Познавательные и творческие задания на уроках литературы в старших классах

Разделы: Литература


Эвристическое обучение направлено на развитие творческих качеств личности учащихся и основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, упражнений, имеющих “правильные ответы”, с которыми сравниваются полученные учеником результаты. Открытые задания предполагают лишь возможные направления ответа, задавая структуру или отдельные элементы. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно указанный или полученный ответ.

Разработать или подобрать открытые задания нелегко, для этого надо уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, но не его конкретное содержание. Составляя открытое задание, учитель может знать 2–3 варианта его возможных решений, но окончательное количество и качество решений не должно ограничиваться.

Поскольку среди основных эвристических качеств мы выделили познавательные (когнитивные) и творческие (креативные), приведем примеры соответствующих заданий, обеспечивающих их развитие.

Задания когнитивного типа

Исследование объекта (слово, текст, литературные явления). Применение разнонаучных подходов к исследованию одного и того же объекта.

Проведение словесного опыта.

Задания креативного типа

Создание словесного продукта в различных жанрах: изображение букв, составление словарей, сочинение современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги).

Сочинение сказки, пословицы, поговорки, рифмы, стихотворения, сюжета, роли, песни, очерка, трактата.

Составление викторины, сценария спектакля, своего задания для класса.

Придумывание словесного образа, перевод с языка одного предмета на другой.

Изготовление газеты, журнала.

Проведение урока в роли учителя, разработка своего учебного пособия, памятки, алгоритма, конспекта.

На уроках литературы в 10–м классе мы вели разговор о композиции романа “Обломов”. “Не читайте первой части “Обломова”, а если удосужитесь, то почитайте 2–ю и 3–ю, они писаны после, а то, в 1849 году, не годится”, – советовал И.Гончаров Л.Толстому, к авторскому мнению дружно присоединились Н.Добролюбов, А.Дружинин, которые считали, что можно обойтись и без 4–ой части.

Цитата приводит к формулировке вопроса “К чему может привести следование совету автора?” Роман прочитан самостоятельно и воспринят как целое. Любопытно, как разговор выходит на композицию романа. “рис. 1”.

Рисунок 1

Бросается в глаза абсолютная симметричность композиции, ее устойчивость. 1 и 4 части – опора, почва, взлет 2 и 3 частей – это та самая возвышенность, на которую пытается подняться герой за своей возлюбленной.

Размышления учащихся приводят к уточнениям.

Одна группа предположила, что 1–ая часть зарифмована с 4–ой. Это то, что не отпускает Обломова, его корни: Обломовка – Выборгская сторона (земля героя). И теперь схема приобрела следующий вид. “рис.2”

Рисунок 2

“Не читайте 1–ой части, и конструкция зашатается” – делаем вывод. Другие увидели, что 4–ая часть романа соответствует временам года. “рис.3”

Рисунок 3

Начало романа (1 мая) – весна, история любви Обломова и Ольги – лето, умирание отношений – осень, разрыв, прекращение свиданий и общений – зима.

Еще одна группа опиралась на то, что Обломов стремился к точке покоя. Подбираем значение к слову “покой”. Равновесие? Устойчивость? Гармония? Миросозерцание? Сон? Смерть? “рис.4”

Рисунок 4

И еще одно видение композиции романа. Ключевое слово “сон”. “рис.5”

Рисунок 5

Результат: жизнь Обломова – это некий круг, упорядоченность. Жизнь Штольца, для сравнения, – дорога.

Наш вывод совпал с мнением критика А.Дружинина.

И в то же время можно сказать, что жизнь Обломова – это “замкнутый круг” – бессмысленность, ничтожность существования. (Мнение Н.Добролюбова).

Так, мы естественным образом выходим на разговор о том, что сказали русские критики о романе И.А.Гончарова. Домашнее задание предполагает изучение статей.

Задания креативного типа: сочинить рифму, стихотворение, роль, сцену, сюжет, составить викторину, родословную героя, урок–семинар для класса. Такие задания не новы, у каждого учителя–словесника найдется арсенал подобного рода творческих работ.

Хотелось бы предложить вниманию учителей литературы в старших классах один из уроков, разработанный и проведенный учениками профильного (гуманитарного) класса под руководством автора статьи.

“Сквозные” темы в литературе

Цели:

Воспитательные: поддержание у школьников интереса к предмету; формирование стойкой мотивации к литературе.

Развивающие: формирование и развитие учебно–интеллектуальных умений и навыков (абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, систематизация, логика); развитие наблюдательности, коммуникативных умений.

Образовательные: значения эпизодов в контексте произведения.

Тип урока: семинар.

Оборудование: сонник, тексты литературных произведений, путеводитель по снам литературных героев.

Тема урока: Какую роль в художественном произведении выполняет сон?

Эпиграф урока: У бодрствующих один общий мир; для сна же всякий уходит в свой особенный, частный мир. (Гераклит).

План урока

I. Вступление.

I.1 “О снах”, стихотворение, автор Пузикова О., 10 класс.

Нам всем одна лишь жизнь дана,
Но как, порой, сложна она!
Мы обмануть судьбу желаем
И мысли тайные скрываем,
Боимся чувства показать
И слово лишнее сказать,
Как будто маски надеваем
И каждый роль свою играем.
Какие мы? Уж вспомнить трудно…
Да нужно ль это нам, где людно?
Но вот приходит добрый сон
И волшебство приносит он.
Все то, что бодрствуя, скрываем,
Мы без утайки обнажаем.
Прогнав дневное напряженье,
Нам сон приносит облегченье…
Хотя порою сон тревожный
Ворвется так неосторожно.
Бывают сны – предупрежденья
Волнуют нам воображенье…
Но снова наступает вечер,
И с нетерпеньем ждем мы встречи.
Пусть не уйдут из жизни сны!
Тебе и мне они нужны.

I. 2  Группа “Словарь” Что же такое сон?

(Работа со справочной литературой. Толковый словарь. Ожегов, Шведова)

СОН –

1) Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражители.
2) То, что снится, грезится спящему, сновидение. (Сон в руку; ни сном, ни духом)

СОННИК – книга с толкованием снов.

II. Группа “Резюме” о значении сна в жизни человека (основные положения)

С далеких времен человека воевали и тревожили сновидения: что означают возникающие помимо воли картины и образы, что предрекают, откуда появляются и куда зовут? Как относиться к увиденному? Чего ждать?..

Сны пророков запечатлены на страницах Библии. Сны простых смертных – в первых сонниках. Один из самых древних сонников, известных науке, был создан в Египте и датирован примерно 2000 годом до н.э.

Сны литературных героев находятся, конечно же, по воле авторов, на страницах художественных произведений.

Состояние сна, содержание сновидений всегда интересовало и русских писателей. Ведь сны были, есть и будут “тайной души”, которая в эти моменты создавала свой мир и погружалась в него. (Обращается внимание школьников на эпиграф урока).

Давайте обратимся к текстам произведений, перечитаем эпизоды, связанные со снами героев, и установим, какую роль выполняет сон в художественном произведении. (Предлагается выступить в роли толкователей снов, только несколько необычными толкователями, с литературоведческим уклоном).

III. Группы “Толкователи снов”

3.1 Группа <<“Ревизор”.Гоголь.>>

Ключевое слово “Крыса”. Вопросы: “Что вы ощущаете, слыша это слово? Как читателям, что можно предположить, истолковывая смысл символа крысы? А как у Гоголя? Оправдались ли Ваши читательские ожидания?”

Вывод: Сон как символ (греческий условный знак) – вывешивается на доске.

3.2 Группа <<“Горе от ума”. Грибоедов>>

Ключевое слово “Цветистый луг”. Вопросы: “А был ли сон? Зачем тогда он нужен? Удалось ли Софье реализовать обещание сна?”

Основные положения беседы: Софья – с греческого “мудрая” – придумывает сон, чтобы в дипломатической” форме подготовить отца к ее выбору. Грибоедов показывает черту характера Софьи – предусмотрительность, житейскую мудрость; дает Фамусову высказать свои взгляды на достойного жениха (“Кто беден, тот тебе не пара”); отвести гнев отца.

Вывод: Сон как способ характеристики героя (вывешивается на доске)

3.3 Группа <<“Капитанская дочка”. Пушкин>>

Ключевое слово “Борода”. Вопросы: “Вспомните, когда читали этот эпизод 1 раз, заинтересовал вас этот сон? Почему? Что в нем сразу же, по мнению автора, должно привлечь читательское внимание? Возрос ли интерес к дальнейшему чтению? Заставило ли вас поскорее узнать, что произойдет с героем в дальнейшем? Каким для судьбы Петра Гринева оказался этот сон?”

Вывод: Сон как интрига (лат. “запутываю” – обострение сюжета).

3.4 Группа << “Обломов”. Гончаров>>

Ключевое слово

“Тебя с желаньем задушевным зову я,
Милый сон!
Приятно так без жизни жить,
Без смерти мертвым быть”.

И.Гауг

Примечание: группой из главы “Сон Обломова” было выписано более 60 слов, связанных по смыслу со словом “сон”. Например: смерть, сонно, мертвое молчание, тишина и мир, невозмутимое спокойствие, лень и сон и т.д.

Вопросы: “Почему Гончаров назвал эту главу “увертюрой всего романа”? Попытайтесь описать жизнь Обломова по предложенным ключевым словам. Какое назначение выполняет сон в этой главе?

Вывод: Сон как заданная программа жизни.

Примечание: работа каждой группы строится на сопоставлении толкования ключевого слова и по соннику, и по литературному произведению.

IV. Группа “Резюме” “А мне приснился сон…” Стихотворение А.Дементьева.

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен Сергеем Соболевским:
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль да ярость,
Да шум великосветский,
Что так ему постыл.
К несчастью, Соболевский в этот год
В Европе жил.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен.
Все было очень просто:
У Троцкого моста
Он встретил Натали,
Она была в вуали.
Их экипажи встали в серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать: “Пускай не ждут”.
Могло все измениться
В те несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперед Данзас
И заслонил поэта.
И слышит только лес,
Что говорит он другу
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел:
Остался он на месте
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен…

Основные положения:

сны очень интересовали и интересуют поэтов и писателей;
сны – это способ добраться до тайн души человека;
нельзя пренебрегать такими эпизодами: автор рассчитывает на внимательнее чтение;
только будучи внимательным читателем, можно постичь авторский замысел (понять подтекст произведения);
используйте такой прием, как введение эпизода со сном в содержании ваших творческих работ. Сон, как машина времени, помогает попасть и туда, где были, и туда, где будем. Дерзайте!

Приложение: путеводитель по снам литературных героев. (см. Приложение №1)

Таким образом, подобные творческие задания позволяют создавать особую развивающую среду на уроках литературы.

Приложение №1

Путеводитель по снам литературных героев

Жуковский. Светлана – сон главной героини.

Грибоедов. Горе от ума – сон Софьи.

Пушкин. Евгений Онегин – сон Татьяны.

Гончаров. Обломов – сон Обломова.

Тургенев. Отцы и дети – сон Базарова перед дуэлью.

Достоевский. Преступление и наказание – сны и видения Раскольникова; сон Свидригайлова.

Толстой. Война и мир – сон Пьера; сон Николеньки Болконского, сон Николая Ростова.

Лесков. Очарованный странник – сны и видения Флягина.

Пушкин. Гробовщик – сон Андриана Прохорова.

Метель – сон Марьи Гавриловны.

Капитанская дочка – Петр Гринев.

Гоголь. Ревизор – сон городничего.

Некрасов. Кому на Руси жить хорошо – сон Матрены Тимофеевны.

Чехов. Спать хочется – сон Варьки.

Островский. Гроза – сон Катерины Кабановой.

Дементьев. А мне приснился сон – сон лирического героя.