Интегрированное занятие "Зимушка-зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Представленный проект интегрированного занятия проведен в рамках современной технологии М.М.Поташника и А.М. Левита “Как подготовить и провести открытый урок”, адаптированного на базе дошкольного учреждения. Мы хотели бы познакомить вас с проектом проведения открытого занятия согласно алгоритму см. Приложение 1.

Актуальность проекта заключается:

Во – первых в том, что предназначение дошкольного возраста не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа “я”, эмоциональной сферы, нравственных ценностей.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Говоря о создании положительного эмоционального фона в развитии творческих способностей детей нельзя не вспомнить о изодеятельности, а поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать, развивать интерес детей к изобразительному творчеству. Во время занятий изодеятельностью происходит высвобождение накопившийся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом состоит эмоциональная терапия искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное развитие.

В творчестве детей младшего возраста выражается то счастье, которое приносит детям искусство, поэтому мы должны обеспечить ребенку как можно больше творческой радости, так как она залог будущей душевной силы, развития эмоциональной сферы и равновесия.

Во вторых – именно занятие интегрированного типа, построенное на игровых приемах, позволяет без дидактических натяжек реализовать цель и задачи поставленного проекта, так как игра и связанные с ней виды деятельности: изобразительная, музыкальная, театральная – являются наиболее эффективными формами развивающего обучения младших дошкольников, которые, в свою очередь, очень часто преобразуют познавательные задачи в игровые, а мотивом участия в занятии является интерес ребенка.

Наиболее адекватной возрастным и индивидуальным возможностям детей группы, на которой показано занятие, является подгрупповая форма проведения, так как она позволяет реально влиять на развитие каждого ребенка, а также дает возможность преобразования общей программы в программу действий каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями.

Развивающий эффект игровых приемов, на основе которых выстроен проект занятия, заключен в них самих. Образно-символический характер используемых игр и упражнений способствует развитию воображения, наглядно – образного мышления. Эмоциональная насыщенность приемов развивающего обучения, используемых в занятии, способствует развитию эмоционального восприятия мира ребенком, что положительно влияет на расширение детского кругозора, формирование познавательного интереса.

В рамках темы и типа занятия связаны между собой задачи обучения, развития и воспитания. Интересно занятие межпредметными связями, индивидуально-ориентированной направленностью используемых приемов, свободным взаимодействием воспитателя и детей.

В третьих: важной стороной актуальности данного проекта занятия выступают возрастные особенности детей 2 младшей группы, так как всем известно, что в данном возрасте происходит так называемый “кризис 3-х лет”, суть которого состоит в том, что ребенок впервые начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим собственное мнение, то есть считает себя полноправной личностью. Общаться с такими детьми трудно: они конфликтны, упрямы, капризны. В представленном занятии выстроена адекватная возрасту детей система методов и приемов для достижения цели и задач проекта.

В четвертых: Данный проект интегрированного занятия дидактически актуален. Здесь мы можем увидеть формирование надпредметных умений у детей: рассуждать по аналогии, делать обобщение, сравнения, реализовывать цепочку соподчиненных целей (в рисовании нетрадиционным способом).

При разработке данного проекта занятия нами сформулированы цели, которые рассматривались как образ желаемого результата.

1. Цель педагогическая, на основе которой сформированы задачи обучения, воспитания детей на занятии, куда вошли:

  1. Закрепление и расширение знаний об окружающем мире, на основе которых обогащается словарь детей, совершенствование навыков нетрадиционного изображения предметов в форме игровых действий, приемов.
  2. Это формирование надпредметных умений. Форма, в которой можно определить, усвоен ли детьми материал,– это ответы на обобщающие вопросы, рефлексия, результат продуктивной деятельности детей в конце занятия.
  3. Реализовать такие психологические характеристики личности детей, как воображение, ясность речи, коммуникативность, эмпатия. Этим целям достаточно сложно придать проверяемую форму, особенно у детей младшего возраста. Из наблюдений за деятельностью детей в ходе занятия, при рефлексии в конце занятия можно просмотреть развитие у каждого ребенка этих черт.

2. Цели развития образовательного процесса: Основная познавательная цель в отношении образовательного процесса на данном занятии – определение результативности и оптимальности избранных и используемых дидактических методов и приемов, педагогических технологий. Приложение 1

Приложение2

Основная исследовательская цель образовательного процесса на данном занятии – определение возможностей интегрированного подхода к структуре занятия в рамках индивидуально ориентированной направленности обучения, проживания данного педагогического события совместно с детьми и воспитателем.

3. Цель профессиональная: состоит в оттачивании индивидуально-личностной модели обучения детей на занятиях, использование нетрадиционных технологий в рисовании с детьми младшего дошкольного возраста, совершенствовании и оптимизации методов, приемов на интегрированных занятиях, которая предусматривает:

  • Эмоциональное благополучие детей, комфортность во время проведения занятия;
  • Интерес каждого ребенка, который определяется не только содержанием деятельности, а также предоставлением возможности общения со взрослым;
  • Успешность обучения через его координирование в зависимости от индивидуальных особенностей детей, темпов усвоения детьми материала, интереса детей, так как на основе этого постепенно к старшему возрасту формируется интерес к познавательному общению.

Личная цель педагога на данном занятии связана прежде всего с тем, что для младшего дошкольника учебные задачи, прямо поставленные перед ним, не имеют смысла, деятельность, построенная на решении непонятных задач, не вызывает интереса у ребенка, поэтому не играет роли в его развитии. В представленном проекте каждый ребенок должен чувствовать себя активным участником, следовательно развивающий эффект занятия в том, насколько активно в нем принимает участие каждый ребенок и на сколько дети продемонстрируют результаты своей деятельности взрослым Приложение3

Проект интегрированного занятия "Зимушка-зима" с детьми 2 младшей группы детского сада

Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.
  2. Развивать навыки общения и речь.
  3. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
  4. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ладонью, пальцем).

Предшествующая работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, загадок о животных, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: искрится, крутолобые, мелодия, чудесное, настроение, живность, припас.

Материал: тонированные листы, гуашь белого цвета, 2 таза, салфетки для рук, елочки, сугробы из ткани, птицы, изображения диких животных и их следов, фланелеграф, аудиозапись “Зимняя мелодия”.

 Ход занятия:

1. Приветствие “Здравствуйте” (установление эмоционального контакта).

Под тихую музыку дети заходят в зал. Воспитатель читает стихотворение:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй ,беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

2. Психологический тренинг “ Зимушка – зима” (развитие передачи эмоционального состояния, положительных эмоций, развитие воображения).

Звучит аудиозапись “Зимняя мелодия”.

Воспитатель: Какая чудесная мелодия, вы хотели бы ее прослушать дальше? На что она похожа, как можно сказать про эту музыку? (Легкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя)

Это зимняя мелодия, а вам нравится зима? Чем, тебе, Виталя, нравится, а тебе, Полина? Чем Милене нравится зима, а чем, Юле?

Скажите мне, ребята, а что вам хотелось бы сделать в это чудесное, сказочное время года? (Кататься с горки, на санках, играть в снежки, валяться в снегу….)

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить прогулку по зимнему лесу, хотите отправиться вместе со мной? Тогда давайте собираться в дорогу.

3. Тактильная игра-массаж “ Собираемся на прогулку”

С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки (легкое поглаживание ног); надеваем кофты (поглаживание рук, живота); надеваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена); надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); застегиваем пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота), завязываем шарфы.

Ну, что ж отправляемся гулять!

(Звучит музыкальный фон)

4. Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка)

Мы шагаем по сугробам,                                                          Дети идут, высоко поднимая ноги
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,                                                   Садятся и поглаживают ноги
Наши ноженьки устали.                                                   ладонями снизу вверх.
Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем.

Посмотрите, ребята, на какую зимнюю поляну мы вышли, какие деревья кругом. Вы знаете, как они называются? А посмотрите, сколько снега вокруг, как он искрится на солнышке. Как мы можем сказать про снег, какой он? Я знаю зимнюю игру про снег, хотите, я научу вас играть в нее?

Я буду говорить слова, а вы повторяйте за мной движения.

5. Игровое упражнение “ Снежок” (развитие положительных эмоций, воображения)

Посмотри, как блестит,                         Поднимают руки вверх и плавно качают кистями.
Под ногами хрустит                             Топают ногами.
Беленький снежок,                        Постепенно опускаются на корточки,
Легкий, как пушок.                               показывая руками, как идет снег.
Дует, дует ветерок,                               Плавные движения рук вправо –в лево.
И летит, летит снежок,                        Плавные движения рук сверху вниз.
Закружился, заблестел,                      Покружиться, плавно поднимая руки вверх – вниз.
Над полянкой полетел.                       Легкий бег врассыпную.
А потом на землю пал,                       Присесть, обнять колени.
До весны там пролежал.

Воспитатель: Как замечательно изобразили вы снег. Но, что это, ребята? Я вижу какие – то отпечатки на снегу. Давайте спросим у мальчиков, как они думают, что это? А как думают девочки? Правильно, это следы. Я хочу предложить вам угадать, чей это след. Хотите поиграть в игру?

6. Дидактическое упражнение “Узнай животное по следу” (расширение кругозора)

Детям предлагается выбрать и назвать след дикого животного и соотнести след с его иллюстрацией.

Ребята, помните, мы с вами говорили о том, как зимуют лесные звери. Кто хочет рассказать, как зимует заяц?

Ребенок:

Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме весь побелел, шубку новую надел.
Под кусточек сяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает меня зверь лесной.

А, кто хочет рассказать про лису?

Ребенок:

Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.
Живу в норе под елкой, не страшны мне волки,
Там сплю, отдыхаю, а потом охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую,
Могу зайца поймать, но его трудно догнать.

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами тоже лесные звери и вышли поиграть на полянке. Кем хотят быть мальчики? А девочки? Давайте покажем, как двигаются ваши звери. (Под музыку имитация движений зверей).

Хорошо, ребята! А я знаю рассказ о лесных зверях. Давайте я вам буду его рассказывать, а вы движениями и выражением лица показывать. Согласны?

7. Этюд “Недовольство – Удовольствие”

Воспитатель: Жил в лесу мишка, стало ему голодно, вот вылез он из берлоги, заворчал, рассердился, нахмурился.

Дети: Имитируют мишку хмурого, сердитого.

Воспитатель: А в лесу снег белый кругом, блестит на солнышке, да и солнышко светит ярко, идет снег большими хлопьями, тишина. Посмотрел мишка вокруг, заулыбался, потянул носом морозный воздух – хорошо!

Дети: Имитируют довольного, веселого мишку.

Воспитатель: Мимо лисичка бежала, увидела медвежонка, удивилась, что это он из берлоги вылез.

Дети: Изображают лисичку, удивление.

Воспитатель: А недалеко под кусточком зайка сидел (на корточки садятся), прислушался: “Что за шум?”, испугался, притаился.

Дети: Изображают зайчика.

Воспитатель: Привстал зайка, увидел медвежонка и лисичку, обрадовался – ведь это его друзья собрались на поляне, и весело запрыгал к ним.

Воспитатель: И стали они вместе – как вы думаете, что делать?

Дети: радоваться, веселиться, играть, прыгать, кормить медвежонка…

А вам, ребята нравится на лесной полянке? Какое у вас настроение? Когда у вас хорошее, радостное настроение, что вам хочется делать? Что тебе хочется, Юля? А тебе, Виталя? А Полине что хочется делать?

У меня тоже очень хорошее настроение, и я хочу превратиться в легкую снежинку и полетать, покружиться. (Включается зеркальный шар). Ой, посмотрите, снежинки как будто услышали меня, наверно, они тоже радуются, что мы пришли в лес. Давайте мы возьмем снежинки в руки и покружимся вместе с ними. (Дети берут пластмассовые снежинки).

8. Имитационное упражнение “Снежинки” (раскрепощение, эмоциональная разрядка).

Ой, летят-летят снежинки,                                 Дети бегут врассыпную
Белоснежные пушинки,
Это зимушка-зима рукавами повела.                 Плавные движения рук вправо-влево
Все снежинки закружила                               Кружатся на месте
И на землю опустила.                                          Приседают и кладут снежинки

Воспитатель: Ребята вот и подошла к концу наша прогулка по лесу, я предлагаю вернуться в детский сад и нарисовать то, что мы с вами видели в лесу, согласны? Тогда в путь:

Тропка змейкой под ногами,
Мы домой вернемся с вами.

(Под музыку дети “возвращаются в детский сад”).

Воспитатель: А теперь я хочу, чтобы вы превратились в художников, нарисовали следы животных и снежинки. Что хотят нарисовать мальчики, а девочки? Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним, как правильно пользоваться гуашью.

Прежде чем приступить к рисованию, давайте разогреем наши пальчики.

9. Пальчиковая игра – массаж “Мальчик – пальчик”

Пальчик- мальчик, где ты был,
Где ты с братцами ходил?
- С этим я в снегу валялся,
- С этим с горочки катался,
- С этим по лесу гулял,
- С этим я в снежки играл.
Все мы пальчики-друзья,
Где они – там и я!

10. Рисование ладошкой “Следы зверей” и “ Падают снежинки” (развитие положительных эмоций, развитие воображения)

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные картины у нас получились, похожи на полянку, где мы были?

11. Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась Юле? Чем Ване? А Кате запомнилась?

Как можно сказать, какая прогулка получилась? (веселая, радостная, зимняя, удачная…..)

Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.

Настроенье каково?
- Во! (показать большой пальчик)

Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).