Коммуникативная направленность уроков литературы

Разделы: Литература


... нельзя добиться успеха раз и навсегда,
успех достигается ежедневно.

Р.Роллан.

Познание души проходит через общение.

Коммуникация – сообщение, общение.

Нужно ли в современных условиях обучать общению?

Сигнальной системой общения является слово и речь, которые держат весь мир в речевом отражении. К этим словам необходимо присоединить и слово “культура”. Это оно делает человека Человеком.

Самым подходящим для образовательных целей является понимание культуры как системы духовных ценностей. (См. приложение 1)

Всякая культура по содержанию индивидуальна (личностна). Культура – это индивидуально освоенные духовные ценности. Она усваивается в форме четырех элементов: знаний о различных сферах бытия, опыта действования в определенных сферах, творчества, как преобразования и процесса приемов деятельности в новых непредвиденных условиях, отношения к деятельности, её объектам, всему, что с ней связано, соотнесённого с системой ценностей человека.

Усвоить культуру – значит “знать – уметь – творить – хотеть”. “Хотеть” – вот главный ведущий элемент в содержании культуры. Создание модели культуры позволяет сохранить её необходимые функции общения. Общение – это как основа и механизм коммуникативного образовательного процесса.

Проблема педагогического общения отражена в таких понятиях как “взаимодействие”, “коммуникация” и “общение”.

Понятие “коммуникативный” (“коммуникация”) указывает на наличие связи между людьми. Коммуникативным называют человека, умеющего устанавливать и создавать такие связи между людьми или между собою и людьми.

Гуманитарно-коммуникативное взаимодействие людей имеет отличительные признаки, обусловленные тем, что в отношениях “человек – человек”, каждый из партнеров занимает исходную позицию. Это взаимное расположение к ценностному феномену “человек” и задает взаимно определяющие характеристики. Уважение – общая характеристика взаимодействия людей.

Сегодня педагогическая технология общения с детьми требует от него уважения к человеку (и детям в том числе) как таковому. И это педагогическое требование не может быть оспорено, согласно нашему пониманию воспитания как введения детей в контекст мировой культуры.

Общение – особая разновидность взаимодействия людей, которая требует своих методов и приемов. Все, что делает педагог, будет эффективным тогда, когда работа интересна для самого педагога и учащегося.

Педагог должен уметь строить взаимоотношения с учениками, уметь обучать и развивать, обладать высокой психологической культурой, умело создавать условия для самоактуализации и личностного роста ребят. В процессе обучения чаще всего происходит диалогическое взаимодействие учителя и ученика. Каждый опытный учитель понимает, как возрастает потребность в эффективном общении. Эффективно общаться — значит достигнуть цели.

Полноценный информационный обмен позволяет добиваться точного исполнения заданий, предотвращать и разрешать конфликты, побуждать учащихся к поиску углубленной информации. Без коммуникативных умений учитель ничего не добьется. Только в процессе общения рождается то, что составляет суть коллективного дела: обмен информацией, установление межличностных отношений, формирование самооценки, сопереживание, развитие самоценности, обмен ролями.

Функционально-ролевое общение – это учитель <——>ученик

Ему свойственны определенные нормы, ожидания, дополнения, “ролевые маски”. Межличностное общение основывается на общности взглядов, идеалов, ценностей, мотивов поведения.

Этот вид общения носит преимущественно эмоциональный характер и предполагает отношения и неформального плана.

Что значит общаться – это умение вступать в общение, умение поддерживать общение, умение завершить общение и выйти из него, умение проводить свою стратегическую линию, учитывать ситуацию, в которой осуществляется общение (компоненты ситуативной позиции общающихся), т.е. умение развивать коммуникативную функцию речемышления, умение прогнозировать результат своего высказывания или реплику собеседника, захватить и удержать инициативу общения или предоставить партнеру возможность реализовать свой замысел, что зависит от намерений общающихся, вызвать желаемую реакцию собеседника. Умение общаться на разных уровнях: с одним собеседником, с группой собеседников, с коллективом до 20-30 человек.

Умение общаться в официальной обстановке, соблюдая формальный (официальный) и неформальные стили – это установить отношения, взять интервью (расспрос), спланировать совместные действия, обсудить результаты деятельности (как продуктивные, так и перспективные), дискуссировать.

Каковы существуют способы общения: (См. приложение 2)

1 способ – общение “я и ученик” или “ученик и я” применяется при опросе, объяснении, игровых ситуациях.

2 способ “Круглый стол”, 4 способ “Треугольник” – взаимосвязаны. Эти способы необходимы для выявления проблемы.

3 способ – “Лицом к лицу” применяется для проведения различных игр, состязаний, мозговых атак, мозговых штурмов.

Эффективность вариантов таких общений разная. Рассмотрим схему коммуникативных умений общения на разных ступенях. (См. приложение 3)

Разумеется, подобное деление весьма условно: умения разделены на группы для того, чтобы на каждом году обучения решать ограниченное количество определенных задач.

В 7-м классе учащиеся должны уметь высказывать свое мнение по проблеме, решать речевые задачи, намеченные в таблице, информировать о том, что он имеет по проблеме: выделить главное высказывание, подчеркнуть важные моменты, уточнить, пояснить что-либо из своего высказывания и т.п.

Как слушающий ученик должен уметь реагировать на услышанное (вербально и невербально), выразить благодарность за сведения, запросить то, что захочется узнать, переспросить, если что-то неясно, поддержать в беседе, проявляя интерес.

Для того чтобы все это делать, ученик должен грамотно строить монологическое высказывание и владеть элементарными умениями диалогического (группового) общения.

В 9-м классе, где имеет место такая форма общения как диспут, задачи усложняются.

Дискутировать – значит не только выразить свое мнение, обозначить позицию и объяснить ее, но и одобрить или осудить позицию оппонента: диспут -это рассуждение, спор, где пытаются доказать свою правоту. Для этого ученик должен быть в состоянии описать предмет обсуждения, сравнить его с чем или с кем-либо, похвалить оппонента за что-либо, предложить иной ход обсуждения, указать на какие-то противоречия, оспорить тезис оппонента, возразить независимо от авторитетности мнения, осудить чей-либо поступок, поддержать чье-либо мнение, отметить что-то ценное в высказываниях собеседника и т.д.

В диспуте, помимо умения участвовать в диалоге и строить монологическое высказывание, требуется соблюдение определенных условий, связанных с этикой спора.

Если кратко суммировать то, что написано об этикете спора, мы получим десять заповедей спора. (См. приложение 4)

Ведь наша конечная цель – общение во всех формах и на всех уровнях (парном, групповом, коллективном), требует развития специальных умений. Для этого обязателен один этап – этап обучения общению. Но этот тип работы должен проходить до работы.

Рассмотрим коммуникативные сети работы в группах. (См. приложение 5)

При коммуникативной сети типа “Кружок” можно взаимодействовать только с теми, кто расположен рядом. Сети “Колесо” позволяют взаимодействовать только с теми, кто находится в центре.

Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре “колеса”, имеет больше коммуникативных связей, чем другие члены группы, так как получает больше посланий; члены группы признают его лидерские функции; он несет большую ответственность за передачу информации, от него ожидается окончательное решение проблем. Аналогичная ситуация есть и в коммуникативной сети типа “У”, проявляющая эффективно решать несложные проблемы.

Знание типов коммуникативных сетей особенно важно для организации различных работ как индивидуальных, так и групповых. Какова эффективность коммуникативных сетей? (См. приложение 6)

Общение ученика и учителя, учеников друг с другом всегда прослеживается в литературе – это диалог культур, цель которого – глубокое личностное осмысление литературного произведения (диалог людей); рефлексия ученика (диалог человека с самим собой). (См. приложение 7)

Какие же методические приемы я использую, и как реализуется идея диалога. В старших классах дети говорить на уроках не хотят. Причин тому несколько: нет слов для того, чтобы выразить свое мнение; проблемы не касаются их лично, слишком абстрактны для них, а потому сказать им нечего; стесняются класса, учителя и т.д.

Отсюда наша задача – найти в классической литературе ответы на вопросы, волнующие детей сейчас, и в то же время общечеловеческие проблемы, поставленные в произведениях, сделать их проблемными.

Создать атмосферу живого общения поможет интересный вопрос, на который хотелось бы ответить.

Самоубийство Катерины – это слабость, неосознанный протест или единственный выход?

Осудить или оправдать Обломова вам хочется?

Горький, вслед за гуманистами Возрождения, ставит в центре мира человека. Согласны ли вы с ним?

Как объяснить слова Блока: “Я мог бы сжечь все свои произведения, кроме “Стихов о Прекрасной Даме”!

Мы изучаем лирику Пушкина. В начале каждой темы, прежде чем говорить о том, чем была для Пушкина дружба, как он понимал свободу, как относился к жизни и смерти, прошу ребят дать свое определение о дружбе, свободе, жизни и смерти.

Говорим о философской лирике Пушкина. Задаю им пушкинский вопрос: “Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?”.

Проблемные вопросы рождают споры, которые иногда длятся целый урок. И тут немало сил нужно потратить на то, чтобы научить ребят культуре спора. Свое мнение высказываю последней.

Собственно, каждый урок литературы – это диалог с поэтом, писателем. Диалог культур – то новое, что активно внедряется сейчас в школьную программу. Диалог культур лежит в основе интереснейшей формы урока – творческого зачета, которого, в отличие от обыкновенного зачета, всегда с нетерпением ждут ученики.

Творческий зачет – это урок-праздник, это яркое событие в жизни класса, а иногда и школы. Но настоящий праздник получается только тогда, когда к нему тщательно готовятся. Это очень важно.

К творческому зачету мы всегда готовимся вместе: репетируем, сочиняем, подбираем костюмы, придумываем прически.

Коротко расскажу о методике проведения такого зачета. Обычно он завершает большую тему. На зачете дети должны показать свои знания, умения строить ответ, выразительно читать стихи, анализировать поэтические и музыкальные произведения, раскрыть актерские и режиссерские способности. Поскольку это зачет, то в нем принимают участие все. Класс делится на группы, каждая примерно за месяц до зачета получает задание и распределяет его между всеми членами команды.

Определенная тема требует своих заданий. Предлагаю те, которые использую почти всегда:

- Из какого произведения эти строки?

- Кому из героев принадлежат данные слова?

- Какому поэту принадлежат следующие строки?

- Почему вы так решили?

- Представьте обложку произведения или немую сцену из него,

другие команды должны назвать произведение.

- Составьте мини-композицию по стихам поэта. Дайте ей название, подберите музыку.

- Поразмышляйте над стихотворением.

- Напишите подражание или свое литературное произведение, связанное

с темой творческого зачета.

- Напишите несколько ассоциаций к стихам, так чтобы другие команды могли угадать стихотворение (это может относиться и к прозе).

- Музыкальный или художественный конкурс (например, исполнить музыкальное произведение, написать анализ на одно из стихотворений А.С.Пушкина, или нарисовать иллюстрацию к стихотворению А.Фета).

- Театральный конкурс (отрывок из прозаического произведения, сцена или монолог из драмы).

Наши уроки должны воспитывать хороший вкус, формировать тонкое эстетическое чувство. Плохо подготовленные задания, неотрепетированные сценки, невыразительное чтение стихов просто недопустимы.

Современный учитель литературы почти на каждом уроке, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения учеников на какую-либо проблему.

В любом случае на подобном уроке должен присутствовать характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию.

Особенно популярны дискуссии на основе групповых работ. На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы.

Какие типы дискуссий существуют? (См. приложение 8)

Первый тип: структурированная или регламентированная дискуссия.

Смысл дискуссии – “малые” группы изучают какую-либо “частную” проблему (вопрос).

Роль учителя – в начале урока формулирует общую проблему занятий перед классом (в случае выдвигает возможные гипотезы по ее решению).

Определяет и регламентирует структуру малых групп и структуру тех знаний, которые каждая группа должна “добыть” в ходе урока.

Состав группы – ведущий, задача – организовать обсуждение проблемы, привлечь членов группы.

Аналитик – задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи.

Протоколист – фиксирует все то, что относится к проблеме, он же представляет позицию группы в заключительной части урока.

Наблюдатель – дает оценку участия каждого члена группы.

Второй тип: дискуссия с элементами игрового моделирования.

Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря.

Третий тип: дискуссия проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме.

Как правильно вести себя на дискуссии и как вести дискуссию. (См. приложение 9)

На уроках литературы не обойтись без игр.

Игры бывают деловые, ретроспективные и тренинговые. (См. приложение 10)

Деловая игра моделирует события (героя, писателя, журналиста).

Игра – обсуждение, в которой воссоздается воображаемая ситуация со спором, дискуссией. К ним можно отнести диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы, киностудии, телемосты. Такая игра состоит на учебном диалоге.

Игра – исследованиегде ситуация современности основана на индивидуальных действиях “героя”, который писал этот очерк, фрагмент книги, письмо, газетную статью, даже говорил. Ретроспективная игра (встречается термин “реконструктивная”), – это ролевые и не ролевые. Ролевые игры – ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей: театрализованные представления, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.

В театрализованной игре происходит “оживление картин”, затем идет обсуждение этих сцен всем классом.

Проблемно-дискуссионная игра. Здесь лежит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. И в игре спор участников сводится к минимуму.

Деловая игра с элементами ретроспективности. Это могут быть участники: современники, очевидцы событий, которые “встречаются” с потомками для обсуждения важных вопросов.

Игра – веселое занятие, противопоставляющее скуке и бессмысленному разрушению конструктивную деятельность. Это торжество свободы, выявление творческих сил человека, источник психического здоровья. Игру можно использовать при решении практически любой проблемы, стоит только внести в него элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Если сложный теоретический вопрос решается путем диалога сторонников различных точек зрения, если ребята выступают в качестве журналистов, актеров, писателей, исследователей, если стоит вопрос: кто быстрее, лучше, интереснее выполнит задание. Это уже игра. И она часто продуктивнее других форм работы.

На уроке словесности учитель должен стать организатором игровой деятельности, направляющим учеников к цели. От него требуются уважение к детям, готовность вступить в диалог, поддержать интерес каждого, живая реакция на ход игры. На таких уроках возможна только педагогика сотрудничества, и нет места авторитарности.

Одни игры проводятся как викторины, в которых соревнуются отдельные учащиеся, и работа здесь похожа на фронтальную беседу. В игре всегда происходит соревнование. Но цель учебной игры — не выявление победителя, а приобретение знаний каждым участником.

Чтобы не допустить деления учеников на талантливых и “серых”, учитель подберет игры, требующие разных способностей: быстроты реакции, широты эрудиции, памяти, эмоциональной чуткости, точности слова и т.д. Тогда одни ученики окажутся победителями в одном соревновании, другие – в другом, и не будет полностью проигравших.

Итак, игра на уроке словесности – не цель, а средство развития способностей, творчества учащихся.

Проявляя себя в общении, личность выступает как личность коммуникативная.

У каждого человека свои индивидуальные показатели участия в различных видах речевой деятельности. Кто-то легко и много говорит, кто-то любит много читать. Один прекрасно владеет импровизацией в говорении, другому нужна более тщательная подготовка, третий быстро улавливает основную мысль собеседника в разговоре, четвертый любит писать письма и вести дневники и т.д. Одни любят спорить, участвовать в дискуссиях, другим нравится рассказывать анекдоты, третьи с увлечением читают классическую литературу, четвертые – прессу, пятые обожают поучать, шестые убеждены, что их призвание – развлекать. У каждого есть свои коммуникативные потребности, вкус и интерес к определенным речевым жанрам, который определяется и познавательным опытом. Кроме того, важную роль играет то, насколько говорящий/пишущий, слушающий/читающий подкованы риторически – владеют риторикой коммуникативного поведения – риторическими знаниями и умениями.

Коммуникативная личность – человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности и способностей к общению.

Важное место в структуре коммуникативной личности занимает такой показатель, как отношение к партнерам по общению. Указанные показатели служат для характеристики коммуникативной личности. У каждого человека они свои, обусловленные его опытом, знаниями, образованием, профессией, образом и стилем жизни и т.д.

Используемая литература

  1. Пасов Е.И. “Коммуникативный метод в обучении иностранного языка”. – “Просвещение”, 2000 г.
  2. Коробков М.В. “Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории”. – Издательство “Владос”.
  3. Конецкая В.П. “Социология коммуникации”. – Москва. Международный университет бизнеса и управления, 1997 г.
  4. Н.Рождественская. “Управленческая коммуникация: деловое совещание”. – журнал “Народное образование”, 2001 г., №1,2,5,
  5. А.Сидоренко, А.Хуторский. “Дистантное повышение квалификации”. – журнал “Народное образование”, 2000 г., №5.
  6. Р.И.Альбеткова. “Игра на уроках словесности в 7 классе”. – журнал “Литература в школе”, 2002 г. – С.67.
  7. З.А.Павлова. “Урок проверки знания текста художественного произведения”. – журнал “Литература в школе”, 1999 г. – С.41.
  8. О.В.Филиппова. “Коммуникативная личность” (содержание понятия и методика работы на уроке риторики). – журнал “Литература в школе”, 2000 г. – С.50.