Приметы весны

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

    • дать учащимся четкое представление о характерных признаках четырех этапов весны. Познакомить с весенними явлениями живой и неживой природы с учетом особенностей каждого этапа весны;
    • повышать познавательную активность детей;
    • прививать основы экологических знаний;
    • воспитывать привычку бережного отношения к природе;
    • развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

-Сегодня у нас очень интересное занятие. Только вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил во всю реку,
А молодая пришла –
Весь мост развела.
/Мороз и весна/

– Да, это приход весны. Весна – это свет, радость, начало новой жизни. В городе нам нелегко узнать, пришла ли она, не так ярки её приметы в начале марта.

Как вы уже догадались, разговор наш пойдет о весне.

Люди, изучающие науку о погоде, делят год на четыре времени года, по три месяца в каждом.

Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского “Времена года”.

– Какие картины природы возникают в вашем воображении?

А теперь вспомните весенние месяцы.

Март, апрель, май.

– Пусть трещат морозы, нет ни капели, ни воробьиного гомона, молчит большая синица, но на календаре 1 марта – это уже начало весны.

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она,
И ей невольно улыбнулась.

-Вряд ли кто-то из вас, ребята задумывался, что за один сезон мы проживем четыре весны!

Начало всей весны – В е с н а   C в е т а.

– Ребята, кто из вас охарактеризует Весну Света?

Вроде бы ничего не изменилось на улице: все тот же снег, такие же деревья. Вот только солнце нестерпимо яркое, чистое до белизны, до боли в глазах. В его лучах даже подтаявший снег начинает сверкать особой, хрустальной белизной.

Красивы в это время резко очерченные тени на снегу: то синие от неба, то желто – коричневые от земли. Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо в солнечные дни ярко – голубое, почти синего цвета. По небу, точно льдинки, плывут плотные белые облака. Начался небесный ледоход. Да-да, ледоход!

Пасмурных дней в это время становится всё меньше, снег выпадает всё реже. Светлое время суток прибывает с каждым днем. И, наконец, на всей земле – день равен ночи. Этот день назвали днем весеннего равноденствия.

Теперь светлого времени будет больше и больше. Настоящий праздник Света! (показ картинки).

-Кто запомнил, как называется этот период весны?

– А теперь давайте в своих тетрадях зарисуем период Света.

(Дети вместе с учителем зарисовывают первый весенний период, одновременно повторяя всё, что сказали до этого).

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

-О каком периоде весны идет речь?

Пятнами и полосами проступает сквозь снег земля. Идет бурное снеготаяние. Начинается В е с н а   B о д ы. Приход её совпадает с цветением солнечно – желтого цветка мать-и-мачехи. Освобожденные из снежного плена, талые воды заполняют все улицы, пропитывают землю. Реки выходят из берегов – идет половодье. Скоро сквозь темно – синее небо проглянет солнышко, и опять тепло.

(Показ картинки).

– Зарисуйте в своих тетрадях второй весенний период. Как он называется?

(Рисуем, вспоминая все, что только – что сказали).

Всё темней и кудрявей
Березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей
в чаще лесной цветут;
На рассвете в долинах
теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.

– Начинается следующий период весны – В е с н а   З е л е н и.

-Ребята, как вы думаете, как можно определить Весну Зелени?

Дни становятся ярче, ночи теплее. Всех оттенков зеленого цвета распускаются листочки. Круглые сутки, не смолкая поют птицы. Шмели и пчелы, первые бабочки и мухи, привлеченные нектаром, слетаются на медовое пиршество, а заодно собирают пыльцу и опыляют растущие рядом листки ивы.

– Давайте зарисуем в наших тетрадях третий весенний период. Вспомните, как он называется?

(Рисуем и вспоминаем всё, о чем уже сказали).

– А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Игра на внимание.

Называются в любом порядке месяцы. Если месяц весенний, то дети должны присесть, а если нет, то дети стоят на месте.

Март, июнь, сентябрь, май, февраль, ноябрь, апрель, июнь, июль, май, декабрь, март, апрель, август, январь, май, март, апрель, сентябрь, октябрь, апрель, август, май, март, февраль, март, апрель.

Под величавые раскаты
Далеких, медленных громов
Встает трава, грозой примята,
И стебли гибкие цветов.
Последний ветер в содроганье
Приводит влажные листы,
Под ярким солнечным сияньем
Блестят зеленые кусты.

Четвертый период весны – П р е д л е т ь е – переход от весны к лету.

Началом этого периода считается цветение сирени обыкновенной. Устанавливается теплая погода. Солнце светит ярко и хорошо согревает землю своими лучами. Кроме света и тепла предлетье приносит с собой грозовые дожди и радуги.

(Показ картинки).

-Зарисуйте в своих тетрадях четвертый весенний период. Как он называется?

Вот мы и познакомились с тем, что происходит весной, отметили своеобразие, яркость и привлекательность этого сезона. Настало время проверить себя.

Итак, первое задание.

-Определи, о каком фенологическом периоде весны идет речь.

  1. Прошел месяц, снег совсем стаял, и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки. (В. Бианки)
  2. Вот на склоне оврага кусты черемухи, их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветков. И на лесной опушке тоже все белые стоят дикие яблони, груши. (Г. Скребицкий)
  3. Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу и сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы. (Г. Скребицкий)
  4. Весенний лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива, ольха, лиловые сережки свисают с тонких ветвей берез. Почти незаметны цветки орешника, собранные в сережки. (Н. Дмитриева, И. Товпинец)
  5. Теперь снег сошел с кучи, и муравьи вылезли погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежали на муравейнике липкими снежными комьями. (В. Бианки)

Подведение итогов урока.

-Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?

-Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.

-А что мы узнали нового сегодня на уроке?

-К чему стремились?

-Получилось ли у нас?