Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конвенция по правам ребенка

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цель: знакомство с Конвенцией по правам ребенка. Определение ее роли в правозащитной системе Российской Федерации.

Задачи

Образовательная: формирование представлений о документе, защищающем права ребенка.

Развивающая: расширение правового кругозора учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства ответственности при осуществлении своих прав.

Необходимое оборудование: конверт с вариантами видов права, тексты гражданского, административного, уголовного, семейного кодексов и комментарии к ним, текст Конвенции и Конституции Российской Федерации 1993 года, мультимедиапроектор, электронный вариант презентации с изображением основных норм права, телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты с записью мультфильма Гарри Бардина “Адажио” и видеозаписью новостей, персональные компьютеры для работы учащихся, набор плакатов по теме “Толерантность” к статьям Конвенции по правам ребенка.

Опережающее задание: найти материал, касающийся истории создания Конвенции по правам ребенка, просмотреть выпуски последних мировых новостей.

Составляющие части урока

  1. Вводная часть – знакомство с темой урока и его задачами.
  2. Основная часть – непосредственная работа над темой в режиме интерактивной технологии.
  3. Заключительная часть – выводы, подведение итогов, оценка работы.

1 этап. Содержание вводной части:

приветствие учащихся, озвучивание темы урока, знакомство с задачами урока.

Учитель: Темой сегодняшнего урока является изучение Конвенции по правам ребенка, принятой Ассамблеей Организации Объединенных Наций, ратифицированной СССР и Российской Федерацией как его правопреемницей.

Но, чтобы непосредственно приступить к изучению темы, необходимо сначала дать определение понятиям право, ребенок и Конвенция.

2 этап. Содержание основной части:

определения дают учащиеся на основе имеющихся у них знаний.

Учащиеся: Конвенция – определенный вариант документа, носящий рекомендательный характер.

Работа над понятием “право”.

Учитель: А теперь попытаемся дать определение понятия “право”.

Учащиеся: Право - это система обязательных общепринятых норм и правил, регулирующих общественные отношения.

Право – это фиксированные возможности.

Работа над понятием “виды права”.

Учитель: Перед вами конверт, в котором содержатся слова, определяющие основные права ребенка – витальные (жизненные), экономические, географические, этнические, юридические, политические, моральные, защитные, развивающие, право на участие, самовыражение, коммуникативные. Вам необходимо из данного конверта выбрать 4 основных вида прав ребенка.

Вся группа учащихся выбирает те виды права, которые считает правильными, и объясняет, почему она выбрала именно эти виды права. В результате данного вида работы учащиеся выделяют следующие виды права:

витальные, или жизненные;
право на защиту;
право на развитие;
право на участие.

На экране проектора высвечиваются виды права. Учащиеся сравнивают результаты своей работы с текстом презентации.

Работа над понятием “ребенок”.

Учитель: На экране проектора презентация, определяющая ребенка как человека, не достигшего 18-летнего возраста и обладающего исключительными правами. Давайте посмотрим, как определяют понятие “ребенок”, различные кодексы, принятые в Российской Федерации. Когда будете приводить тексты статей кодексов, убедительная просьба - называть кодекс, с которым вы работали.

Учащиеся работают с текстами кодексов.

Результаты работы учащиеся озвучивают.

Вывод, сделанный учащимися: ребенок – это человек, обладающий исключительными правами, за преступления против которого наступает жесткая ответственность. Права ребенка регламентированы и защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.

Работа с содержанием статей Конвенции.

Учитель: Прослушайте сообщение об истории создания Конвенции по правам ребенка, а затем через поисковые системы www.Rambler.ru , www.Yandex.ru  найдите статьи по тем видам права, о которых мы говорили и которые указаны на экране проектора.
Учащиеся работают в Интернете в течение 10 минут.

Обсуждение найденных материалов.

Учащиеся приводят материалы, найденные ими на указанных сайтах в Интернете по следующим видам права:

http://school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/index.htm
http://www.un.minsk.by/ru/documents/convention/conv-intro.html
http://mosedu.ru/ru/tutor/documents/master/legislative/convention.php
http://www.kuzbassnet.ru/social/doc/Prava1.htm

  1. Право на защиту.
  2. Право на участие.
  3. Право на жизнь.
  4. Право на развитие.

Право на защиту

Ст. 20[1]. Предоставляет ребенку право защиты не только от внешних неблагоприятных факторов, но и от неблагоприятных условий содержания в семье. Если ребенок не может оставаться в таких условиях, он может быть помещен под особую защиту государства.

Ст. 24[1]. Обеспечивает право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства – участники принимают меры для снижения уровня смертности, обеспечения детей необходимой медицинской помощью, борьбы с болезнью и недоеданием, предоставления матерям надлежащих услуг в дородовый и послеродовой период.

Ст. 26[1]. Гарантирует ребенку право пользования благами социального обеспечения, права предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.

Ст. 32[1]. Государства – участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, устанавливается минимальный возраст для приема на работу, определяются необходимые требования продолжительности рабочего дня и условия труда.

Право на развитие

Ст. 8[1]. Государства – участники обязуются признавать и уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семью.

Ст.13[1]. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; свободу искать, получать и передавать информацию любого рода. Хотя это право может быть подвергнуто некоторым ограничениям.

Ст. 28[1]. Государства – участники признают за ребенком право на образование, вводят бесплатное начальное, поощряют различные формы среднего, обеспечивают доступность высшего. Принимают меры к тому, чтобы школьная дисциплина не ущемляла человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка в полном объеме.

Право на участие

Ст. 15[1]. Государства – участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний. Ограничения этого варианта свобод не допускается, если они не угрожают государственной, общественной или личной безопасности ребенка или его нравственности.

Ст. 23[1]. Гарантирует ребенку право на участие в жизни общества, независимо от умственной или физической неполноценности. Государства гарантируют ему особую защиту.

Ст. 30[1]. Ребенку гарантируется право пользования своей культурой, языком, религией.

Право на жизнь

Ст.6[1]. Государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Ст. 34[1]. Государства – участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, принимают меры для предотвращения похищения детей, торговли или контрабанды ими в любых целях и в любой форме.

Ст. 37[1]. Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим видам обращения или наказания.

Работа с плакатами по теме “Толерантность”

Учитель: Перед вами набор плакатов. Просмотрите и выберите те, которые, с вашей точки зрения, характеризуют ту норму права, с которой вы работали в Интернете.

Учащиеся выбирают плакаты и объясняют всем, почему они выбрали именно этот плакат. Основная идея их выступлений заключена в том, что ребенок имеет право на нормальное развитие в своей семье, что он не может преследоваться по причине физической неполноценности, религиозных убеждений, национальной принадлежности. Ребенок имеет право на самовыражение и развитие, он имеет право на индивидуальность и проявление ее в своем творчестве и поведении. Маленькое существо имеет право не только на жизнь, но и на ее надежную защиту со стороны семьи и государства. Общество должно быть толерантно по отношению к развивающейся индивидуальности. Главной задачей государства должна стать политика приоритетности детства. Дитя имеет право на свое видение мира, и не может преследоваться за то, что оно не похоже на других.

Учитель тоже участвует в выборе плакатов и просит учащихся объяснить, почему, с их точки зрения, этот плакат тоже может быть иллюстрацией к тем статьям Конвенции, о которых они говорили.

Учащиеся анализируют содержание плаката и отмечают, что изображенный человек является символом пересечения тех норм права, о которых шла речь. Что пространство, в котором фигура находится, есть баланс между правами и обязанностями. Что человек, чтобы достичь гармонии, должен чтить и права и соблюдать обязанности.

Учитель: Этот плакат выбран не случайно. Он символизирует попытку взрослого человека создать внутреннее равновесие для себя, чтобы помочь ребенку ощутить свое внутреннее равновесие, создать свой собственный мир. Это баланс между правами и обязанностями взрослых по отношению к ребенку. Конвенция содержанием своих статей пытается сохранять этот баланс для детей всего мира.

Мы снова вернулись к понятию права. А что лежит в его основе?

Учащиеся: Мы считаем, что в основе права лежит толерантность, уважение, сохранение равновесия, справедливость.

Учитель: Сейчас мы просмотрим фрагмент из мультипликационного фильма Гарри Бардина “Адажио” и попытаемся ответить на вопрос: каким образом этот фильм может стать иллюстрацией статей Конвенции, над которыми вы работали?

Просмотр фрагмента фильма и его обсуждение.

Учащиеся: Фильм отражает право ребенка на защиту, индивидуальность, жизнь и возможность развития. Его содержание – предупреждение тому, кто пытается эти права нарушать. Фильм – упрек государству, которое мало заботится о своем будущем – детях. Этот фильм – раздумье над поведением взрослых, пытающихся представить свое поведение как эталон для под