Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Наши далекие предки - славяне

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа


Сегодня на нашем уроке мы рассмотрим жизнь и быт, занятия наших предков славян.

  • Как жили наши предки?
  • Чем занимались?
  • Как они защищали и любили свою землю?
  • Как строили взаимоотношения с соседями?
  • Откуда пришли славяне?
  • Что послужило причиной переселения на Восточно-Европейской равнине?

Большая часть территории расположена в лесной зоне, центральная и южные части в зонах лесостепи и степи, крайний юго-восток – в зоне полупустыни (Прикаспийская низменность).

  • Что послужило переселению славян с Карпатских гор на Днепр. Почему восточные славяне заняли преимущественно лесную полосу Восточно-Европейской равнины?

Хоть и плодородна была черноземная степная почва, и урожаи могла давать обильные, а мирным народам-земледельцам там жилось тяжело. Нападали на них с востока и юга скотоводы-кочевники. Сначала нападали авары, потом аваров победили хазары, потом хазаров победили печенеги. Что и послужило переселению славян на Север и северо-восток вверх по Днепру (длина 2200 км) и его притокам в сплошных лиственных лесах: селились далее на север и северо-восток, в землях Зелесских, укрытых от врагов сплошными дремучими дебрями.

Первые славяне-кривичи, которые взошли на лесистый холм, назвали себя витьбичами – по реке Витьбе.

Место, выбранное ими, было безопасным. С одной стороны холм защищала полноводная река Двина, которая несла свои воды к Балтийскому морю. А с другой стороны бежала резвая река Витьба, она впадает в Двину. Берега у обеих рек крутые. Каждое поселение обносили высокой бревенчатой стеной. Избушки невелики, до половины уходят в землю. Крыши домов настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности их обмазывали сырой глиной. Оконца из бычьего пузыря раздвигались, чтобы выпустить наружу дым. Печь из камей и глины топилась по-черному, без трубы. На самой высокой сосне устроена сторожевая башня. Поднимались на башню по шесту с помощью перекладин. В случае нападения врагов, зажигали костер с густым дымом, оповещали соседей. Все ближние семьи узнавали по дыму об опасности и сходились вместе, чтобы отразить врагов.

Семьи у славян были большие, несколько родов составляло племя. Несколько поселений составляли общину.

По Днепру жили поляне. На запад от них волыняне. На северо-западе – древляне, по притокам Днепра - Сожу и Десне – радимичи. У истоков Волги и Днепра – кривичи, совсем на севере, по Волхову и Великой - славяне, на Оке, Москве – реке и Клязьме – вятичи. Все они были язычниками, поклонялись силам природы.

Древние славяне поклонялись многим богам и духам, которые были воплощениями сил природы-воды, земли, солнца, ветра. Славяне вырезали изображения богов из дерева, реже – из камня. Статуи устанавливались в святилищах под открытым небом, иногда в храмах. Главным среди богов был Перун, он ведал громом и дождем. Его считали также покровителем воинов – княжеской дружины. Князь Владимир поставил в 980году в Киеве деревянных идолов, изображавших богов. Среди них возвышался Перун с серебряной бородой и золотыми усами.

– А теперь рассмотрим картину С. Иванова “Христиане и язычники”.

В те далекие времена, отправляясь на “полюдье” князья брали с собой не только вооруженных дружинников, но и священника. Именно князья взяли заботы о просвещении светом Христовой веры. На картине изображена сцена, где явился волхв в Новгороде, говорил, что знает будущее, хулил и ругал веру христианскую и обещал, что пройдет со всеми, ему верными, по Волхову, как посуху. Новгородцы почти все встали на сторону волхва и хотели убить епископа. Епископ, облекшись в ризы и взяв крест, вышел на площадь и сказал:

– Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, а кто верует во Христа, пусть идет ко кресту.

К епископу подошел только князь Глеб Святославович, спрятав топор под полой, да его дружина. Народ остался с волхвом.

– Знаешь, что будет завтра поутру до вечера?

– Все знаю!– отвечал волхв.

– А знаешь, что будет сегодня? – спросил князь.

– Сотворю великие чудеса! – отвечал волхв.

Тогда князь выхватил топор и рассек ему голову. Тем все и кончилось. Толпа рассеялась. Сегодня языческое и христианское часто переплетаются. Народные гулянья, обряды, увеселенья наших “святок” полны забытыми уже в их происхождении остатками язычества. Слово “святки” очень старое и значило в языческой древности – “праздник”. Святочные гадания выражают желание узнать свою судьбу в наступающем году. В языческую веру переряживание имело символический смысл – под чужим видом и с искаженной внешностью язычники думали укрыться от злых богов, которые одолели в этот период солнце и стали особенно злыми.

Идет прославление и жертвоприношение солнцу и Перуну с молением о плодородии и благополучии.

Хорс – бог солнца. Мокошь – богиня земли. Даждь бог – бог ясного неба. Стрибог, Сварог – боги огня. В их честь ставили деревянных идолов и поклонялись им. А в 988 г. Владимир ввел на Руси христианство. Идола Перуна сбросили в Днепр.

  • Как выглядели славяне? Что означает слово “славяне”?

“Славяне своими нравами производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорит один византийский писатель, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман”. Древние историки хвалят славян за гостеприимство к чужакам. Даже с пленниками своими они обращались мягко и человечно.

“Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни темный, ни светлый, а рыжий”, – описывают одни. У арабов славяне всегда именуются русыми.

“Славяне – народ с румяным цветом лица и русыми волосами”, – говорит Абу Мапсур (Кодовского Халифата с 976 г.). Археологические раскопки свидетельствуют, что у славян преобладал темно-русый цвет волос.

Профессор Ами делит славян по их антропологическим признакам на 2 основных типа:

  • Светловолосый, небольшого роста, коренастый (славяне, поляки, белорусы, великорусы).
  • Темные волосы, высокого роста (кроаты, словенцы, чехи, словаки, малорусы).

Между племенами, отмечают византийские историки, “господствовали раздоры и различные мнения; ни в чем они не были между собой согласны; если одни в чем-нибудь согласятся, то другие тотчас же нарушают их решение, потому что все питают друг к другу вражду и ни один не хочет повиноваться другому”.

– Из-за вашего раздора
Рыщут половцы
До самой земли Полоцкой!

Много врагов появилось у славян – это и печенеги, и хазары. И вот здесь уже отдельные племена селян тяготеют к крупным поселкам, селения превращаются в города и берут на себя роль защитника. Стали вооружаться славяне, чтобы отразить врага и защитить свои земли. И вот на помощь призвали славяне варяг. Это были очень смелые воины: высокорослые, имели красивую наружность и выказывали смелость в нападениях, но смелость эту проявляли не на конях, а на людях. Каждый варяг имел при себе всегда меч, нож и секиру. Когда же у них рождался сын, то отец обнажал свой меч и клал перед новорожденным со словами: “Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе сам этим мечом”. Арабы именовали варяг руссами. Жили варяги тем, что зарабатывали мечом. Сильны и смелы были варяги и стали они клонить к тому, чтобы сделаться господами славянских городов. “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами”. И откликнулись три брата: Рюрик, Трувор, Синеус.

Вот так начинают появляться княжества Рюрика на севере в Новгороде, княжество Синеусово на Белом озере, Труворово в Изборске, Аскольдово в Киеве. Однако и сами славяне не отличались хитростью и умением воевать. Одна из хитростей – умение прятаться в воде, выставляя на поверхность тростник для дыхания. Подвиги их воспеты в былинах и сказаниях.

Летописцы говорят, что города приглашали к себе на княжение того или иного князя по своему выбору и заключали с ним договор. Князь заведовал военным делом и вместе с выборным посадником творил суд. Все остальное правление находилось в руках народного вече и выборных городских старшин. Вечем называли общий народный суд, собрание.

Итак, славяне – крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. В ее состав входят: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).

Как древляне вели хозяйство?

Несколько поселений составляли общину. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок и вырубали лес для весеннего посева. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, называли “сечень” (от слова “сечь”, “рубить”). Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались “сухий” и “березол”.

Основным зерновым растением у славян было просо; пшеница, рожь и ячмень были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего   выращивали репу и горох. (В русских народных сказках часто является главным сказочным персонажем.) Осенью, созревший хлеб жали серпами, сушили и молотили. Потому осенние месяцы назывались “серпень” и “вресень” (от слова “врещи”– молотить).

Великая княгиня Ольга говорит древлянам (из исторических документов): “Все наши городи… делают нивы своя и землю свою”.

Задание: рассмотрите растения и скажите, из каких получают крупу для приготовления манной каши, пшенной каши?

Пшеница

мука, крупа, спирт, комбикорм, макароны

Рис крупа, мука
Рожь мука
Овес крупы, корм скоту
Ячмень крупа, мука, солод для производства пива, суррогат кофе, напитки
Просо крупы, пшено, мука, зерновые корма
Кукуруза крупа, мука, крахмал, спирт, из зародышей – кукурузное масло, из стеблей и стержней початка – бумага, линолеум, вискоза

Слово хлеб исконно для славянских языков. Как и откуда пришло слово хлеб, общепризнанного ответа нет. В русских говорах многочисленны слова для называния хлебных изделий.

  • Из пшеничной муки – ситник, папушник, битень, вздымник, пшеничник…
  • Лепешки из кислого или пресного теста, которые пекутся на жару во время топки печи – опальни, палика, окурень, преснец, корж.
  • Блины, оладьи – блинцы, тоньцы, табани, олябыши.

Всегда помни:

  • Хлебну кроху уронить да не поднять – в жизни удачи не видать.
  • Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова.

У многих народов мира герои эпоса – это воины и завоеватели. У славян, живших земледельческим трудом, главным героем был пахарь Микула Селянинович, а у чехов князь Пшемысл.

Во многих русских народных сказках встречается репа. Она на Руси была главной пищей, ее варили и сырой грызли. Морковь, свекла, огурцы появились в XV веке, картофель в XVIII веке, сажали лук, чеснок, капусту. Сеяли лен. Любили на Руси это скромное растение с голубыми цветочками. Из семени выжимали масло, а вот из стебля выходила одежда. Осенью дергали лен, связывали в снопы, потом его везли трепать, мочить, мять, иногда в ступе молоть. Старались освободить волокна от кострики, чтобы пряжа была мягкой, словно коса девичья. У князей была одежда длиной до пят и красного цвета (с вышивками). А холопы и крестьяне носили короткие шерстяные рубахи, подпоясанные шнурком. Славянские ткани были названы толстинами.

Славяне занимались древесным ремеслом, из клена и ясеня делали посуду, липа шла на мебель и украшения. Из ивовых прутьев плели корзины, щиты для воинов. Из сосны смолокуры гнали смолу, а на речке Ишне, возле Ростова стоит церковь с XVII века, построенная без единого гвоздика.

Еще одно занятие – пчеловодство. Диких пчел называли бортями, борть – дупло. Бортничеством занималась каждая семья. Улья (дупла) разыскивали высоко, чтобы медведь не полакомился. Мед хранили в липовых кадушках. Он шел к блинам, овсяной каше, полбеной (полба – вид пшеницы; теперь почти не сеется). Готовили медовуху, из воска делали свечи, мази. На медведя ходили с рогатиной.

Самый ценный мех у славян – соболий, потом бобровый, обладать им могли только богатые купцы. Рыбу ловили только крупную (стерлядь, осетр, севрюга, белуга), так как черная икра была в цене.

Железо получали из болотной руды недалеко от Новгорода близ Устюжны Железнопольской, Белозерска. Печи нагревали до 1300 градусов и плавили из металла наконечники копий, мечи и различные орудия труда.

Гончарное ремесло было развито, делали глиняную посуду, кувшины, статуэтки и различные игрушки.

Кожевенное ремесло играло важную роль в жизни славян. Размягчали кожу “квасом усмяным”, мяли ее руками, работа была очень тяжелой и кропотливой. Есть сказание о молодом сильнейшем борце Киевской Руси о Яне Усмошвеце (Усмарь, то есть кожевник), который вышел в 992 году на безоружное единоборство с печенежским великаном. Увидев противника, печенежский богатырь рассмеялся, так как Ян был невысокого роста, телосложения среднего. Тем не менее, по свидетельству летописца: “Удавил печенега в руках до смерти и ударил его о землю”. А знали в то время три разновидности русской борьбы: “на поясах”, “в схватку” и “не в схватку”. Состязались в повседневной одежде, которая имела пояс. Особенно славилась борьба “не в схватку”, которую называли “охотницкой”, так как она была богаче приемами. В этой борьбе можно было использовать подножки, где соперник носком ноги подбивал коленный сгиб. Даже сложилась поговорка: “Москва бьет с носка”.

Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Поиграем в игру “Лесная аптека”.

  • Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

Ответ: приложить лист подорожника.

  • Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.

  • Какая ягода заменит лимон?

Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту).

  • Плоды каких кустарников богаты витамином С?

Ответ: черная смородина, шиповник.

  • Какие болезни лечит красавица – березка?

Ответ: почки (используют как мочегонное).

Отгадайте старинную русскую загадку.

С одного дерева по четыре угодья:
первое – от темной ночи свет (лучина),
второе – некопаный колодец (сок),
третье – старому здоровье (веник),
четвертое – разбитому связь (береста).

Ответ: береза.

Игра “Бюро погоды”

Славяне были наблюдательны к явлениям погоды. Когда сеять, когда жать они узнавали по следующим признакам. Найти пару противоположных явлений природы (имеются карточки с признаками разных цветов).

Признаки ухудшения погоды:

  • Пчелы сидят в ульях и громко гудят.
  • Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
  • Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
  • Рыба не клюет – она сыта.

Признаки хорошей погоды:

  • Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
  • Раскрыты цветы кувшинки.
  • Паук усиленно плетет сети.
  • Голуби разворковались.

Уже в 863 году два ученых грека – братья Кирилл и Мефодий, отправились к славянам. Они перевели на славянский язык богослужебные книги и создали славянскую азбуку. С тех пор восточные славяне, а также болгары, македонцы и сербы пользуются алфавитом, который называется кириллица – в честь Кирилла. Оба славянских просветителя были причислены к лику святых. День Кирилла и Мефодия отмечается в православных странах как День славянской письменности.

Итак, сегодня на уроке “Мы и окружающий мир” познакомились с тем, как жили в былые века наши деды, узнали ряды их деяний, надежд и забот, походы, страдания, битвы, победы. Может и вам придется послужить своей Родине, потрудитесь для нее, вспомните, что и ваши предки много потрудились для вас. Мы узнали, что Киев – столица Древней Руси, а сегодня Киев – это столица Украины, где проживает население в 2 млн. 563 тыс. 300 человек.

Словарь

Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам.

Вече – народное собрание в древней Руси. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей.

Волхвы – противники Христианства, пророки.

Варяги – скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и другие), наемные дружинники русских князей IX–XI веков и купцы, торговавшие на пути “из варяг в греки”

Верста – русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).

Маховая сажень 1,76 м, косая – 2,48 м.

Епископ – духовное лицо, служитель церкви.

Ладья – большая лодка, судно.

Половцы (кипчаки) – тюркоязычный народ, жители южных степей, совершавшие набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI века.

Хазары – тюркоязычный народ, кочевники – скотоводы.

Чудь – эстонские племена.

Сафьян – тонкая мягкая, обычно яркоокрашенная кожа растительного дубления, выделанная из шкур коз и овец.

Язычество – идолопоклонство, обожание природы или истуканов заместо Бога (В. Даль).

Литература

  1. Асанов Л. Путь на Перынь. М.: Малыш, 1991.
  2. Буганов В.Торг в стране восточных славян. Юный художник. 1991. № 1.
  3. Васнецов В. Варяги. Юный художник. 1991. № 3.
  4. Головин Н. Моя первая русская история.
  5. Голицын С.Сказание о земле Московской. М.: 1991.
  6. Гян В.В. Занимательные истории и памятные события по рассказам очевидцев. М.: 1997.
  7. Жилье восточных славян. Картины по русской истории. Юный художник. 1990. № 7.
  8. Иванов. С. Христиане и язычники. Юный художник. 1991 № 5.
  9. Муравьев В. На ладьях в тридевятое царство. М.: 1989.
  10. Обухова Л.А. Давным – давно. М.: 1989.
  11. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1983.