Интегрированный урок (биология + литература) по теме: "Кто есть хищники? Что есть хищничество?"

Разделы: Биология, Литература


Античный мир сформулировал простую и великую истину о месте человека в мире, принципах изучения человеком этого мира и законах жизни в нём следующими афоризмами: “Живи сообразно с природой”, “Нет ничего более упорядоченного, чем природа” и “Природа не терпит пустоты”.

Что может быть важнее для учителя, чем приучать видеть “всё мироздание в целом” (Цицерон), а не изучать мир, разложенный на части в рамках урока. Предметная интеграция (лат. “восстановление, восполнение”): биология и литература - на уроках по биоэтике даёт возможность углублять и расширять знания, объединять разнообразные виды мыслительной деятельности ученика. Но главная ценность этих занятий - воспитание не только культуры ума, но культуры духа. Сотворение души через пробуждении эмпатии, восприятие нехрестоматийных литературных текстов, рефлексии - оценки музыкальных и живописных произведений, систему творческих заданий предоставляет растущему человеку возможность научиться.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо в чашечке цветка.

И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле, Я дал живую душу. (Священное Писание)

Трагедию порождает столкновение двух равнозаконных, имеющих равное право на жизнь сил. (А. Камю)

Цели: расширить знания учащихся о хищничестве как виде взаимоотношений между организмами; способствовать формированию осмысленного гуманного отношения к любому проявлению жизни на планете.

Зрительный ряд: В.Верещагин. Людоед., Э.Делакруа. Охота на львов., Ж. Де Труа. Турки, охотящиеся на львов.

Литературный ряд: В.Фёдоров. Дрофы. Коршун; Б.Слуцкий. Чайка, Лошади в океане; Э.Асадов. Стихи о рыжей дворняге; Э.Хемингуэй. Старик и море (отрывок); Ч.Айтматов. Плаха (отрывок).

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский. Времена года. (Охота. Сентябрь.)

Вступительная часть

Рассматривая на доске иллюстрации, изображающие хищничество как разновидность экологических связей, учащиеся должны ответить на вопрос учителя биологии “Кто изображён?” и после ответа “Хищники” дать определение этого слова.

Учитель литературы, выслушав определение биологов (хищник - это организм, использующий в качестве пищи животных, которых он убивает), читает определение из толкового словаря С.И. Ожегова (хищник - это хищное животное) и, обращая внимание на “неопределённость” толкования, стимулирует ход дальнейшей беседы таким размышлением: "Природа ничего не творит зря и не терпит пустоты. Мудрость её поразительна, т.к. при бесконечном разнообразии она сумела всех уравнять в своём праве на жизнь: дождевого червя и крота, мышь и льва, лягушку и кита, мотылька и орла". Эта мудрость отражена и в Священном Писании (читается первый эпиграф). “Мы так привыкли полагаться на незыблемость законов природы, что малейшее от них отклонение воспринимаем как угрозу нашей безопасности, как предупреждение о неведомом бедствии” - это мысль американского писателя начала ХХ века Бирса. Перефразируя автора, пожалуй, многие люди могли бы угрозой безопасности назвать хищников. Веря в разум природы, многие задаются вопросами: зачем нужны хищники? Не стало бы больше покоя в природе, если бы исчезли хищники? Если не все, то хотя бы самые свирепые из них?

I. Размышления учащихся

  • В чём значение хищничества?
  • Что случится в природе, если хищничества не будет?
  • Кто из хищников самый свирепый?

II. Значение хищников в природе. (Учитель биологии.)

Природа обладает мудростью. Само существование хищников в природе свидетельствует о том, что им предназначена какая-то роль. Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что уничтожение хищников на какой-либо территории сопровождается обычно повышением смертности травоядных животных. Хищники в данном случае выступают в роли регуляторов численности животных: они уничтожают обычно слабых и больных животных, снижая этим риск распространения инфекций в популяциях. А вот на вопрос: “Кто из хищников самый свирепый?” - сложно найти ответ. Если открыть знаменитый словарь В.Даля на слове “тигр”, рядом увидим краткое и чёткое пояснение -“лютый зверь”. Вообще-то тигр - лизоблюд. Наипервейшее его лакомство то же, что и у любой кошки - рыба. Но, в отличие от домашних мурлык, он не боится воды, хорошо плавает. Знающие люди не устают доказывать фактами неверность расхожей молвы о чрезвычайной опасности тигра для человека. Да, зверь этот любопытный и не прочь обнюхать трактор или автомобиль. Но здоровый, в полном расцвете сил, он, по отношению к людям, добродушен или равнодушен - выбирайте, что вам больше нравится. Тысячи и тысячи раз безоружные люди сталкивались с “лютым зверем” нос к носу и не получали ни царапины. Вот некоторые подтверждения. Не так давно на Дальнем Востоке человек, идущий по лесной тропе, вдруг заметил, что за ним следует тигр. Они шли друг за другом целые семь километров. Потом у двуногого властелина планеты не выдержали нервы и он швырнул в зверя камень. Тигр зарычал, но не ушёл и не напал. А что, если он просто выпроваживал непрошеного гостя за пределы своего охотничьего участка?

На мой взгляд, нет зверя кровожаднее волка. Да и людей волки погубили много. Эти будничные существа вроде бы не очень страшны с виду. Во всяком случае, люди относятся к ним с меньшим страхом, нежели к тигру. И зря - волков неизмеримо больше, чем тигров. К тому же серые бандиты во сто крат кровожаднее. Дорвавшись до стада, очумев от крови, режут скот направо и налево: столько, сколько ни за что не съедят.

III. Загадка “Эффект зеркала”

Специальная иллюстративная выставка оформлена изображениями хищников, расположенными по контуру настенного зеркала. Учащиеся должны подойти к зеркалу и назвать хищников, которых они видят. Некоторые учащиеся, видя своё отражение в зеркале, называют среди хищников человека. В разговоре возникает тема: человек - хищник. Размышляя, ребята приводят примеры хищничества человека.

Учитель литературы, делая переход к следующему этапу урока, обобщает и дополняет сказанное: “Прав был английский писатель Уильям Теккерей, когда говорил, что мир - это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение. Человек позавидовал льву, что он царь зверей, и возомнил себя царём природы. Возомнил, но не заметил, что стал рабом собственной подлости, когда ради забавы или корысти начал опасно сокращать популяции животных. Например, в начале ХХ века за убийство амурского тигра платили солидные премии; браконьеры не жалеют огромных слонов ради добычи слоновой кости; ради изготовления различных эликсиров и снадобий губят носорогов; очень мало осталось в Южной Америке гигантских броненосцев, но это не смущает тех, кто, веря в их магическую силу, убивает животных, чтобы сделать из когтей амулеты. Не случайно в словаре у В.И.Даля появилось определение слова “хищник” - “грабитель, неправедный стяжатель, склонный к присвоению чужого”.

IY. Литературная страница. (Учитель литературы.)

Французский писатель Альбер Камю говорил: “Трагедию порождает столкновение равно законных, имеющих равное право на жизнь сил”.

  • О каком праве на жизнь размышляет поэт Василий Фёдоров?
  • О какой беде, тихо входящей в дом, предупреждает автор?

Дрофы

Когда-то здесь
Гуляли дрофы,
Бизоньи тучились стада.
Страшны бывают катастрофы,
Опасней тихая беда.
Опасней зло,
Что не всесветно,
Не поражающее глаз,
То зло,
Что входит незаметно,
То, что людей
Не губит враз.
Мы при любом,
Хоть малом, лихо
В стозвонные набаты бьём,
А при беде, вошедшей тихо,
Всё терпим
И чего-то ждём.
То зло
Меж тем
Войдёт в доверье.
Когда ж созреет приговор.
То зло нас губит,
Как Сальери,
Ведущий умный разговор.

В.Фёдоров

Природа - не вечная скатерть самобранка. Вовремя поняв это, мы могли бы поставить заслон многим бедам.

О каких законах природного общежития говорится в следующем стихотворении?

Грязная чайка
Гонимая
передвиженья зудом,
Летящая
здесь же, недалеко,
Чайка,
испачканная мазутом,
Продемонстрировала брюшко.
Всё смешалось: отходы транспорта,
Что сияют, блестят на волне,
И белая птица, та, что распята
На летящей голубизне.
Эта белая птица господняя,
Пролетевшая лёгким сном,
Человеком и преисподнею
Мечена:
Чёрным мазутным пятном.
Ничего от нас не чающая,
Но за наши грехи отвечающая,
Вот она,
Вот она,
Вот она,
Нашим пятнышком зачернена.

Б. Слуцкий

. По страницам Красной книги. (Сообщения учащихся)

Учитель биологии:

К сожалению, человек далеко не всегда следует законам природного общежития. Его бездумное отношение к природе привело к тому, что многие животные сегодня находятся на грани вымирания. Попыткой решить возникшую проблему было создание Красной книги. Первое издание Красной книги состоялось в 1963 году. Красный свет - сигнал запрета, понятный людям всего мира. Поэтому так была названа книга фактов о состоянии тех видов животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения или стали редкими. В Красной книге листы разного цвета. На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Следующая градация - “уязвимые виды”, информация о них даётся на жёлтых листах. Сведения о “редких” видах, т.е. о тех, состояние которых внушает опасение, печатаются на белых листах. Есть и радостные - зелёные листы: на них помещаются сведения об уже восстановленных и находящихся вне опасности видах. К сожалению, таких листов пока немного. Серые листы Красной книги предназначены для “неопределённых видов” - мало изученных и тоже обычно редких. А вот страницы “Чёрной книги” говорят о том, что с нашей помощью для кого-то мы опоздали навсегда. Жертвами человека-хищника стали: странствующий голубь, зебра-квагга, тур, бескрылая гагарка, каролинский попугай и многие другие. Вид некоторых из них мы сегодня не сможем даже представить: нет чучел, рисунков, описаний.

Сообщения учащихся:

Учащиеся делают сообщения о стеллеровой корове, тарпане, дронте.

Проблемная ситуация. (Учитель биологии.)

- Исчезнувшие животные - это кричащие факты. Человек ответственен за их исчезновение перед своими потомками. Но что человеку делать с животными - людоедами?

Беседа с учащимися. (Учитель литературы.)

- Рассмотрите репродукцию картины В.Верещагина “Людоед” и дайте оценку авторским приёмам, с помощью которых раскрывается тема кровожадности.

- Говоря о причинах людоедства, можно процитировать Гёте: “Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга; она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей”.

- В чём, по-вашему, причина того, что некоторые животные становятся людоедами?

Музыкальная страница. (Учитель литературы.)

Подготовка к разговору-размышлению обеспечивается прослушиванием музыкального отрывка из “Времён года” П.И.Чайковского и ответом на вопрос “Какая связь между музыкальным фрагментом и темой урока?” Ребята говорят об охоте как реализации потребности человека в общении с природой, источнике вдохновения, средстве познания природы.

Особенности спортивной и промысловой охоты. (Учитель биологии.)

Были времена, когда истребление диких животных человеком было продиктовано необходимостью. И в настоящее время существует промысловая охота, назначение которой - обеспечить человека пищей. Однако, сегодня более популярна спортивная охота. Любителям охоты можно по-хорошему позавидовать: этот вид отдыха дарит человеку радость общения с природой, эмоциональный заряд, вселяет бодрость и свежесть. Нам, людям ХХ1 века, всё чаще

приходится задумываться о сохранении ослабевших духовных уз с природой, и охота - одна из ярких и доступных форм их поддержания. Скольких мастеров слова и кисти вдохновили впечатления, полученные от охоты. Сколько волнующих страниц посвящено противоборству человека с дикой природой, состоянию человеческого разума и мужества с первозданной мощью стихии. Охотничье увлечение становится для многих художников инструментом постижения природы и познания мира. Вспомним замечательные тургеневские “Записки охотника” или поэтический гимн мужеству и воле в повести Хемингуэя “Старик и море”.

Беседа с учащимися. (Учитель литературы.)

Рассмотрите репродукции картин Э.Делакруа и Ж.Тура. Выразите своё отношение к изображённому.

Литературная страница. (Учитель литературы.)

Вам будут предложены три текста. Внимательно прослушайте их и ответьте на вопросы.

В.Фёдоров. Коршун. (Приложение I).

  • В чём своеобразие раскрытия темы “человек на охоте”?
  • Найдите строки, отражающие идею стихотворения.
  • О каком виде охоты идет речь в стихотворении?

Э.Хемингуэй. Старик и море (отрывок). (Приложение II).

  • Как автору удалось создать образ идеального охотника?
  • Какой вид охоты показан в рассказе? Ваше отношение к такой охоте?

Ч.Айтматов. Плаха (отрывок). (Приложение III).

- Жертвами человека-охотника стали не только сайгаки, но и семейство волчицы Акбары. В чём символический смысл данного эпизода?

- Изначально в роли охотников выступают и волк. И человек. В чём особенности изображения каждого из них? Чем человек отличается от хищников во время охоты?

- К какому виду охоты вы отнесёте данный эпизод?

Человек хуже зверя, когда он зверь. Писатель Виктор Астафьев, возможно предупреждая многих о таком превращении, писал: “Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и из далёких, наполненных пещерной жутью времён выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря”. Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной чувствительности. В стихотворении Бориса Слуцкого речь идёт не об охоте, но сюжет не менее печальный.

Б. Слуцкий Лошади в океане.

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.
“Глория” по-русски значит “Слава”, -
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей металась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров,
В море синем остров плыл гнедой.
Им сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

Пагубность дурного поступка состоит в том, что он таит в себе зародыш новых мерзостей или трагедий. Иногда равнодушие - убийство особого рода, изощрённое хищничество, внешне не имеющее вида преступления.

Э Асадов. Стихи о рыжей дворняге.

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: -Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагоне, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин. Что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин. Что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом об перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!