Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса "Деловой русский язык"

Разделы: Русский язык


Программа курса “Деловой русский язык” предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля речи.

Цель курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых знаний о структуре и особенностях официально-делового стиля, а с другой – это главное – в профессиональной ориентации учащихся 9 классов.

Данная программа представляет официально-деловой стиль в системе изучения стилистики как наиболее полный и самостоятельный с практической т.з. курс.

Практический подход позволяет, во-первых, наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения об официально-деловом стиле и сформировать с опорой на них соответствующие стилистические умения, позволяющие составлять и редактировать деловые бумаги, во-вторых, даёт возможность учащимся научиться ориентироваться в мире профессий.

Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели предпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях и его главным задачам, которые могут быть сформулированы следующим образом:

  • ознакомить учащихся с особенностями официально-делового стиля;
  • расширить и углубить знания учащихся об языковых особенностях официально-делового стиля;
  • отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами делового русского языка;
  • ознакомить учащихся с миром профессий.

В результате изучения курса “Деловой русский язык” учащиеся должны:

  • понимать назначение официально-делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
  • усвоить понятия “стили и подстили речи”, “функциональные стили русского литературного языка”, “ официально-деловой стиль”, “жанры официально-делового стиля”, “стилистическая норма”;
  • знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
  • уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: дипломатические статьи, статьи закона, служебную переписку, заявления, автобиографию, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;
  • ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием “деловой русский язык”.

Касаясь технологии обучения деловому русскому языку, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия – практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера, связанных с профессиями.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).

По усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение каждого раздела, может быть изменено.

В конце программы предлагается список научно-учебной и справочной литературы, адресованной учителю и учащимся.

Учебный план.

 

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

1 Стили русского языка. Официально-деловой стиль

2

Тестирование
2 Официально-документальный подстиль. Язык дипломатии. Мир профессий “человек - человек”

2

Составление документа
3 Официально-документальный подстиль. Язык законов. Мир профессий “человек - техника”

2

Составление документа
4 Обиходно-деловой подстиль. Служебная переписка. Мир профессий “человек - природа”

2

Составление документа
5 Обиходно-деловой подстиль. Деловые бумаги. Мир профессий “человек - художественный образ”.

2

Редакция текста
6 “Опасные канцеляризмы”

2

Защита творческой работы

Программное содержание.

Тема 1.

Стили русского языка. Официально-деловой стиль.

Функциональные стили русского языка, их основные черты. Понятие официально-делового стиля. История развития официально-деловой речи на Руси. Особенности официально-делового стиля.

Официально-документальный и обиходно-деловой подстили.

Тема 2.

Официально-документальный подстиль.

Язык дипломатии. Мир профессий “человек - человек”.

История языка дипломатии. Система терминов. Правила дипломатической вежливости в языке.

Синтаксическое построение дипломатических статей.

Связь официально-документального подстиля и языка дипломатии с профессиями группы “человек - человек”, труд которых направлен на воспитание, обучение, информирование. Психологическая характеристика людей, относящихся к профессиям “человек - человек”.

Составление дипломатической статьи.

Тема 3.

Официально-документальный подстиль.

Язык законов. Мир профессий “человек - техника”.

Язык законов – официальный язык государственной власти. Особенности языка законов: точность выражения мысли, обобщенность выражения.

Терминология и синтаксис языка законов.

Применение языка законов в профессиях группы “человек – техника“.

Составление статьи закона.

Тема 4.

Обиходно-деловой подстиль.

Служебная переписка. Мир профессий “человек - природа”.

Понятие служебной переписки, её отличие от произведений эпистолярного жанра.

Стандартизованность – главная особенность языка служебной переписки.

Содержательные аспекты делового письма. Синтаксическая модель предложения и её речевые варианты.

Необходимость использования служебной переписки в профессиях группы “человек – природа”, деятельность которых связана с растительностью, животными организмами, микроорганизмами.

Составление служебного письма в организацию, нарушающую закон об экологии.

Тема 5.

Обиходно-деловой подстиль.

Деловые бумаги. Мир профессий “человек - художественный образ”.

Виды деловых бумаг: заявление, автобиография, расписка, доверенность, счет, почтовый перевод, справка, удостоверение, докладная записка, протокол, резолюция, письменный отчет о работе.

Форма деловых бумаг. Синтаксические конструкции и речевые обороты в деловых бумагах.

Связь профессий группы “человек – художественный образ” и понятия “деловые бумаги”.

Редакция автобиографий писателей в соответствии с требованиями официально-делового стиля.

Тема 6.

“Опасные канцеляризмы”.

Что такое канцеляризмы. Какие слова и выражения становятся канцеляризмами. Отрицательное влияние канцеляризмов на литературный язык. Оправданное употребление канцеляризмов.

Сочинение-рассуждение ‘Ты по какому вопросу плачешь? или правильное использование канцеляризмов в русском языке”.

Литература

Для учителя

Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика.- М., 1978.

Бельчиков Ю.А. Стилистика русского языка. – М.,1994.

Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. - М., 1997.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. – М., 1988.

Для ученика

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка (10-11 классы). – М.,2001.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.,1993.

Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М., 1994.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1998.