Программа, содержание учебного материала и методическое обеспечение урока по баскетболу в 5-м классе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель физического воспитания в школе - содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается программой, основанной на игровой деятельности, которая призвана решить основные задачи физического воспитания школьников.

Оздоровительные цели:

- развитие основных ведущих качеств (кондиционных и координационных);
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Образовательные цели:

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- приобретение специальных знаний по баскетболу, что дает возможность осмысленно применять их в учебном процессе на практике и укреплять интерес к занятиям баскетболом в старших классах на должном технико-тактическом уровне.

Воспитательные цели:

- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях баскетболом;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов, активной, творчески мыслящей личности.

Организационно-методические указания

Сюда относятся:

  • высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке;
  • педагогические задачи освоения игры в баскетбол; обучение двигательным действиям в баскетболе;
  • освоение теоретических и методических знаний об игре в баскетбол;
  • приобретение умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;
  • достижения соответствующего уровня двигательных способностей.

Содержание учебного материала.

Основы знаний.

  • Санитарно-гигиенические требования к уроку.
  • Разметка игровой площадки.
  • Правила участия в подвижных играх, подготовительных к баскетболу.
  • Правила игры в мини-баскетбол.
  • Основные термины в баскетболе.
  • Жесты судей в баскетболе: ошибка в ведении, фол, спорный мяч, мяч не засчитан, минутный перерыв.

Двигательные умения и навыки.

1. Техническая подготовка.

  • Техника нападения .
  • Техника передвижений.
  • Стойка баскетболиста (ноги параллельно на одной линии; одна нога выдвинута вперед).
  • Передвижения приставными ногами (лицом вперед, вправо, влево, спиной вперед).
  • Прыжки толчком двух ног.
  • Прыжки толчком одной ногой.
  • Остановки (прыжком, двумя шагами).
  • Повороты на месте.
  • Техника владения мячом.
    • Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
    • Ловля двумя руками “высокого” мяча.
    • Ловля двумя руками “катящегося” мяча.
  • Передачи мяча.
    • Передача мяча двумя руками от груди.
    • Передача мяча двумя руками сверху.
    • Передача мяча двумя руками снизу.
    • Передача мяча одной рукой от плеча.
    • Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.
  • Броски мяча.
    • Броски мяча двумя руками от груди с места.
    • Броски мяча одной рукой от плеча с места.
    • Броски мяча одной от плеча в движении после двух шагов.
  • Ведение мяча.
    • Ведение мяча с высоким и низким отскоком.
    • Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
    • Ведение мяча с изменением высоты отскока.
    • Ведение мяча с переводом на другую руку.
    • Ведение изменением направления движения.
    • Ведение мяча с обводкой препятствия.
  • Техника защиты.
  • Техника передвижения.
    • Стойка защитника с выставленной вперед ногой.
    • Стойка защитника со ступнями на одной линии.
    • Передвижения защитной стойкой вперед, назад, в стороны.
  • Техника владения мячом.
    • Вырывание мяча.
    • Выбивание мяча.

2. Тактическая подготовка.

  • Тактика нападения.
    • Индивидуальные действия без мяча.
      • Выход на свободное пространство с целью освобождения от опеки противника и получения мяча.
    • Индивидуальные действия игрока с мячом.
      • Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча.
      • Выбор способа передачи мяча в зависимости от расстояния.
      • Применение изученных способов передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
    • Групповые действия.
      • Взаимодействие двух игроков “передай выходи”.
      • Взаимодействие трех игроков “треугольник”.
    • Командные действия.
      • Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
  • Тактика защиты.
    • Индивидуальные действия.
      • Выбор места по отношению к нападающему с мячом.
      • Применение изученных защитных стоек передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего.
      • Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча.
      • Противодействия выходу свободное место для получения мяча.
    • Групповые, действия.
      • Взаимодействия двух игроков “подстраховка”.
    • Командные действия.
      • Переключения о г действий в нападении к действиям в защите.
      • Использование подвижных игр, подготовительных к баскетболу.

3. Организаторские умения.

  • Умение выполнять обязанности помощника учителя в организации и проведении подвижных игр.
  • Умение командовать и управлять строем на месте и в движении.
  • Умение правильно объяснить и провести с классом несколько упражнений.

4. Ведущие физические качества.

  • Быстрота (увеличение скорости простых движений, быстрота реакции).
  • Ловкость (точность и координированность движений).
  • Гибкость. Выносливость.

5. Участие в соревнованиях.

  • По подвижным играм, подготовительным к баскетболу.
  • По тестированию средствами баскетбола (СФП).
  • По мини-баскетболу (упрощенный вариант)

6. Тестирование средствами баскетбола (СФП).

  • Ведение мяча с изменением направления (“змейка”) 30м (2 х 15).
  • Челночный бег с ведением мяча 3 x 10м.
  • Передача мяча двумя руками от груди в стену.
  • Штрафной бросок.

Таблица оценки тестов.

Наименование теста

“5”

“4”

“3”

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

“Змейка” с ведением мяча 2Х15 м/сек

10,0

11,0

10,5

11,5

11,0

12,0

Челночный бег” с ведением мяча 3Х10 м/сек

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

Штрафной бросок, 10 бросков (кол-во попаданий)

5

5

4

4

3

3

Бросок в движении, 10 бросков (кол-во попаданий)

5

5

4

4

3

3

Переда мяча в стену за 30 сек (кол-во передач)

19

18

18

17

17

16

Поурочный план по баскетболу.

Урок 1.

Стойка баскетболиста. Передвижения приставными шагами. Ведение мяча с высоким отскоком. Демонстрация тестов средствами баскетбола.

Урок 2.

Тестирование средствами баскетбола (контрольный cpез)

Урок 3.

Прыжки толчком двух ног. Передача и ловля мяча двумя руками от груди. Ведение мяча с низким отскоком. “Школа мяча”.

Урок 4.

Ловля двумя руками “высокого” мяча. Ловля и передача мяча одной рукой. Ведение мяча с изменением скорости передвижения. “Школа мяча”.

Урок 5.

Ловля двумя руками “низкого” мяча. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Основные правила игры в мини-баскетбол. “Школа мяча”.

Урок 6.

Ловля двумя руками “катящегося” мяча. Ведение мяча с переводом на другую руку. Жесты судей в баскетболе. “Школа мяча”.

Урок 7.

Ведение мяча с изменением направления движения с обводкой препятствий. Передвижения в защитной стойке вперед, назад, в стороны. Бросок мяча в движении после двух шагов.

Урок 8.

Передвижения в защитной стойке с противодействием .Вырывание мяча. Выбор места по отношению к нападающему с мячом. “Школа мяча”. Жесты судей в баскетболе.

Урок 9.

Урок с образовательной направленностью “Мяч в руках”.

Урок 10.

Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Выбивание мяча. Выбор места по отношению к нападающему с мячом. Жесты судей в баскетболе.

Урок 11.

Бросок мяча двумя руками от груди с места. Передача двумя руками от груди с места. Остановка “прыжком”.

Урок 12.

Передача мяча двумя руками сверху. Бросок мяча двумя руками сверху. Выход на свободное место с целью освобождения от опеки противника и получения мяча.

Урок 13.

“Школа мяча”. Соревнование на развитие силы.

Урок 14.

Урок с образовательной направленностью “С мячом и без мяча”

Урок 15.

Передачи мяча двумя руками от груди с отскоком от пола. Взаимодействия двух игроков “Передай мяч и выходи”. Остановка в два шага. “Школа мяча”. Соревнование на развитие координационных способностей.

Урок 16.

Ведение мяча с изменением скорости передвижения. Взаимодействие трех игроков “Треугольник”. Броски изученными способами. Жесты судей в баскетболе.

Урок 17.

Ведение мяча с изменением высоты отскока. Применение изученных приемов в зависимости от действий и расположения нападающих. Передачи мяча изученными способами. Соревнование на развитие выносливости.

Урок 18.

“Муравейник” на уроке. Двусторонняя учебная игра.

Урок 19.

Совершенствование изученных элементов в двусторонней учебной игре. Жесты судей в баскетболе. Выполнение упражнений по карточке-заданию.

Урок 20.

Тестирование средствами баскетбола (текущий срез). Сравнительная характеристика с контрольным срезом.

Урок 21.

Передача и ловля мяча изученными способами. Действия одного защитника против двух нападающих. Соревнование на развитие быстроты.

Урок 22.

Сочетания изученных элементов в различных связках (вышагивание - ведение - бросок — передача). Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

Урок 23.

Сочетание изученных элементов в различных связках (ведение -остановка - вышагивание — бросок). Взаимодействия двух игроков “Подстраховка”. “Школа мяча”.

Урок 24.

Сочетание элементов в различных связках (ведение мяча -бросок - передача). Выход на свободное место с целью освобождения от опеки противника и получения мяча.

Урок 25.

Урок с образовательной направленностью “Сыграемся!”.

Урок 26.

Броски мяча изученными способами (штрафной бросок). Выбор способа передачи мяча в зависимости от расстояния. Броски мяча в движении после двух шагов.

Урок 27.

Броски мяча на месте в движении и с места в различных сочетаниях. Передачи мяча на месте и в движении в различных сочетаниях.

Урок 28.

Тестирование средствами баскетбола (итоговый срез). Сравнительная характеристика с текущим срезом. Обсуждение результатов тестирования (мониторинг развития СФП).

Требования к учащимся после прохождения учебного материала.

После прохождения учебного материала учащийся 5 класса должен

Знать:

  • характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
  • использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
  • возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • возрастные особенности развития основных физических качеств.

Уметь:

  • быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
  • свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
  • вести мяч правой и левой рукой;
  • выполнять броски мяча с близкого расстояния;
  • осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
  • определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.

Демонстрировать:

  • изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
  • взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
  • развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и региональным тестам физической подготовленности;
  • возрастную динамику физической подготовленности;
  • оценку показателей физического развития.