Оценки и отметки являются неотъемлемой частью учебного процесса. 89% 11%
2 Оценки и отметки являются лишь одним из множества других педагогических средств. 78% 11% 11%
3 Оценки и отметки используются правильно в том случае, если они не тормозят, а способствуют развитию всех учащихся. 100%    
4 Решение о выставлении той или иной отметки носит всегда конкретный характер. 100%    
5 Я всегда определяю, что хочу проверить и оценить и чего этим достичь. 89%    
6 Я всегда проверяю и оцениваю тщательно и по-разному. 78%   22%
7 Я предъявляю высокие требования, но мои ученики знают, что у них всегда открыта дорога к успеху. 67%   33%

Из данной анкеты видно, что 100% учителей считают, что оценки и отметки используются правильно в том, если они не тормозят, а способствуют развитию учащихся.

Переход школы в режиме развития должен сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки самого труда школьников. Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.

Необходимо научить ребенка видеть, в первую очередь, свои успехи, а затем только недостатки: «Я овладел склонением, но затрудняюсь в определении падежа» или «Я усвоила последовательность письменного умножения, но встречаются ошибки табличного умножения».

Необходимо также учить школьников оценивать ответы своих товарищей, используя нормы оценивания, сравнивать разные ответы одноклассников (например, при выразительном чтении). Начинать оценку нужно с положительных результатов деятельности.

Все это дает возможность не выставлять сразу отрицательную отметку, а дать возможность ребенку достичь успешность в том или ином разделе.

Психологи выделяют четыре фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха (посмотрите, пожалуйста, на экран):

ФАКТОР 1: стремление к успеху: «Я очень хочу это сделать» или «Я вам не мешаю – и вы меня не трогайте» поэтому необходимо пробудить в детях желание узнать новое по проблеме, а если этого желания нет, то учить бесполезно.

ФАКТОР 2: надежда на успех: «Мне это по силам. Я справлюсь, я уверен в себе» или «Я не смогу этого сделать, у меня все равно ничего не получится». Поэтому чаще всего урок или день нужно начинать со слов: «Вы все умеете, у вас все получится»

ФАКТОР 3: вероятность достижения успеха: «Все зависит от меня» или «Я – пешка, от меня ничего не зависит».

ФАКТОР 4: субъективные (индивидуальные) эталоны оценки достижений: «Сегодня ты стал лучше, чем вчера».

Так как учебно-воспитательный процесс идет под руководством, то все переживания ученика, связанные с учебным трудом, обязательно отражается на его взаимоотношениях с учителем, и, следовательно, являются показателем педагогического мастерства учителя.

Мастерство педагога состоит в том, чтобы увеличить вероятность получения желательных состояний ученика и уменьшить вероятность получения нежелательных состояний. Если у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется ситуация избежания неудач.

Нельзя забывать, что если ученик не видит успеха в учебном труде, если он не чувствует, что ему хотят помочь преодолеть возникшие перед ним трудности в учении, а только фиксируют его неудачи, то нельзя рассчитывать, что ему будет нравиться учебный труд. Без веры в успех учение превращается для школьника в ненавистную обязанность вплоть до проявления открытой недисциплинированности.

В конце своего выступления хотелось бы сказать:

Оценка и отметка не равны, хотя по своей сути служат одному и тому же делу - ученик должен чувствовать себя успешной личностью.

Каковы же основные требования к оцениванию?

Об этом вам расскажет учитель начальных классов Коршунова Марина Евгеньевна.

Основными требованием оценивания является реализация всех функций контроля (названия всех функций контроля выведены на экран).

1. Реализация диагностической функции. Для решения этой проблемы могут быть различные пути: тесты с закрытыми вопросами, оценивание другими учащимися, самооценки. Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Контролируется материал, Который изучался в классе или дома.

Одна из целей контроля – определить уровень усвоения материала. Точность оценивания учащихся зависит от правильности формулирования вопроса. Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова: кто? Что? Кого? Чего? Кому? Где? Зачем? Вопрос должен содержать одну мысль, Четко соотнесен с понятием или проблемой. Он должен быть однозначен, Ясен и конкретен. Отсюда следует, что ответ должен быть один, а не несколько.

Заранее составляется образец для проставления оценок. До того как приступить к проверке задания, педагог составляет образец правильных ответов на все вопросы. Это экономит время при проверке. Сомнения трактуются в пользу ученика. Если при оценке ученик попадает как бы в промежуточную категорию, надо отбросить все сомнения и выставить ему высшую из двух оценок. Реализация измерительной функции должна осуществляться с учетом требований гуманизации. Она должна делать человека сильным, вселять в него уверенность в своих силах, открывать перед ним перспективы. Точное измерение не должно привести ученика к состоянию тупика.

2. Обучающая функция. Для того чтобы обучающая функция реализовывалась, необходимо ребенку дать как можно быстрее обратную связь: показать, что сделано правильно, а где есть неточности. Необходимо проверить и вернуть работу как можно скорее. Самый лучший подход - это когда вслед за вопросом и ответом на вопрос предъявляется правильный ответ и происходит проверка. Учащийся должен получить обратную связь о правильности выполнения работы. Есть несколько вариантов решения этой проблемы.

Быстрая обратная связь. Сразу же после выполнения работы происходит проверка. Эту задачу выполняют взаимоконтроль, тест с обратной связью. В этих формах, оценивая, учащиеся сразу получают эталон ответа и либо сами, либо партнер сравнивают со своим ответом. В устных ответах педагог кроме отметки должен сообщать ученику оценку: что у него было хорошо и на что нужно обратить внимание, или указать пути устранения недочетов. Акцентировать внимание на ошибках не стоит.

Отсроченная обратная связь. Педагог проверяет и возвращает учащимся их работы с оценками. Возвращая их, необходимо разъяснить, каковы должны быть правильные ответы на все вопросы. Эффективный прием – привлечение учащихся, хорошо справившихся с заданиями. Они зачитывают свои ответы в слух. Такой подход позволяет учащимся видеть свои ошибки и содействует усвоению учебного материала. Сокращается число учащихся, желающих выяснить, почему ему поставили плохую оценку. С помощью чтения лучших работ учащиеся знакомятся с критериями оценок, оценочной шкалой, что способствует совершенствованию самоконтроля и самооценки здесь заложены возможности подбодрить тех, кому учёба дается не легко, стимулировать тех, кто способен на большее. Не забыть тихих, скромных, не дать развиться таким нежелательным чертам характера, как зазнайство и всезнайство.

3. Развивающая функция. Во время опроса должно быть развитие речи, памяти, мышления; логического, критического, креативного, интуитивного.

4. Воспитывающая функция. Во время контроля желательно, чтобы у учащегося развивались основные личностные блоки: сотрудничество, законопослушание, позитивная Я-концепция, старательность, ответственность. Необходимо быть внимательным при проведения контроля, особенно письменной работы, тестирования.

Для поддержания своего авторитета, для формирования законопослушания необходимо предотвратить процесс списывания, но обучение в таком случае должно быть посильным каждому учащемуся.

5. Стимулирующая функция. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом.

  1. Для этого необходимо разъяснить учащемся свой подход к выставлению оценок; какие критерии оценки будут пользоваться; из чего будет складываться итоговая отметка. Желательно определить значение каждого вида учебной работы при выведении окончательной оценки.

  2. Принцип открытых перспектив. Очень стимулирует ребят принцип открытых перспектив. У всех ребят должна быть открыта дорога к успеху. Любому ученику в любое время можно исправить свою отметку. Этот подход возможен, когда почти на каждом уроке ученики сообщают о своем успехе, то есть на каждом уроке все ученики опрашиваются. Если же наполнение оценок малое, то такой подход снизит интенсивность работы учащихся. Ребята рассуждают так: если меня вызовут, и я получу плохую отметку, то я её исправлю. Поэтому можно не всегда готовить уроки. В такой ситуации у учащегося не в полной степени срабатывает стимулирующая функция стараться готовиться к каждому уроку. То есть принцип открытых перспектив лучше включает стимулирующую функцию, когда реализуется принцип стопроцентной обратной связи, то есть на каждом уроке каждый ребенок будет опрошен.

  3. Разумные требования. Проверять главное. Общеизвестно то, что у некоторых преподавателей для получения высокой оценки школьникам приходится работать с полной отдачей, у других лишь с минимальными усилиями. У одних тесты невыполнимы, у других рассматриваются как пустяковые. При таких крайностях нужно пересмотреть требования, подходы и правила, которыми руководствуются при выставлении оценок.
    Педагог, постоянно выставляющий низкие оценки, возможно, обнаружит, что предлагаемые вопросы чрезмерно сложны, а требования чрезмерно завышены и, кто знает, может быть, его методика обучения страдает явными изъянами. Если же постоянно выставляются высокие оценки при недостаточном напряжении учащихся, то, может быть, требования надо повысить.

  4. Любая проверка должна начинаться для учащегося успешно. Желательно начинать с простых вопросов и переходить к более сложным. У учащегося появляется уверенность, он лучше справляется с работой.

  5. Вселять успех. Педагог формирует убеждение, что с заданием справится каждый, кто достаточно подготовлен, так как эта работа ему по силам.

  6. Каждый учащийся должен иметь не одну возможность добиться успеха. У каждого учащегося есть сильные стороны. Некоторые лучше решают, пишут, чем пересказывают. Поэтому должны быть самые разнообразные виды опросов.

  7. При осуществлении обратной связи необходимо определить чистоту ее проведения. Из кибернетики известно, что чем чаще осуществляется контроль за процессом, тем выше эффективность управления. Однако механический перенос этого требования на учебно-воспитательный процесс вряд ли целесообразно делать. Без учета определенных условий интенсивная обратная связь может вызвать отрицательные последствия психического и соматического характера. С одной стороны имеются исследования, в которых подтверждается эффективность интенсивной обратной связи. С другой стороны, интенсивные опросы могут вызывать патологические явления при несбалансированности домашних заданий и возможностей учащихся усваивать эти знания на этом уровне развития учебных умений, на котором они находятся. Если использовать обратную связь как «кнут», то это может иметь негативные последствия. Если же интенсивную обратную связь использовать как предоставление возможности каждому ученику сообщать о своих успехах на каждом уроке, то она носит позитивный, бесконфликтный, стимулирующий характер. Поэтому при стопроцентной обратной связи необходимо создавать условия ученикам для подготовки к каждому уроку. Проверять нужно самое главное, то, что необходимо держать в памяти.

  8. От выискивания ошибок к нахождению успеха. Оценивая деятельность учащихся, желательно прежде всего находить успех, положительные моменты в деятельности учащихся. После устного ответа учащегося вначале ему сообщаются все положительные моменты его выступления: по содержанию, по речи, по манере общаться, затем можно подсказать то, над чем стоит поработать. Лучше, чтобы вторая часть была высказана в индивидуальной беседе после урока.
    Проверяя письменные работы учащихся, можно зеленой пастой отмечать успех ребенка, все, с чем ему удалось справиться. Красной пастой отмечаются ошибки учащегося. Доминирование зеленого цвета стимулирует учащегося к росту, к занятиям данным предметом.

  9. Использование словесного одобрения. Словесное одобрение стимулирует ребенка лучше, чем награды. Р. Андерсон, С.Т. Манугиан Дж. Резник провели эксперимент, в котором одним детям за их рисунки выдавали награды, а другим детям давались хвалебные словесные одобрения. Дети, получившие награды, проводили меньше времени за рисованием, чем те дети, которые получили словесное одобрение. Если заплатить людям за разгадывание кроссвордов, то они будут меньше разгадывать кроссвордов, чем те, которым не заплатили. Если заплатить детям за то, что они делают с удовольствием, то это превратит их интересную игру в работу (Д. Майерс). В одном из преданий рассказывается, как у детей, играющих с удовольствием под окном у одного старика, отбили желание играть. Детям была предложена оплата за их игру под окном. Через несколько дней оплата была прекращена. Дети прекратили играть под эти окном.

6. Корректирующая функция. Опрос тогда хороший, когда в случае необходимости он стимулирует учащихся к изменению своего стиля занятий. Для этой цели регулярно информируйте учащихся об их успеваемости. Желательно на доске проиллюстрировать распределение оценок: с «5» – 10 человек; «4» – 14 человек; «3» – 5 человек.

Эффект: каждый подопечный получает возможность сопоставить работу с работой одноклассников. Учащийся видит, в каком положении он находится по сравнению с другими. Это можно делать еженедельно на основании текущего контроля. Это является побудительным стимулом для многих учащихся не отставать от других. Нужно предоставить им всю информацию, чтобы не терялись в догадках по поводу собственной успеваемости. Однако сообщать индивидуальные отметки учащихся перед всем классом не всегда желательно. Такой подход вызывает сомнения (Н.А. Некрасова). Можно сообщить учащимся вслух пути совершенствования, а отметку ученик может посмотреть сам в журнале или получить в конверте.

Процесс оценивания тогда соответствует всем требованиям, когда он создает условия для коррекции педагогом своей деятельности. На основании результатов опроса педагог принимает решение о том, что есть ли необходимость изменять свою деятельность. Если ученики работают в меру своих сил и получают хорошие отметки – значит, подход правильный. Когда ученики работают спустя рукава и получают хорошие отметки, то необходимо усилить требовательность. Если же ученики работают с полной отдачей и не могут получить отличные отметки, то нет ли необходимости снизить требовательность? Таким образом, благодаря оцениванию в случае необходимости должна осуществляться коррекция деятельности, как учащегося, так и педагога.

Существует система требований, которым отвечает педагогическая оценка.

Я предлагаю вам поработать в группах.

Цель нашей работы: выработать свои требования к педагогической оценке.

(каждая группа разрабатывает свои требования, затем они вывешиваются на доску и кратко комментируются выступающими)

– Мне хотелось бы подвести итог работы групп. Посмотрите, пожалуйста, на экран:

Оценка должна быть:

  1. Объективной, т.е. непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения учителя о конкретном ребенке.
  2. Адекватной, т.е. соответствующей реальным показателям конечного результата - количественным, качественным, а также вложенным в его достижение усилиям.
  3. Мотивированной – содержать четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, вступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика.
  4. Критической, т.е. содержать указания на определенные недостатки в работе. Она ориентирует ученика на эталонный образец, воспитывает чувство неудовлетворенности, стимулирует активность, предотвращает развитие чувства самоуспокоенности.
  5. Стимулирующей – побуждающей к продвижению вперед, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало.
  6. Дифференцированной, т.е. расчленяться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе четкие указания как на достоинства, так и на недостатки.
  7. Заинтересованной, выражающей интерес учителя к личности ребенка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в его возможности.
  8. Выразительной – показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и полученных результатов.
  9. Понятной – четко и просто сформулированной, доступной пониманию ребенка, без иносказаний и заумностей.
  10. Уважительной – вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его право на собственные ошибки.

Удовлетворить на практике всем требованиям не так легко. Ведь один и тот же результат разными учениками в зависимости от их способностей, уровня развития, начальной подготовки достигается разной ценой. Оценка должна создавать условия для успешной учебной деятельности, коррекции личности ученика, формирования положительных устремлений.

Полностью текст статьи с приложениями приведен в архиве.