Тема урока: "Лоскутная техника". Подготовка материалов к работе. Шаблоны для раскроя

Разделы: Технология


Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья;
  • дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;
  • научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;
  • развивать художественный вкус, патриотизм через воспитание уважения к истории родного края.

Дидактическое обеспечение : образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; журналы Мод; тест “Проверь себя”; буклет “Лоскутная грамота”.

Оборудование: компьютер, проекционная система, ножницы, иглы, гладильная доска, утюг.

Межпредметные связи: история, краеведение, информационные технологии, ИЗО, черчение, геометрия.

Методы ведения урока: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, решение УПЗ, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Ведущие понятия: декоративно-прикладное искусство, лоскутная пластика, “пэч-уорк”, “квилт”, декатировка, шаблон.

Оформление доски: пословица “Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит”.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Изучение нового материала (1часть).

Сообщение познавательных сведений.

  • Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия?
  • Какие виды рукоделия вам знакомы?

Учитель. Декоративно-прикладное искусство – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение; художественная обработка предметов быта (утвари, тканей, мебели и т.д.)

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

  • С чего всё началось? (сообщение ученика; рис 1 )

 

Ученик. Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов.

Учитель. Лоскутная техника популярна у многих народов.

  • Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение ученика; рис 2)

Ученик. В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “курак”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.

В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную. (Демонстрация изделий)

  • Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством?

Учитель. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

  • Какие изделия из лоскута сегодня можно увидеть?

Учитель. (рис 3.)

Лоскутное шитьё, как профессиональное искусство, часто называемое “пэч-уорк” (в переводе с английского – “лоскутная работа”) стало возрождаться только в конце 60-х годов прошлого столетия. Мода тех лет с её призывом “сделай-свяжи-сшей сам” стимулировала увлечение многих художников фольклорным стилем. Одной из первых среди таких художников была Тамара Санчес. В это же время ленинградская художница Екатерина Писарева создаёт свои фантастические панно из цветных сукон, а в руках Людмилы Успенской обычные лоскутики преображаются в великолепные коллажи. (Показ фотографий)

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.

Доклады учащихся; демонстрация образцов

Ученик 1. Печ-уорк . Второе рождение лоскутного шитья относится к концу 20-го века, когда это шитьё вновь появилось в России, но уже под названием “печ-уорк”. Оказалось, что, если подойти к этой работе серьёзно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т. п.

Ученик 2. (рис 4.)

Квилт. В переводе с английского “квилт” - одеяло стёганное. Является разновидностью печ-уорка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку. Все три слоя обязательно простёганы.

Ученик 3. Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Ученик 4. Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

  • Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков?

Учитель. Для работы необходимо иметь : иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.

Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

  • Как подготовить материал к работе?

Учитель. ( Рис 5, Рис 6)

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:

1. Определение прочности окраски ( уголок ткани проутюживают через мокрую ткань. Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки. При необходимости можно закрепить краску, используя уксус.

  • Зачем нужна эта операция?

2.Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

  • Зачем нужно стирать ткань? (Даёт усадку)

Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

3. (Рис 7)

Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг. “каждый охотник желает знать где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д.

Раздать инструкцию: “дополнительные цвета”

цвет Дополнительные цвета
Красный Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый
Оранжевый Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой
Жёлтый Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый
Тёмно-зелёный Коричневый, бежевый
Зелёный (светлый) Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый
Бледно-голубой Тёмно-красный, серый
Синий Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный
Фиолетовый Светло-зелёный, тёмно-зелёный
Коричневый Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный
Серый Фиолетовый, малиновый

Фактура ткани – это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей.

  • Какое переплетение вы уже знаете? ( Полотняное)

В лоскутной технике предпочтение отдаётся простому переплетению (полотняному, саржевому, сатиновому, атласному).

Широкое применение нашли ткани с рисунком. На фоне пёстрых тканей заметно выделяются однотонные ткани без рисунка.

Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии. Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий, активно контрастирующий со всеми остальными по насыщенности.

 

3. Практическая работа: “Составление эскиза прихватки”

Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь цветными карандашами, составляют рисунок, который состоит из квадратов одинаковой величины, но разных цветов. Можно использовать цветные квадратики из картона и собирать мозаичный рисунок.

4. Целевой обход учителя.

Обходя класс, рабочие места учащихся, учитель контролирует работу учащихся, правильность подбора цвета в соответствии с рекомендациями. По завершении работы обязательно демонстрируются всему классу наиболее интересные рисунки прихваток.

5. Изучение нового материала. (2 часть)

(рис 8.)

Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.

(Показ трудового приёма)

Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Теперь подкладывают под картон что-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом сначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблоны с “окошком”. Благодаря этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы. Точно рассчитан шаблон – изделие красивое и аккуратное!

6.Практическая работа. Изготовление шаблонов из картона (треугольник, квадрат).

Учащиеся, пользуясь своим рисунком, изготавливают шаблоны из картона.

7. Целевой обход учителя.

Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приёмов вычерчивания геометрических фигур, соблюдение техники безопасности при работе с режущими инструментами, аккуратность вырезания по начерченному контуру.

Самоконтроль.

Все стороны квадрата должны быть одинаковой длины, все углы квадрата – прямые. Стороны равнобедренного треугольника – одинаковые, а угол между ними прямой. Все линии прямые.

8. Заключительная часть.

1.Вопросы для закрепления нового материала.

-Для чего люди занимаются прикладным творчеством?

-Какие материалы используют для лоскутной пластики?

-Как подготовить материал к работе?

-Для чего нужен шаблон?

Можно использовать тест для закрепления знаний: “проверь себя”.

Проверь себя

Фамилия__________________ класс______

  1. Электроприбор для влажно-тепловой обработки изделий.
    1. Лампа
    2. Утюг
    3. Выжигатель
  2. Режущий инструмент для обработки ткани
    1. Ножницы
    2. Нож
    3. Бритва
  3. Чертёжный инструмент
    1. Мел
    2. Сантиметровая лента
    3. Линейка
  4. Искусство, часто называемое, “пэч-уорк”
    1. Вышивка
    2. Лоскутная техника
    3. Макраме
  5. Что дало начало лоскутной технике
    1. Заплата
    2. Лоскут
    3. Отрез ткани
  6. Лента для отделки изделий
    1. Тесьма
    2. Сантиметровая лента
    3. Корсажная лента
  7. Увлажнение ткани перед раскроем для усадки
    1. Кипячение
    2. Утюжка
    3. Декатировка
  8. Цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге
    1. Нейтральные
    2. Холодные
    3. Контрастные
  9. Картонные фигурки для раскроя деталей
    1. Лекало
    2. Выкройка
    3. Шаблоны
  10. Нейтральные цвета
    1. Белый, чёрный, серый
    2. Красный, синий, жёлтый
    3. Зелёный, голубой, оранжевый

9. Анализ и оценка урока.

Проанализировать урок, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, выставить оценки за урок.

10. Домашнее задание.

Подготовить лоскутки для прихватки.

Назвать тему следующего урока: Раскрой и соединение деталей верхнего слоя прихватки.