Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели:

  • знакомство с Древней Спартой: спартанцы и илоты;
  • управление в Спарте, военное дело и воспитание;
  • закрепление знаний о зарождении демократии в Афинах;
  • воспитание интереса к предмету, к данной теме.

Ход урока:

1. Повторение изученного.

а) Игра «Что такое? Кто такой?»

(Дети угадывают зашифрованные слова и объясняют их значение)

А            
А              
А         
А                  
А               

(Слова: Афины, Аттика, Арес, Ареопаг, Архонт)

б) Словарная работа:

Задание: заменить одним словом:

  • Город – государство (полис).

  • Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево).

  • Пластинка из обожженной глины для покрытия кровли (черепица).

  • Власть демоса (демократия).

  • Свободные афиняне (граждане).

в) Расшифруйте фразу и назовите автора:

«ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт»

(Чтение наоборот: справа налево.

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить»)

  • Кто автор этих слов?

  • Солон.

  • Кто такой Солон?

  • Что было главным в его законах?

(о долгах; кто мог стать архонтом; что стали созывать для решения государственных дел и кто мог участвовать; судьи выбирались из… ; почему Солон покинул Афины)

Вывод: в результате деятельности Солона в Афинах устанавливались основы демократии.

2. Новый материал . В процессе объяснения нового материала на доску прикрепляются карточки с ключевыми словами. (В тексте выделены полужирным шрифтом)

Спарта. Спартанцы и илоты.

Работа с картой «Древняя Греция»

Предки спартанцев пришли с Севера на полуостров Пелопоннес (Южная Греция).

Они обосновались в области Лакония: в долине реки Еврот несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Спартанцы подчинили себе всю Лаконию, а жителей ее заставили работать на себя и стали называть их илоты, что по-гречески означает «захваченные». По мере роста населения в Спартанском полисе, как и повсюду в Греции, стала ощущаться нехватка земли, пригодной для обработки. Поэтому поначалу спартанцы приняли участие в Великой колонизации (основали колонию Тарент на юге Италии), но затем они захватили соседнюю с Лаконией обширную и плодородную область Мессению, жителей которой также превратили в илотов. Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов. Боясь восстаний, спартанцы время от времени устраивали избиения безоружных илотов.

Управление в Спарте.

Как и в остальных полисах, в Спарте существовало Народное собрание; в нем участвовали мужчины – спартанцы. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Однако фактическая власть принадлежала не Народному собранию, а Совету старейшин, куда входили спартанцы старше 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.

Спарта – военный лагерь. Воспитание. (По данному вопросу детям дано опережающее задание, два ученика выступают с сообщениями.)

Военное дело было главным в жизни спартанцев. По законам им запрещалось заниматься ремеслами и торговлей. Ремесленные изделия для них производили жители некоторых поселений, которые не были илотами, но и прав по управлению государством не имели. Спартанцы не чеканили монету (роль денег играли железные прутья). Они не имели права владеть изделиями из драгоценных металлов, ездить за границу. Все их время занимали гимнастические и военные упражнения. Вся жизнь спартанцев находилась под контролем старейшин, даже обедать дома с семьей они не могли. Здесь не было крепостных стен. В Спарте, в отличие от Афин, не получили развитие строительство красивых зданий, изготовление статуй, театральные представления и другие виды искусства.

Дети принадлежали государству. Крепкого ребенка отдавали в семью на воспитание до семи лет при условии, что он был крепок и здоров. Если ребенок был слабым и тщедушным, его относили на край пропасти. Им прививали такие качества как неприхотливость, неразборчивость, отсутствие страха. С семи лет дети определялись в военные отряды, где их учили драться, петь военные гимны, воровать. Наказывали воришек не за то, что воровал, а за то, что проявил неловкость и попался на воровстве.

Для спартанцев характерна была краткая (лаконичная) речь. Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала е