Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение" Л.А. Ефросининой

Разделы: Начальная школа


В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Основным источником познания является книга.

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности (ФЧС) школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Современные требования общества, модернизация образования диктуют необходимость внедрения новых образовательных программ. Среди большого количества программ наиболее успешно решает проблему ФЧС, на наш взгляд, курс “Литературное чтение” Л.А. Ефросининой.

Теория ФЧС, разработка которой принадлежит Н. Н. Светловской, существует в методической науке 30 лет, она дала школе научно обоснованную систему внеклассного чтения. Н. Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как “личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени, реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития”. (4, стр. 161)

Предложенная Л. А. Ефросининой стратегия становления читателя – ребёнка в начальных классах продуктивна и вполне отвечает задачам современного развивающего обучения.

Основная цель предмета “Литературное чтение” – ввести детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Из основной цели предмета “Литературное чтение” вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:

  1. Обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
  2. Работать над навыком чтения;
  3. Формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
  4. Включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;
  5. Расширять круг чтения младших школьников.

Эти задачи реализуются в большей или меньшей степени на каждом уроке.

Важнейшим итогом обучения должно стать литературное развитие школьников, устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, стремление к самообразованию и саморазвитию.

Среди особенностей программы, которые способствуют ФЧС, необходимо отметить следующие:

  • уроки литературного слушания в 1 классе;
  • использование технологии моделирования;
  • “нерасчленённость” и “переплетённость” классного и внеклассного чтения;
  • использование схем, таблиц, кроссвордов;
  • разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении;
  • осуществление самоконтроля и самооценки.

При реализации программы Л.А. Ефросининой возникла необходимость определить

этапы ФЧС. Этапы различаются: целями обучения, задачами, структурой урока, методикой работы, учебным материалом, требованиями к ЗУН.

Первый этап – подготовительный (1 класс).

Цель: обучение восприятию литературного произведения.

Задачи:

  • обогатить читательский опыт детей;
  • отрабатывать специальные читательские умения;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать интерес к самостоятельному чтению.

Основная форма работы: урок литературного слушания. Проводится 2 раза в неделю.

Основной метод: наглядное моделирование через введение системы заместителей для жанров, тем, героев; составление схематических планов.

Второй этап – начальный (2 класс)

Цель: развитие читательских и речевых умений

Задачи:

  • формировать правильное, осознанное, плавное чтение;
  • развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;
  • воспитывать нравственно-этические основы;
  • совершенствовать восприятие, понимание, воспроизведение текста;
  • отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой.

Основная форма работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок – слушание, нетрадиционные формы уроков).

Третий этап – основной (3 класс).

Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Задачи:

  • обеспечить полноценное восприятие произведения;
  • выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;
  • совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;
  • формировать литературоведческие представления;
  • расширять круг чтения;
  • формировать читательские умения.

Четвёртый этап – заключительный (4 класс).

Цель: формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

Исходя из целей и задач курса, особенностей программы, учитывая этапы работы, выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности на выпуске из начальной школы:

  1. Наличие устойчивого интереса к чтению книг;
  2. Показатели техники чтения;
  3. Уровни восприятия художественного произведения;
  4. Читательский кругозор;
  5. Усвоение программы в целом;

На основе указанных показателей определяем уровни читательской самостоятельности младших школьников.

Высокий уровень – сформирован устойчивый интерес к чтению книг; техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух, самостоятельная подготовка к выразительному чтению; восприятие произведения на уровне “идеи”; широкий читательский кругозор; программа усвоена полностью

Выше среднего – устойчивый познавательный интерес к чтению книг; техника чтения вслух более 100 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух; восприятие произведения на уровне “героя” или на уровне “идеи”; читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тем или отдельных авторов, программа усвоена частично.

Средний – интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив; техника чтения вслух более 90 слов в минуту, чтение про себя осознанное, но по темпу недостаточно беглое; восприятие произведения на уровне “героя”; читательский кругозор недостаточно широк; программа усвоена частично.

Низкий – нет интереса к чтению книг, читает по необходимости; техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же, слабо осознаёт прочитанное; констатирующий уровень восприятия; ограниченный читательский кругозор; программа усвоена частично.

Результаты представлены в диаграмме (рис. 1)

Количество учащихся (%)

Рис. 1 Уровни читательской самостоятельности

Диаграмма показывает, что высокий уровень читательской самостоятельности имеют 28,6% учащихся. Уровень выше среднего и средний – у 35,7% учащихся. Детей с низким уровнем читательской самостоятельности в классе не обнаружено.

Результаты диагностики показывают, что курс “Литературное чтение”

Л.А. Ефросининой, способствует эффективному ФЧС младших школьников, формирует устойчивую потребность в чтении книг.

Приложение 1

Приложение 2