Конспект урока с применением методики "Мозаика" пед. техники кооперации в обучении по теме: "Изучаем дорожные ловушки"

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формирование знаний о дорожных “ловушках” и умений их распознавать.

Задачи:

  • Закреплять знание дорожных знаков и их групп; познакомить с причинами ДТП; развивать умение работать по методике “мозаика” пед. техники кооперации.
  • Развивать умение работать в группе по заданной структуре, умение договариваться, выслушивать друг друга; развивать память, мышление, речь.
  • Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дороге.

Оборудование:

  • название групп дорожных знаков;
  • плакат с определением понятия “дорожные ловушки”;
  • карточки с текстами для работы в группах;
  • структуры работы в рабочей группе, в экспертной группе;
  • иллюстрации “дорожных ловушек”;
  • рабочие тетради;
  • ватман, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап Содержание этапа Примечания
Оргмомент (1 мин.)

Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умножения, как урок,
помни правила дорожного движения назубок!
Помни правила движенья,
как таблицу умноженья!
Знай всегда их назубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход! (Я. Пишумов)

– Сегодня мы вновь встретились на занятии по ПДД, будем свои знания закреплять, а также получать новые. А начнем занятие с выступления ребят класса, которые первый год вошли в отряд ЮИД, но уже стали победителями городского конкурса.

 
Выступление отряда ЮИД (2 мин.) Гимн ЮИДовцев

1. Я по городу иду, я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю –
Правила я выполняю:
Что за правила такие?
Очень, в общем-то, простые:
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна!

2. Шагая осторожно,
За улицей следи –
И только там, где можно,
Её переходи.

3. Улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.

4. У дороги – не играй,
На нее не выбегай:
Вдруг споткнешься, упадешь –
Под колеса попадешь!

5. Помним мы с уроков наших:
“Светофор ты уважай!
Если свет горит зеленый –
Осмотрись, вперед шагай!
Ну а если красный свет –
Для тебя дороги нет!”

6. Главное – внимание,
Дорогопонимание!
Соблюдайте азбуку
Дорожного движения –
И дойдете в школу вы
Без сопровождения!

– А сейчас мы загадаем вам загадки о дорожных знаках. Вы отгадайте знак и назовите группу, к которой он относится.

Белый треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик
С дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет,
Что это за знак?

(Железнодорожный переезд без шлагбаума)

Я в кругу с обводом красным,
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.

(Движение пешеходов запрещено)

Шли из школы мы домой,
Видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.

(Велосипедная дорожка)

Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом
Этот знак к твоим услугам.

(Телефон)

 
Деление на группы (3 мин.) – Вы сейчас назвали группы знаков. Они помогут вам разделиться на группы.

Пересадка учащихся в группы по группам знаков:

– предупреждающие;
– запрещающие;
– знаки сервиса;
– информационно-указательные.

дорожные знаки

таблички на столы

Выступление инспектора ГИБДД (2 мин.) – А сейчас слово предоставляется инспектору ГИБДД.

– Каждый день под колесами автомобилей погибают дети. В январе этого года было травмировано 2 ребенка. Оба случая произошли по одной и той же причине – переход улицы в неустановленном месте.
Уже давно замечено инспекторами ГИБДД, что почти все несчастные случаи с детьми на дорогах возникают в похожих одна на другую повторяющихся ситуациях-“ловушках”:

  • 9 из 10 пострадавших вовремя не замечают приближающуюся машину;
  • 6 из 10 выбегают на дорогу из-за предметов, мешающих обзору;
  • 2 из 10 отвлекаются от наблюдения за дорогой;
  • 1 из 10 выходит на дорогу без просмотра по сторонам.

Дорожные ловушки – это ситуации обманчивой безопасности.
В таких ситуациях пешеход в первое мгновение не видит машину и спокойно выходит на проезжую часть дороги, но уже в следующий момент вдруг обнаруживает, что на него несется автомобиль. И, бывает, не успевает осознать свою ошибку.
Поэтому, ребята, очень важно научиться распознавать “дорожные ловушки” и избегать их. Желаю вам удачи в их изучении. [1]

 

 

 

 

 

 

 

определение на плакате

Методика “Мозаика”

 

 

(10 мин.)

 

 

 

 

 

 

(15 мин.)

– Изучать ловушки будем по методике “Мозаика”. Сейчас вы находитесь в своих рабочих группах. К ним вы вернетесь в конце занятия. На столах лежат карточки с номерами от 1 до 6 (Приложение). Этот номер укажет вам номер вашей экспертной группы.
Разойдитесь по экспертным группам.

Работа в экспертной группе.

Структура работы в ЭГ:

1. Прочитайте карточку.
2. Обсудите прочитанное в группе.
3. Заполните таблицу:

“Ловушка”

“Как избежать”
   

4. Нарисуйте “ловушку”

Работа в рабочей группе

Структура работы в РГ:

  1. Рассказ “по кругу”.
  2. Запись в тетрадь.
  3. Вопрос на понимание.
карточки с текстами
(Приложение)
№№ 1–6 на партах
на партах – структуры
Закрепление (5 мин.) – Проверим, как усвоили “дорожные ловушки”

1. Вам даются иллюстрации и названия ловушек. Соотнесите ловушку и название. (1 минута)

2. Послушайте стихотворение и определите ловушку. (1 минута)

Юрка живет на другой стороне.
Он машет рукой через улицу мне.
“Я сейчас!” – кричу я другу
И к нему лечу стрелой.
Вдруг я замер от испуга,
Юрка в страхе крикнул: “Ой!”
И откуда, и откуда
Появился самосвал?
Просто чудом, просто чудом
Под него я не попал!

(Я. Пишумов)

Когда транспорт на дороге
У обочины стоит,
Он обычно закрывает
Пешеходам общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно,
Это каждый пешеход
Должен знать прекрасно.

3. Составьте обращение к ребятам младших классов о дорожных “ловушках” (3 минуты)

“ловушка” и название
Итог Клятва
Гимн класса
аудиозапись

Литература.

1. Добрушин А. Как разгадать дорожную загадку и не попасть в дорожную “ловушку”. Для детей. – Центр “Социальная технология”. – М., 1990.