Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомить с приемом деления слов на слоги, определять количество слогов в слове, закреплять навык прямого и обратного счёта чисел второго десятка;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать доброе отношение ко всему, что нас окружает.

Оборудование: слоговая таблица, лента букв, касса цифр, цветные фишки, индивидуальные полоски с элементами букв, образцы печатной и прописной буквы, учебник “Грамота” (авторы Журова Л.Е., Рудницкая В.Н. и др.), рабочая тетрадь №2 “Грамота”, геометрический материал.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Постараюсь всё понять-
Буду грамотно писать.

Объявление темы урока.

2. Повторение изученного.

1) Речевая разминка. Работа со скороговоркой “Купила бабуся бусы Марусе”.
- Хоровое произношение в медленном и быстром темпе.
2) Чтение слоговой таблицы.
3) Чтение со слабыми учащимися: Сильные дети читают самостоятельно:

лей-ка
рей-ка
май-ка
мой
моя
мои
рейка
лейка
лайка
майка
маска
миска

Читающие дети самостоятельно читают продолжение сказки “Кто сказал “мяу”?” на стр. 107 учебника.

4) Дидактическая игра “Звуковая молчанка”.

-Произношу звуки, а дети пальчиками, жестами дают характеристику этим звукам: [м], [м’], [а], [с], [з], [и], [к’]. (Описание игры дано в журнале “Начальная школа” №8-1999 г.)

3. Работа по теме.

1) Подготовительное упражнение: - Как кричат на стадионе зрители, когда идёт игра в хоккей?

Дети, прыгая и хлопая в ладоши, несколько раз произносят слово “Шайбу!” по слогам.

-На какой счёт произносится это слово? (На счёт 2)

-На какой счёт произносятся ваши имена? (Дети проговаривают свои имена, при этом обратная сторона ладони находится под подбородком). Сколько раз при этом опускался ваш подбородок?

- Сообщаю, что все слова делятся на слоги и сколько в слове гласных, столько и слогов.

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

2).Работа с учебником (стр. 104).

- Назвать животных.

- Классификация их по группам (несколько вариантов).

- Почему нельзя убивать животных? (Выслушать ответы детей).

- Чтение и деление звуковых схем- слов на группы:

Вывод: в первой группе слова состоят из 1 слога, потому что 1 гласный звук; во второй – 2 слога – 2 гласных звука; третьей – 3 слога – 3 гласных звука (ответы учащихся). Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Физкультминутка. (Под музыку дети показывают движения зайцев).

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайцы взялись за бока,
Заплясали гопака.

3) Индивидуальная работа учащихся с фишками (стр.105):

– В каких словах по одному слогу? (Тигр, утюг, волк, оса - слова даны в звуковых схемах, а дети обозначают место гласного звука красной фишкой).

4) Фронтальная работа.

На доске написаны слова:

Лён море Роман
Мой Мила мылил
Май мыло лимон

– Что общего в словах каждого столбика?
– Чтение слов и деление их на слоги.

5) Работа в рабочей тетради “Грамота” (стр.50).

1. Правила посадки:

Я тетрадочку открою –
И как надо положу.
Спорить я, друзья, не стану –
Ручку я вот так держу.

2. Сравнение букв поэлементно, конструирование их из элементов (работа в парах );
3. Пошаговое печатание букв (точка начала, направление, изменение движения, окончание).
4. Анализ ошибок.
5. Словесное поощрение, самооценка (дети точками отмечают лучшие буквы).
6. Упражнение на внимание.

-Внимательно рассмотрите и соедините одинаковые буквы прямой линией.

Физкультминутка.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И бегаем кругом.

4.Игра “Живые числа”.

Учебные задачи: формирование понятий натурального числа и счёта.
Учебные действия: определение пропущенных чисел, называние чисел.

У доски ученики – “числа” (вызвать слабых детей, неуверенных в своих знаниях, дать возможность проявить себя, выполняя лёгкое задание) выстроились в соответствии с порядком (в руках у них карточки с числами):

20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8

Виды работы с числовым рядом:

а) “числа” перестраиваются в обратном порядке,
б) приседают, т. е. “теряются”,
в) меняют место положения.

Остальные дети выполняют задания: называют числа в прямом и обратном порядке, определяют пропущенные числа.

5. Упражнение с геометрическим материалом.

(стр. 107 учебника).

Определить, сколько треугольников; с помощью фишек составить указанное число.

Проверка задания: работа в группах.

(Слабые ученики составляют данную фигуру из отдельных деталей).

Итог урока.

– Чему учились на уроке? Какие задания были трудные? Какие интересные?
– Хвалю детей за старание и активную работу на уроке.