Роль социально-психолого-валеологического центра в воспитательной системе школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Наша школа реализует эксперимент “Создание психолого–педагогических условий для формирования личности, направленной на устойчивое развитие, на основе принципов модели “Экология и Диалектика”. Уже в течении ряда лет приоритетом в образовательном процессе является воспитание. “Образ воспитания” видится сегодня как гуманистический, развивающий, ориентированный на личность.

Ценностями воспитания являются:

– человек как мера всех вещей,
– культура как среда растящая личность,
– творчество как способ развития личности в культуре.

Наряду с формированием общечеловеческих ценностей, обеспечением условий для самоопределения, самореализации личности, одной из важнейших задач воспитательного процесса является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование стремления к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи решением педагогического совета был создан социально–психолого–валеологический центр.

Социально–психолого–валеологический центр объединяет в своем составе педагогов–психологов, социальных педагогов, учителей физического воспитания, ОБЖ. “Положение о социально–психолого–валеологическом центре” определяет его основные цели и задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе ориентации на здоровый образ жизни, повышения санитарно–гигиенической грамотности и культуры.
2. Социально–психолого–педагогическое сопровождение учащихся, т.е создание социально–психолого–педагогических условий для успешного обучения и развития детей в ходе учебно–воспитательного процесса.
3. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой для совершенствования личностно–значимых жизненных выборов. Деятельность СПВЦ определяется внутришкольной программой “Здоровье”, которая имеет следующее содержание:

Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Приоритетные направления работы:

– Учебно–воспитательное.
– Диагностическое.
– Профилактическое.
– Коррекционное.
– Информационно–просветительское.
– Научно–методическое и исследовательское.
– Координационное.

Содержание деятельности социально–психологического и валеологического центра:

Учебно–воспитательная работа:

– введение валеологически целесообразного режима учебных занятий;
– организация режима постепенного повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;
– валеологический анализ расписания уроков, осуществляется совместно с завучами;
– валеологический анализ урока;
– контроль дозирования домашних заданий,
– повышение валеологической грамотности учащихся, педагогов;
– преподавание в 1–3-х классах курса по формированию основных навыков здоровьесбережения “Путешествие Джуно. Приключения в стране Здоровья".
– включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по ОБЖ, физической культуре, биологии, психологии окружающему миру, курсам “Вселенная человека” и др.,
– оказание помощи учителям и руководителям РВО в формировании здорового образа жизни учащихся,
– проведение различных форм воспитательных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование стремления к здоровому образу жизни: спортивных праздников, соревнований и традиционной “Недели здоровья”.
– организация деятельности валеологической комиссии в составе школьной Думы;
– организация деятельности валеологической комиссии в составе родительского попечительского совета.

Диагностическая работа:

– осуществление медико–психолого–педагогического мониторинга при зачислении детей в школу;
– выявление биологических (наследственных) социально–экономических условий и факторов, оказывающих влияние на формирование личностных качеств и здоровья учащихся;
– создание книги “От 7 до 17” на каждого ученика, содержащей сведения о состоянии здоровья, типе высшей нервной деятельности, личностных особенностях учащихся и т.д. с целью определения оптимальных социально–психологических условий обучения и развития ребенка.

Профилактическая и коррекционная работа:

– мониторинг санитарного состояния учебных помещений – температурного режима, проветривания, освещенности и т.д.:
– контроль за состоянием рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски и т.д.), а также соответствием ее валеологическим требованиям;
– контроль за организацией питания учащихся;
– плановое проведение медосмотров педагогов и учащихся;
– проведение профилактической вакцинации учащихся и педагогов;
– участие в ежегодной акции “Осенью желтеют только листья”, направленной на профилактику гепатита Б;
– развитие коммуникативных умений, обучение навыкам бесконфликтного общения;
– проведение занятий, например, по коррекции личностной тревожности и др.;
– анализ результатов медицинских, социологических, психологических исследований, ознакомление администрации, педагогического коллектива, учащихся, родителей с результатами медицинских осмотров, психологической диагностики, социальных опросов и т.д. Выдача конкретных рекомендаций по проведению необходимых коррекционно–профилактических мероприятий;
– участие в работе психолого–педагогических консилимумов.

Научно–методическая исследовательская работа:

– внедрение достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно–воспитательного процесса;
– обеспечение научно–методической литературой по вопросам валеологии педагогов и учащихся;
– руководство научно–исследовательской деятельностью учащихся по проблемам валеологии;
– проведение спецкурса “Комплексная оценка функционального состояния здоровья школьников” в рамках сотрудничества с НОУ ЧГПУ.

Информационно–просветительская работа:

– использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни:

1. Организация выступлений с тематическими лекциями, беседами врачей, сотрудников городского центра медицинской профилактики и других учреждений.
2. Проведение семинаров–тренингов для учащихся фондом “Береги себя”.
3. Организация и проведение для младших школьников викторин, кукольных спектаклей, других мероприятий, имеющих информационно–просветительскую направленность, силами учащихся старших классов.
4. Проведение “Недели здоровья”.
5. Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, обновление материалов стенда “Жизнь без наркотиков” и т. д..
6. Обеспечение печатной продукцией, имеющей информационно–просветительскую направленность по вопросам здоровьесбережения, учащихся, родителей, педагогов.
7. Создание банка материалов “За здоровый образ жизни”, предназначенного для использования педагогами при подготовке и проведении различных мероприятий здоровьесберегающей направленности.

Координационная деятельность:

Обеспечение и координация профилактической работы педагогического коллектива, родителей, учащихся взаимодействие с медицинскими учреждениями, комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, ВУЗами г.Челябинска, общественными фондами.