Викторина по краеведению

Разделы: История и обществознание


“Путешествие по Мурману”

(На доске в увеличенном виде висит карта, по которой дети будут путешествовать в течение викторины. В кружочки вписываются баллы, которые они получают по мере продвижения от станции к станции)

(Путешествуют две команды.)  

Вступительное слово:

- Ребята, знакомы ли вы с понятием “патриот”? Что это означает?

- Это человек, который любит свою Родину. Но просто любить недостаточно, необходимо знать историю своей малой Родины, то есть Мурмана. И мы с вами уже начали ее изучение.

Правила викторины:

- у каждой команды присутствуют специальные светофорики, кто быстрее их поднимает, тот и отвечает;

- за каждый правильный ответ - 1 балл.

Цели: повторить, обобщить и расширить ранее полученные знания по краеведению Мурманской области.

Образовательная: формирование у школьников системы знаний об истории развития края, материальной, духовной культуре северян.

Развивающая: развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи.

Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к событиям и процессам, происходящим в области, стране.

Оборудование урока: карта Мурманской области; карта-схема города Мурманска.

Раздаточный материал: тесты.

Вопросы и задания

1 станция. Географическая, схематическая расположение Мурмана.

(Работа с исторической картой города Мурманска.)

- Покажи на карте Кольского полуострова мурманский берег, Кольский залив, город Мурманск, другие города Кольского полуострова, которые ты знаешь;<Рисунок 1>

- Попробуй с закрытыми глазами схематично изобразить Кольский залив, мурманский берег => обозначь районы города Мурманска (сколько их) - Ленинский, Октябрьский, Первомайский.<Рисунок 2>

2 станция. Улицы города.

(Работа с карточками, на которых написаны названия улиц города.)

- Расположи улицы города в районы, где они находится

Ленинский: Лобова, Хлобыстова, Гагарина, Бредова, Свердлова, Аскольдовцев;

Октябрьский: проспект Ленина, капитана Егорова, Гвардейская, площадь Привокзальная, Полярные Зори, Челюскинцев;

Первомайский: Орликовой, проспект Кольский, Беринга, Копытова, Крупской, Морская.

3 станция. Памятные места.

(Работа с фотографиями памятных мест и архитектурных сооружений города)

- Соотнеси место или памятник с районом расположения (поместить картинку в район, где находится):

Ленинский: памятник неизвестному солдату, дворец творчества “Лапландия”;

Октябрьский: Бредова, Кирова, Киров, Арктика, Бассейн, Вокзал; Первомайский: охрана природы, Долина уюта, кинотеатр “Атлантика”.

4 станция историческая. “Блиц-опрос” (вопрос-ответ)

1. Назови дату рождения Мурманска. - 4 октября 1916 года;

2. Сколько лет нашему городу? - 89 лет;

3. Что такое варница? - Устройство для добычи (варки) соли из морской воды;

4. Что такое гукор? - Промысловое и грузовое двухмачтовое судно русских поморов;

5. Кто такие поморы? - Русское население, проживающее у побережья Белого и Баренцева морей;

6. Кто такой писец? - Лицо, занимавшееся перепиской или составлением рукописей и рукописных книг в Древней Руси;

7. Что такое писцовая книга? - В ней содержатся подробные сведения о населенных пунктах, количестве жителей Кольского полуострова в начале 17 века;

8. В каком районе расположена школа №50? - Первомайский;

9. Где находится Мурманская область? - На Кольском полуострове за полярным кругом.

10. Какие горы есть на Кольском полуострове? - Хибинские, Ловозерские;

11. Как называют коренных жителей Ловозера? - саамы;

12. Чем покрыты сопки? - лишайником, мхом;

13. Как переводится Монче-тундра? - Красивая тундра;

14. Какими морями омывается наш край? - Белым, Баренцевым.

5 станция. Информационная.

Дети заранее подготовили сообщение о Мурмане. Каждое выступление приносит балл своей команде.

Примерные варианты сообщений:

- о рождении города Мурманска;

- о морском порте;

- о животном мире Кольского полуострова;

- города-побратимы города Мурманска;

- геральдика городов-побратимов города Мурманска.

6 станция. Работа с тестами: “Развитие образования на Мурмане в 30-40-е годы ХХ века”.

- Работа с раб. листам по командам <Приложение 1>

- Каждый правильный ответ = 1 баллу.

7 станция. “Построй памятник”.

Командам раздаются конверты с разрезанным на мелкие кусочки изображением памятника культуры (памятник Неизвестному солдату, памятник А. Бредову). Необходимо как можно быстрее, собрать разрезанною картинку с изображением памятника. Учитывается качество и быстрота выполнения задания.

Пока жюри подводит итоги - конкурс болельщиков.

Вопросы:

1. Когда отмечаем день города? – (4 октября)

2. Как называется сияние в зимнем небе Мурманска? – (Северное сияние)

3. Мурманск расположен на берегу – (Кольского залива)

4. Продолжите фразу: Зимой-полярная ночь, а летом-? – (Полярный день)

5. Северные ветры приносят в зимнее время - оттепели, а южные-? – (Похолодание)

Слово жюри, результаты

Лучшие знания показала команда “……”,она посвящается в краеведы и получает отличный значки А команда “ ” получает поощрительные призы.

Заключительное слово

- Сегодня мы ещё раз убедились в том, насколько богато интереснейшими событиями история нашего края, какое культурное наследие осталось нам от предков. А совершать путешествие по Мурману помогли 2 команды “……” и “…….”. Огромное спасибо за участие, до новых встреч!