Урок технологии по теме: "Способы художественного проектирования изделий. Дизайн-подход"

Разделы: Технология


Цель:

Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно-действующей и легко-адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Задачи урока:

1.

  • ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями основ дизайна;
  • научить различать и характеризовать виды дизайна;
  • научить учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным
  • назначением, материалом, в процессе анализа объектов дизайна.
  • научить создавать дизайн-проекты в форме эскиза.
  • пользоваться элементами ТРИЗ при художественном проектировании изделий.

 2.

  • развивать самостоятельность и способности учащихся в решении творческих и изобретательских задач;
  • развивать эстетическое чувство и художественную инициативу;

 3.

  • продолжать формирование таких качеств как предприимчивость, коллективизм,
  • ответственность;
  • воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения.

Методы обучения:

Исследовательский, проблемного изложения.

Формы организации деятельности учащихся:

Работа в группах и индивидуально.

Учебно-материальное обеспечение занятий:

Натуральные образцы и иллюстрации видов дизайна схемы ТРИЗ, надписи на доске и плакатах, диаграмма для оценивания качеств изделия, бейджи, фишки для подсчета баллов, бумага и маркеры для эскизов.

Ход урока

I. Организационный этап:

1.

  • проверка наличия учащихся;
  • состояния рабочих мест;
  • наличия учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных
  • пособий.

2.

Мы продолжаем говорить об эстетическом отношении к окружающей действительности.

Тема сегодняшнего урока: “Способы художественного проектирования изделий. Дизайн-подход. С элементами дизайна вы уже встречались в этом году на занятиях, посвящённых интерьеру. А с необходимостью творить по законам дизайна сталкиваетесь гораздо чаще, чем думаете: продумываете ли костюм, причёску или макияж для школьной дискотеки или внутреннее убранство своей комнаты; составляете букет в подарок или советуетесь с одноклассниками, где расположить клумбу с цветами, а где посадить кустарник на пришкольном участке. Если вы при этом задумываетесь о красоте и удобстве - это дизайн-подход. А вы знаете, почему человек стремится не только к удобству, но и обязательно к красоте? Чтобы преобразить мир, чтобы улучшить человеческие взаимоотношения, о каждом новом изделии надо думать с этой точки зрения.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами дизайна, пополните свои знания о взаимосвязи формы объекта и его назначения, научитесь изобретать и создавать эскизы своих изобретений, пользуясь дизайнерскими методами. Чтобы вы смогли хорошо выполнить поставленные мною задачи, потребуются такие качества, как художественная и инициатива и коллективизм.

Хочу сразу внести разъяснения в наш стиль работы.

Мы работаем в группах следующим составом:

  • Капитан команды. В его функции входит общее руководство командой и принятие окончательного решения.
  • Художник, он же Главный Фантазёр. Отвечает за урок, за выполнение эскиза и выражение идей.
  • Казначей. В его основные функции входит подсчет баллов, заработанных командой.
  • Эксперт, он же Главный Критик. В его функции входит критическое отношение к выдвигаемым идеям.
  • Функции рядовых Фантазёров выполняют все члены команды.

Кстати, дети, когда на производстве создаётся проект изделия, хорошо, когда подбираются люди с разными склонностями: и буйные фантазёры, и опасливые критики. Это залог того, что изделие будет спроектировано удачно.

На себя я беру функции Главного дизайнера и руководителя вашего бюро.

Все одевают бейджи, распределяя роли в командах.

Повторяются правила работы в группах:

(доброжелательность, коллективизм. Все баллы, заработанные индивидуально принадлежат группе.)

-Дети, если решение или ответ индивидуален, я демонстрирую карточку если в группе

II. Актуализация прежних знаний

Как вы понимаете смысл слова дизайн? (Ответы детей)

III. Изучение нового материала

1. Я попросила ученицу подготовиться к этому вопросу и сообщить, какую она нашла информацию на эту тему. (Выступление учащегося)

При необходимости корректировка сведений со стороны учителя.

Дизайн (англ. Design) - "замысел", "проект", "чертеж", "рисунок".

По "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, дизайн-конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на причинах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Сейчас слово "дизайн" по отношению к изделию имеет два общепринятых значения. Первое значение связано с тем, как выглядит вещь. Выражение: "Мне нравится дизайн" применительно к предмету включает в себя понятие о красоте и предполагает именно такое понимание.

Если потребителям нравится дизайн чайника, это означает, что он хорошо выглядит и что им удобно пользоваться. Поэтому дизайн подразумевает учет эргономических характеристик. Он также должен учитывать инженерные решения - быть безопасным, функциональным, экономичным.

Слово "дизайн" приобретает другой смысл, когда мы заказываем архитектору дизайн дома или квартиры. В этом случае он показывает нам эскизы, планы, чертежи.

Второе, более точное использование слова "дизайн", относится к подготовке инструкции для производства промышленных товаров.

Может показаться, что полезно разделить эти два значения. Однако, слово "дизайн" сочетает в себе оба значения, и их соединение в одном слове свидетельствует о том, что они неразделимы.

То, как выглядит вещь, в равной степени является и результатом тех условий, в которых она создавалась. В обоих случаях он направлен на то, чтобы адаптировать технологию к потребностям человека и соединить красоту и функциональность

Существуют следующие основные виды дизайна:

промышленный дизайн;  графический дизайн
визаж дизайн одежды;

П.Карден

фитодизайн;
дизайн среды;

арт-дизайн

(Учитель показывает иллюстрации и натуральные образцы, кратко характеризуя виды дизайна. На доске выписаны виды дизайна.)

Все изделия спроектированы для потенциальных потребителей. Потребители это мы с
вами. А что же такое потребность?

(Потребность - это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.

Потребности бывают физиологические, интеллектуальные, эмоциональные,социальные. (Дети могут вспомнить "пирамиду потребностей")

Обычно перед дизайнером ставят задачу, указывая, что необходимо спроектировать и
для кого. Рассмотрим иллюстрации. С помощью каких изделий вы удовлетворили бы
потребности этих людей?

2. Изучение нового материала + учебно-тренировочный этап.

(Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы)

- Изобретать что-либо очень увлекательно.

Кто-то от природы одарен даром творчества, а тот, чьи таланты находятся в другой области, может воспользоваться "Теорией решения изобретательских задач"- ТРИЗ.

Чтобы разблокировать свой творческий потенциал, даже самые опытные и маститые изобретатели прибегают к таким способам:

№1. Изделия, изготовленные применительно к одной ситуации, используются для создания новых изделий. (Дети рассматривают иллюстрации).

№2. Прибегают к методу фокальных объектов. Помните, как много эмоций он вызвал у вас при изучении темы "Интерьер"?

Напомните мне сущность метода.

На доске пример использования “Метода фокальных объектов”.

Объект изобретения стол

Формула изобретения: 1А ЗА 3В.

Стол прозрачный, с подсветкой, на гибкой ножке-подставке, (дети поясняют метод).

№3. Метод использования природных форм для выработки идей называется – бионикой. (рассматривают иллюстрации, приводят примеры)

№4. Метод ассоциаций.

Наугад выберите слово из книги или из предложенного списка. На его основе выработайте идею:

1. Стиль для оформления ресторана, 2.ювелирное изделие.

Список: паук, волны, молния, матрешка, теплый, гибкий, мягкий, музыка, ограда, лампочка, макароны, палатка, янтарь, лестница, телефон.

(Дети придумывают, приводят примеры)

IV. Практический этап.

- Я уверена, что вы настолько талантливы, что сможете изобрести все что угодно. Положимся на волю случая.

Дети выбирают один из конвертов. Читают задание: “Изобрести стул.”. Хочу обратить ваше внимание: Четко определитесь, для кого вы изобретаете, кто будет вашим потребителем.

Художники подготавливают схематический эскиз. Все члены команды обдумывают описание перечня дизайн-критериев для изделия.

Работаем быстро, дружно и продуктивно.

Самостоятельная работа.

(Учитель контролирует выполнение работы, темп)

V. Заключительный этап.

1. Контроль, усвоение, обсуждение, допущенных ошибок.

Капитаны защищают эскизы изобретений перед Критиками других команд.

Выборочно зачитывается перечень дизайн-критериев на изготовление изделия.

  1. Название или тип изделия - стул.
  2. Функциональное назначение-...
  3. Рынок (Кто может использовать-...
  4. Рынок (Кто может купить-...
  5. Единичное изделие, мелкая партия или массовое производство.
  6. Требования к размерам.
  7. Методы изготовления.
  8. Требования к внешнему виду, стилю, отделке.
  9. Требования с точки зрения здоровья человека и безопасности использования.
  10. Требования со стороны окружающей среды,
  11. Другие требования.

Какие по вашему мнению наиболее важные критерии в данном случае?

(Требования к материалам, внешнему виду, требования с точки зрения здоровья...)

Расположите в правильном порядке фразы, чтобы получилось верное высказывание о дизайне, и прочитайте вслух.

На доске:

В повседневной жизни слово “дизайн” по отношению к изделию имеет два общепринятых значения.

Первое значение слова дизайн.

- Я не слишком ограничивала вас в творческих поисках и вам, наверное, кажется, что ваше изделие самое лучшее. Но если бы изделие завтра выпускалось в производство, то, возможно, что другие люди оценили бы его иначе.

Оцените свое изделие на диаграмме, в баллах. Внешний вид

Поменяйтесь диаграммами с соседями и оцените их изделие. Главный эксперт защищает изделие своей команды.

2. анализ и оценка итогов работы.

Подсчитайте средний балл на диаграмме, начерченной вашими соседями. Это оценка вашего изделия потенциальными потребителями. Смиримся с нею, пока изделие еще не запущено в производство есть шанс исправить ошибки.

Суммируйте баллы, заработанные командой, со средним баллом за ваше изделие.

Вы все успешно справились с поставленной задачей. Между прочим, она стоит перед человечеством не одну тысячу лет! Посмотрите на иллюстрацию: вот на таком стуле сидели фараоны Египта, а такой мог стоять за круглым столом самого короля Артура...

Если Вы заработали

От.....до....баллов

Превосходно! Ваш вкус и стиль безупречны! Вы прекрасно чувствуете сочетание красоты и функциональности вещей. Хорошо умеете работать в коллективе. Возможно, стоит направить свои способности в профессиональное русло.

И зарабатываете оценку 5.

От....до....баллов.

По всей видимости, Вы находитесь в поиске своего стиля. Непросто справиться с обрушившимся на Вас потоком информации, рекомендаций, полезных советов. Пробуйте, экспериментируйте! Победите свою лень и нелепую мысль, что Вам не дано быть дизайнером. С хорошим вкусом не рождаются, чувствовать и понимать прекрасное тоже надо научиться. Сделайте свою жизнь красивой! Главное - желание и фантазия.

Оценка - 4.

 От....до....баллов.

Вероятно, бессмертная фраза “О вкусах не спорят” относится именно к Вам. Работайте над собой! Последите за новинками моды и дизайна, полистайте журналы. В любом случае, Вы находитесь в самом начале восхитительного пути!

Оценка - 3.

После того, как вы выслушали мои рекомендации, мне хотелось бы, чтобы вы задумались над высказыванием Э..Абу.

Историю цивилизации можно выразить в шести словах: “Чем больше знаешь, тем больше умеешь”.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках технологии или др. предметах, но и в жизни за пределами гимназии.

VI. Домашнее задание.

Если вы остались недовольны своей работой, можете, по желанию, выполнить задание сегодняшнего урока дома индивидуально, сделав графический (или в цвете) эскиз с описанием дизайн-критериев.

Список литературы:

1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой. – М.:Вентана-Графф,2003

2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002